Применение нетрадиционных методов развивающих технологий для формирования интеллектуально-творческих способностей
консультация

Основные требования ФГОС - создание содержательно-насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Развивающие технологии направлены на использование потенциальных возможностей ребенка, на мотивацию его на действие, на познание нового.

Исследованиями ученых доказано, что, если ребенку не давать готовых образцов, а предлагать ему ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребенка быстро развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива.

К развивающим технологиям в ДОУ относятся:

- Развивающая среда, способствующая реализации детских интересов, их жизненной активности (говорящая стена/доска, бизиборд – развивающая доска, доска тактильных ощущений).

- ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач), которая предполагает использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека (круги Луллия).

- Социальное движение, развивающее у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность (Буккроссинг – движение книголюбов, волонтерство (технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение нетрадиционных методов развивающих технологий          для формирования интеллектуально-творческих способностей

Слайд 1

Основные требования ФГОС - создание содержательно-насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Развивающие технологии направлены на использование потенциальных возможностей ребенка, на мотивацию его на действие, на познание нового.

Исследованиями ученых доказано, что, если ребенку не давать готовых образцов, а предлагать ему ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребенка быстро развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива.

Слайд 2

К развивающим технологиям в ДОУ относятся:

- Развивающая среда, способствующая реализации детских интересов, их жизненной активности (говорящая стена/доска, бизиборд – развивающая доска, доска тактильных ощущений).

- ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач), которая предполагает использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека (круги Луллия).

- Социальное движение, развивающее у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность (Буккроссинг – движение книголюбов, волонтерство (технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры»).

Слайд 3

Развивающая среда

Развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное    становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Слайд 4

Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено.

Бизиборды соответствуют требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения:

— насыщенность.

 Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

— трансформируемость.

Данное пособие эстетично и мобильно, доски можно повесить горизонтально или вертикально, или просто положить на пол.

Они не загромождают обстановку в группено в тоже время в комплексе выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функциюБлагодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться как детьми раннего возраста, так и старшими дошкольниками.

Слайд 5

 Формы работы с бизибордом:

  • Образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Дидактическая игра

Развивающие доски бизиборд будут максимально интересными для малышей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие (выключатели, защелки и задвижки, дверные цепочки, замки с ключиками, крючки, фонарики и телефонные трубки, диски, бусы, счеты, тканевые лоскутки различной фактуры, картинки с цифрами или животными и т.д).

Слайд 6

Доска тактильных ощущений

Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности, речи.

Данное пособие способствуют зрительному, речевому, осязательному развитию детей. Они с помощью пальчиков начинают знакомятся с материалами из которой сделаны объекты и предметы окружающей действительности. Познают шероховатость, фактуру, плотность и другое.

Слайд 7

Игра с доской помогает тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику рук ребенка.

Доска может использоваться в следующих видах деятельности: образовательной и игровой.

Тактильную доску можно использовать в игровой деятельности детей раннего возраста предметно-игрового манипулирования.

Слайд 8

Говорящая стена/доска

Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую».

Главная составляющая «Говорящей стены» – магнитная доска с различными элементами: леской, прищепками, наборным полотном и тд. Неотъемлемые части «говорящей стены» - материалы, игры и пособия – собираются на полках, шкафчиках и доступны детям.

«Говорящая доска» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Слайд 9

«Говорящие доски» могут использовать в своей работе все педагоги. Также на «говорящих досках» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-эстетическое воспитание дошкольников.

Поэтому целью организации «говорящей доски» в группах и помещениях детского сада стало усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков.

ТРИЗ-технология

Слайд 10

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Нетрадиционное многофункциональное пособие ТРИЗ – «Круги Луллия».

"Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец разного диаметра по типу пирамидки. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.  

Слайд 11

Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.

 Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

 Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи: 

  • развивать познавательную активность;
  • мелкую моторику и координацию движений рук;
  • формировать элементарные математические представления;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать внимание детей;
  • развивать навыки воображения;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие связной речи.

Слайд 12

Еще одно нестандартное развивающие многофункциональное пособие – «Камушки Марблс», которое можно использовать с дошкольниками всех возрастных групп.

Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей. 

 Разновидностью являются Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются.

Слайд 13

При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии.

Социальное движение

Слайд 14

Буккроссинг-это социальное движение «книголюбов». Буккроссинг является  средством развития социального интеллекта и инициативы у дошкольников.

Суть этого понятия проста-это «книговорот» (движение книг от человека к человеку). Родитель, ребёнок или педагог- любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую- либо свою, главное, чтобы количество книг не уменьшилось.

Какую же цель преследует «буккроссинг»? - всё очень просто, повышение интереса к чтению и литературе. 

Слайд 15

Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы был установлен книжный стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Были распечатаны рекламные листовки. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках. 

Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги, которые Вы уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.

Буккроссинг – это непросто интересное социальное движение «книголюбов». Благодаря ему дети нашей группы стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу. Родители активно поддержали данное движение.

Слайд 16

Волонтерство. Авторская технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры»

Технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.

В зависимости от степени вовлеченности в добровольчество в учреждении существуют долгосрочная, краткосрочная и регулярная формы волонтерской деятельности.

