технология нетрадиционного рисования
презентация

Зимовина Юлия Александровна

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на познание нравственной стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.pptx256.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЕ) Подготовила : воспитатель 1 к/к Зимовина Ю.А.

Слайд 2

Актуальность Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на познание нравственной стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность. Современная реальность требует от педагога выбрать новые методы организации занятий по художественно-эстетическому развитию дошкольников «… основным заданием дошкольного образования является обеспечение условий для полноценного развития ребенка, с целью воспитания инициативной, творческой личности. (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 « Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».) Согласно новым нормативным и целевым ориентирам осуществление художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников проектируется в рамках ОО «Художественное творчество». Данная образовательная область включает решение задач в аспектах «приобщения детей к изобразительному искусству, развития творчества и освоения изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации ). Этот раздел программы ориентирован на формирование целостного и полноценного художественно-эстетического опыта детей, приобщение их к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, эстетического отношения к действительности.

Слайд 3

Цель и задачи Цель : Развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Задачи: воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений овладение техническими приемами работы с различными материалами развивать умение изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием развивать цветовое восприятия , различение оттенков развивать умение составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет развивать детское творчество, приобщать к изобразительному искусству становление эстетического отношения к окружающему миру формировать элементарные представления о видах искусства

Слайд 4

Целевые ориентиры освоение художественных видов изобразительной деятельности развитие эстетических способностей овладение техническими приемами работы с различными материалами формирование эстетической культуры ребенка эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре желание участвовать в посильном художественном труде, украшающим жизнь потребность в совместных действиях способность радоваться успехам других

Слайд 5

Этапы и даты Направления изысканий в данной области и результаты Конец ХIХ — начало ХХ века - характеризуется началом экспериментального изучения рисования, понимания феномена рисунка, попытками выявить особенности и генезис развития изобразительной деятельности, разнообразием взглядов относительно механизма художественного развития и образования детей). В то же время идеи Ф.Фрёбеля и М.Монтессори нашли отражение в практике организации изобразительной деятельности в общественных дошкольных учреждениях России (самодеятельность детей с пособиями, развитие моторных умений с помощью штриховок, обводок, копирования, вырезания по клеточкам и т. п .) Научные концепции становления технологий развития изобразительной деятельности

Слайд 6

II этап ( с 20-30 г.г.) В работах А. В. Бакушинского , Ф. И. Шмитта , С. А. Левитина и других развитие детского творчества полагается как естественно протекающий спонтанный процесс; условиями эстетического развития и воспитания выступают расширение эстетических впечатлений, накопление индивидуального опыта. В данный период эстетическому воспитанию отводится особая роль в формировании личности ( П.П.Блонский , К.Н . Вентцель , С.Т.Шацкий ), активно ведется поиск средств музейной педагогики, организуются первые музеи для детей ( Н.Д . Бартрам , А.У . Зеленко).

Слайд 7

III этап (30-80 годы) П роисходит становление методики развития изобразительной деятельности и эстетического воспитания дошкольников. Целевые и содержательные подходы к развитию рисования, лепки, аппликации у дошкольников сформулированы в работах Е. А. Флериной , К. М. Лепилова . Е. А. Флериной и выделены особенности освоения детьми некоторых изобразительных средств и восприятия изображений, разработаны методы и приемы развития деятельности (формообразующие задания, игры, образцы). Разработка проблемы соотношения обучения и творчества нашла дальнейшее отражение в работах Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной , Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, в т. ч . на материале разных видов изобразительной деятельности ( В.А . Езикеева , И.Л . Гусарова , З.В . Лиштван , И.Л . Дзержинская и др .) Начинается более системное и глубокое осмысление целей, содержания развития детской художественной деятельности и ознакомления с разными видами и жанрами искусства: разработка форм, методов приобщения к искусству, отбор произведений искусства, доступных и понятных детям и позволяющих решать комплекс воспитательных, развивающих и образовательных задач в единстве .

Слайд 8

Современный этап Отмечается появление большого числа парциальных программ, методик, использования разнообразия изобразительных материалов и техник, развиваются идеи синтеза искусств (И . А. Лыкова, Л. Г. Савенкова, Л. А. Парамонова), развития художественных способностей (Т. А. Барышева , Е. М. Торшилова ), проектирования современных форм организации детской деятельности, исследуются возможности компьютерных технологий и специальной предметной среды ( мини-музеи, изостудии , центры творчества). Еще одним современным аспектом художественно-эстетического развития и воспитания детей является обоснование основ художественно - творческого экспериментирования (И. А. Лыкова). Стимулирует детское экспериментирование сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе, совместное обсуждение выбора материалов, освоение их разнообразия и изобразительных приемов (Т. С. Комарова, Н. Н. Гусарова , Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева ), « проблемно-провокационных » ситуаций использования изобразительных материалов ( ТРИЗ-технологии ).

