Занятие "Что такое шоколад"
план-конспект занятия (средняя группа)

Бузмакова Елена Валерьевна

Познавательно- ииследовательская деятельность детей должна быть мотивирована, поэтому узнать из чего делают шоколад и сделать его вместе- это очень увлекательное и захватывющее занятие для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое шоколад31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Секреты шоколада»

 Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах;

- познакомить с новой профессией – ШОКОЛАТЬЕ;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

- развивать речь детей, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, формировать навыки взаимопомощи;

- воспитывать чувство радости от проделанных открытий

Активизация словаря: «шоколатье», «какао боб», «какао дерево», ингредиенты.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи.

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперименты, наблюдения.

Предварительная работа: знакомство и историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада и шоколадных конфет, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики», дидактические игры.

Оборудование: ТСО - ноутбук, экран, проектор, презентация.

Материал и оборудование: Фартуки для детей, какао порошок, блюдца, ложечки, салфетки, стаканы водой по количеству детей, клеенка на стол, плитки шоколада, одноразовые тарелки, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

Здравствуйте, дети! У нас сегодня на занятии гости, давайте поздороваемся с ними. 
А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

1. Орг. момент.

Дети встают в круг.

Приветствие:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуйте все

Мои друзья!

- Ребята, мы поприветствовали друг друга, а сейчас я приглашаю вас сыграть в игру «Хорошие слова!»

Игра «хорошие слова» - тема игры – «вкусные» слова.

В группу заходит девочка и плачет, лицо и руки вымазаны шоколадом.

Воспитатель: Здравствуй девочка, почему ты плачешь?

Девочка: Я просила у мамы шоколадку, а она мне дала. АААААА. Сказала, что я уже пять штучек съела, а я еще хочууууу!

Воспитатель: Да, мы заметили с ребятами, что ты ела шоколад, правда, ребята, у тебя все лицо грязное. Вот, посмотрись в зеркало.

Девочка: (смотрится в зеркало) Ой, и правда, мне нужно умыться. (уходит умываться)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно есть так много шоколада? Что может произойти, если съесть много шоколада?

(Ответы детей)

Девочка: Ну наконец- то я умылась, привела себя в порядок, здравствуйте! (Плачет)

Воспитатель: Девочка, почему ты плачешь?

Девочка: У меня живот болит! ААААА!

Воспитатель: Ребята, давайте для начала познакомимся с нашей сладкоежкой и подумаем, почему же у нее болит живот и как мы можем ей помочь?

Воспитатель: Девочка, давай познакомимся, как тебя зовут?

Девочка: Меня зовут Маша. (хнычет)

Воспитатель: Очень приятно, а наша группа называется «Почемучки», ребята, как вы думаете, как можно помочь Маше? Почему у нее болит живот?

Воспитатель: Маша, вот тебе вода, выпей, тебе станет легче, правильно ребята сказали, живот у тебя болит от того, что ты много шоколада съела.

Девочка: Неправда, я вообще могу десять шоколадок съесть, вот!

Воспитатель: Да, какая же ты упрямая, никого не слушаешь.

А ты знаешь:

    1. Где растет шоколад?

2. Почему от шоколада пачкаются руки?

3. Шоколад – это вредно или полезно?

Девочка: А шоколад разве растет на деревьях? Ни разу не видела дерева с шоколадками, вот бы его найти!

Воспитатель: Сейчас мы тебе расскажем где растет такое дерево, только на нем не шоколадки.

Девочка: Интересно, а что на нем растет? И почему оно шоколадное, непонятно!

II.Основная часть.

Воспитатель: 

Рассказ с использованием слайдов презентации.

И так, давайте найдем ответ на первый вопрос – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?».

- А как вы думаете, откуда берется шоколад(ответы детей)

- Его нам дают шоколадные деревья? А еще есть конфетные деревья?

- Нет, таких деревьев не бывает. Шоколад получают из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так. (Слайд 1).

- Шоколадное дерево боится холода, снега и растет там, где нет зимы.  Деревья какао растут в жарких странах.

(Слайд 2).

Это удивительное дерево.

Ребята, посмотрите на шоколадное дерево. Что необычного вы заметили?

Так выглядят цветы на шоколадном дереве, они растут не на ветках как у обычных деревьев, а прямо на стволе

 (Слайд 3).

Когда ствол Шоколадного дерева полностью покрыт плодами, то наступает время сбора урожая

(Слайд 4).

Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы

(Слайд 5).

После сбора урожая какао-бобы необходимо просушить и вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы

(Слайд 6)

 Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат.

(Слайд 7).

Затем из какао бобов отжимают масло.

А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».

Из какао – порошка на шоколадных фабриках при добавлении масла и сахара получают шоколад. 
(Слайд 8)

Воспитатель:        А что еще делают из шоколада ?