В нашей работе мы используем лишь некоторые приемы и формы работы волонтеров.

Краткосрочная форма – это разовое участие в акциях и мероприятиях.

Слайд 17

Реализация задач этого движения проходит через следующую деятельность старших дошкольников:

 - образовательная деятельность по направлениям «Забота», «Помощь», «Книжкина больница»

- работа по выполнению конкретных обязанностей, направленных на объекты волонтерства - малыши младшей группы (помощь в сборе малышей на прогулку)

- участие в событийном волонтерстве. Оказание необходимой помощи в подготовке и проведении мероприятий (участие в концертах, различных акциях и флеш-мобах, оформление подарков и др.)

- участие в мероприятиях досуговой деятельности детского сада: подготовка украшений для зала, участие в мероприятиях для воспитанников младшего возраста (в новогоднем утреннике, колядках)

Реализация технологии «Дети-волонтеры» позволяет решать многие образовательные задачи, связанные с социальным развитием старших дошкольников; их коммуникативными навыками; навыками общения в разновозрастных детских коллективах.

Слайд 18

Итогом работы по формированию интеллектуально-творческих способностей у дошкольников являются успехи наших воспитанников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ "Яйский детский сад "Ромашка" Применение нетрадиционных методов развивающих технологий для формирования интеллектуально-творческих способностей

Слайд 2

Развивающая среда , способствующая реализации детских интересов, их жизненной активности. ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач), которая предполагает использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека . Социальное движение , развивающее у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность. Развивающие технологии

Слайд 3

Нетрадиционные пособия: - бизиборд - доска тактильных ощущений - говорящая доска Технология развивающей среды

Слайд 4

Бизиборды С помощью развивающей доски происходит развитие: Мелкой и крупной моторики; Внимательности и самостоятельности; Мышления; Сенсорики ; Творческого потенциала; Логики, памяти; Развития речи; Навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)

Слайд 5

Группа раннего возраста

Слайд 6

Доска тактильных ощущений Способствует формированию познавательных интересов детей, расширению кругозора; Совершенствует мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; Развивает тактильные ощущения и восприятие, зрительную память, речевую активность; Формирует сенсорные способности у детей; Способствует изучению различных цветов, геометрических форм; Развивает воображение, зрительное восприятие, тактильные ощущения. Развивает активный и пассивный словарь через упражнения. Способствует умственной и речевой активности; Воспитывает бережное отношение и любовь к природе.

Слайд 7

Группа раннего возраста

Слайд 8

Говорящая стена/доска Может использоваться в любом режимном моменте: утренняя встреча: э моциональный настрой и планирование на день элемент организованной образовательной деятельности самостоятельная деятельность детей форма индивидуальной работы подведение итогов дня или недели

Слайд 9

Старшая группа

Слайд 10

«Круги Луллия » Игры могут быть подобраны по двум направлениям: 1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание); 2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества (фантастическое задание). 4 типа игр на основе одного набора кругов: 1-й: «Найди реальное сочетание » 2-й: «Объясни необычное сочетание » 3-й: «Придумай фантастическую историю или сказку » 4-й: «Реши проблемы» ТРИЗ

Слайд 11

Средняя группа

Слайд 12

«Камушки Марблс » помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, а также способность предвидеть результаты своих действий создают условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук отрабатывают щипковый, пинцетный, кулачковый захваты формируют знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивают тактильную чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения оказывают положительное влияние на психику ребенка вызывают положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, эмоции

Слайд 13

Младшая группа

Слайд 14

Буккроссинг Правила буккроссинга : • Посмотреть книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа. • Выбрать книги, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дайте возможность прочитать их другим детям и взрослым. • В книгу желательно вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда прочитана и тому подобное . • Книги приносить в хорошем состоянии. • Можно прийти и взять любую книгу или журнал себе, прочитать и отдать другому человеку, или вернуть обратно. • Просьба относиться к книгам бережно. Социальное движение

Слайд 15

Подготовительная группа

Слайд 16

Авторская технология Н.П . Гришаевой «Дети-волонтеры» Задачи: Создание условий для развития социальной сознательности и активности воспитанников. Вовлечение воспитанников в позитивную и социально значимую деятельность . Участие в мероприятиях, социальных акциях, флешмобах и др. Формирование коммуникативных навыков и навыков общения в разновозрастном коллективе. Социальное движение

Слайд 17

Подготовительная группа

Слайд 18

Спасибо за внимание Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Яйский детский сад «Ромашка» Пгт . ЯЯ, ул.Советская дом 12 Официальный сайт: https://romashkayaya.kuz-edu.ru / E-mail : romashkayaya@yandex.ru Тел.: 8-384-412-27-50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

СИСТЕМА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»...

Одаренный ребенок – формирование интеллектуально – творческих способностей детей в условиях ДОУ

 Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном ...

Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»Современный образ ...

Статья"Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста в детском саду."

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании...

ДОКЛАД НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБОБЩЁННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе реализации задач по художественно- эстетическому развитию, с применением нетрадиционных методов рисования»

  Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. Деятельность по изобр...

Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий".

Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий"....