Слайд 9

Методы и приемы (по Лернеру и Скаткину ) 1 . Информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный). - Рассматривание картинок, иллюстраций, образца; -Показ (полный, частичный). Полный - что-то новое, частичный - что-то уже известное (может выполнить как воспитатель, так и подготовленный ребенок со средней группы). Полный показ в младшей группе, в старшей группе, в основном, частичный. -Обследование. Для обследования лепки берем твердые предметы (глина, твердо-набитые игрушки). Для рисования - нет ограничений. -Рассматривание образца 2. Репродуктивный метод Этот метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма, включающий в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой. 3. Исследовательский метод Работа по замыслу. Направлена на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу. 4. Эвристический метод Поэлементное обучение творческой деятельности Метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. 5. Игровой

Слайд 10

Формы работы Непосредственная образовательная деятельность Беседы по изобразительному искусству Творческие выставки Самостоятельная деятельность в развивающей среде Образовательные ситуации Проекты художественно- эстетической направленности Вечера развлечений с элементами изобразительной деятельности

Слайд 11

Взаимосвязь всех участников процесса Воспитатель Развитие мелкой моторики Занятия по изодеятельности Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию Обогащение словарного запаса Родители Активное участие в художественно- эстетическом развитии ребенка Единство требований воспитания, обучения и развития ребенка в условиях ДОУ Педагог-психолог Развитие психических процессов Снятие тревожности при негативном настрое на занятия (особые случаи) Инструктор по физкультуре Развитие мелкой моторики Малоподвижные игры на воображение Музыкальный руководитель Музыкальные гостиные, праздники с элементами художественно- эстетического направления Ребенок

Слайд 12

Дидактические основы руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста Принцип от простого к сложному - один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей. Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Принцип повторности - выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. Принцип индивидуального подхода - огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Принцип систематичности и последовательности  сначала лепим - объем  делаем аппликацию - контур  затем рисуем - объем + контур Принцип наглядности Принцип активности Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка Принцип взаимосвязи обучения и развития Художественно-эстетический принцип отбора материала Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды Принцип народности и культуросообразности

Слайд 13

Условия 1.Учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей . 2 . Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника ). 3 . Широкое использование игровой мотивации . 4. Оснащение изобразительными материалами и оборудованием . 5. Центр изобразительной деятельности в группе . 6. Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях .

Слайд 14

Нетрадиционные техники рисования 1 . Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 2. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 3. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют обеими руками , окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается .

Слайд 15

4 . Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. 5. Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон . 6. Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага . 7. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Слайд 16

8 . Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. 9. Монотипия предметная Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. 10. « Набрызг » Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см ). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. 11. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Слайд 17

Нетрадиционные техники рисования в возрастных группах детского сада Младшая группа (2-4 года) Рисование жесткой полусухой кистью Рисование пальчиком Рисование ладошкой Рисование ватной палочкой Печатками из картофеля Средняя группа (4-5 лет) Восковые мелки + акварель Монотипия предметная Оттиск печатками из листьев Оттиск поролоном Рисование мятой бумагой Свеча + акварель Старшая и подготовительная к школе группа (5 -7 лет) Граттаж черно-белый , цветной Кляксография с трубочкой Монотипия пейзажная Набрызг Рисование зубной щеткой Рисование солью, песком

Слайд 18

Список литературы: 1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - ТЦ «Сфера», М., 2007г. 2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - Мозаика – Синтез, М., 2012г. 3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. - Мозаика – Синтез, М., 2012г. 4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества - М., 2005г. 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - Карапуз. Дидактика, ТЦ «Сфера», М., 2006г. 6. Саккулина Н.П, Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2007г. 7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - М., 2001г. 8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2006г. 9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Старшая группа. –М., Владос , 2001г. 10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа. –М., Владос , 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »...

Презентация мастер-класс «Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»

«Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»...

«Преодоление проблем адаптации детей с ЗПР к условиям детского сада посредством использования технологий нетрадиционного рисования».

Хочется показать Вам мини-презентацию моего проекта об использовании техник нетрадиционного рисования в работе с детьми с ЗПР....

Непосредственная образовательная деятельность «Осеннее дерево» с использованием технологий нетрадиционного рисования для старшего дошкольного возраста

Цель: выполнить рисунок с использованием технологий нетрадиционного рисования (выдувание из трубочки и набрызг).Задачи:обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины ...

Конспект НОД по художественно-эстетическое развитиех с использованием технологий нетрадиционного рисования шариками "Дождик за окном"

Я впервые применила на занятии эту технику - рисования шариками, было интересно попробовать.Конечно колготно, нужно найти для всех коробки,шарик, итд.  Но детям очень понравилось, они с удовольст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением технологии нетрадиционного рисования Тема: «Одуванчики» для детей 4-5 лет

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением технологии нетрадиционного рисованияТема:  «Одуванчики»  для детей 4-5 лет...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Мой любимый дождик» с использованием технологии нетрадиционного рисования

Цель: развивать мелкую моторику у детей Задачи:Образовательные:1. Закреплять знание основных цветов2. Закреплять знание эмоций (веселый, грустный) Развивающие:1. Развивать мелкую моторику2. ...