Дети:  конфеты, торты, мороженое, зефир, пастилу, пряники, печенье, пирожное.

Девочка: Теперь я знаю, как делают шоколад! А вы знаете?

А сейчас проверим насколько вы были внимательны и запомнили, откуда берет свое начало шоколад.

Дети: Из семян какао – бобы получают порошок, а на кондитерской фабрике добавляют сахар, молоко – получается шоколад.

Воспитатель: Мы узнали, что основной ингредиент (новое слово, означает-составная часть чего-либо) шоколада-это какао.

Давайте теперь отправимся в лабораторию и узнаем свойства какао- порошка. Воспитатель просит детей надеть фартуки, напоминает детям правила поведения в лаборатории

Опыт №1 Свойства какао

Посмотрите, какао – порошок, какого цвета? (Коричневого, шоколадного)
Имеет ли порошок какао запах? 
Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью его пары в 
свою сторону. (Показать)
Как определить, какой вкус имеет какао? Что нужно сделать? (Ответы детей)
Возьмите ложки, наберите на кончик ложки порошок какао и попробуйте его. Какой 
вкус имеет какао? (Горький)

Теперь добавьте порошок какао в стакан с тёплой водой, что произошло?

Дети: Она окрасилась, стала коричневой, шоколадной.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, какао порошок растворился в воде.

Вывод: порошок какао коричневого цвета, имеет ароматный запах шоколада, горький на вкус, хорошо растворяется в жидкости. 

Так как наше занятие посвящено шоколаду, то теперь мы перейдём ко второму столу и поговорим о свойствах самого шоколада.


Опыт №2. Свойства шоколада.

Ребята, перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

Опыт №3.

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Шоколад бывает разным, темный шоколад бывает   горьким  на вкус, чем больше в шоколаде какао, тем он горьче.

- Молодцы, ребята

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать танцевальную паузу.

Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада?  Шоколатье.(введение в пассивный словарь детей)  Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколатье?

-Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.  (слайд )

А не хотели бы вы сами попробовать себя в роли шоколатье?

- Я  предлагаю вам побыть ими.  Пройдите в наш кондитерский цех. Напомнить про стерильность(шапочки.)

Как вы думаете кроме какао для того чтобы изготовить шоколад, какие продукты еще нужны? Ответы детей. Правильно: какао, масло, ванилин, сгущённое молоко.

Давайте немного разомнём наши пальцы перед началом работы.

Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»

Если взять сгущёнки банку

И горячий шоколад,

Взять немножечко орехов,

Земляничный мармелад.

Взять халвы четыре ложки,

Вафельной добавить крошки,

Хорошо всё размешать,

От такого шоколада

Нас потом не оторвать

(Пальцы обеих рук соединяют в круг.

Изображают, как льют шоколад.

Стучат кулачок о кулачок.

По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко.

Загибают по очереди 4 пальца руки.

Показывают, как посыпают крошку.

Изображают, как мешают.

Хлопают в ладоши.

Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами сделать шоколад?

(Ответы детей)

III. Самостоятельная работа.

1-ая часть эксперимента.

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- А теперь я предлагаю нашим гостям-экспертам попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду?

 Если да, то, как это можно сделать?(вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

Воспитатель: Шоколад способствует повышению иммунитета, если употреблять горькие сорта. Также шоколад поднимает настроение.

Воспитатель: Скажите, бывает ли шоколад вреден для здоровья?

Ответ: -Если есть очень много шоколада, то он  бывает вреден для здоровья. Он может вызвать аллергию, можно набрать лишний вес.  Шоколад  не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу).

 Вопрос: Как вы думаете, портятся ли от шоколада зубы?

Ответ: Долгое время считалось, что шоколад разрушает зубную эмаль, но ученые доказали, что это не так.

V. Итог деятельности:

Ребята,о чём м сегодня говорили с вами на занятии?

Что увидели и узнали?

О чём хотелось бы вам рассказать другим людям?

Чем удивить, что показать?

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

Что такое шоколад

Развитие познавательных  интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект НОД на тему: «Что такое шоколад? Узнать об этом каждый рад» в старшей группе

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....

проект "Что такое шоколад?"

Шоколад любимое лакомство детей и взрослых, но мало кто знает, как шоколад попадает на полки магазинов, как он влияет на организм человека и чего в нем больше вреда или пользы. Мнения детей и взрослых...

Занятие "Что такое шоколад"

Через познавательно- исследовательскую деятельность мотивировать детй к поискам новых знаний и умений, узнать из чего делают шоколад и сделать его вместе....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Что такое шоколад?»

Цель занятия: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи образовательной области.«Познавательное развитие»Развиват...