Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования I Подготовительный этап (Сентябрь)
статья (младшая группа)

Исупова Елена Михайловна

Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»

План самообразования

Воспитателя МБДОУ по теме:

«Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру»
на 2021  -2022   учебный год

Составитель: Исупова Е.М.

Шаранга 2021г.

 «Познаём окружающий мир через игру и эксперименты»

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

Задачи: - Проявить свой творческий потенциал

. - Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме.

  • Пополнить и обогатить предметно-развивающую среду в группе.
  • Разработать перспективный план работы с детьми на тему: «Ознакомление детей младшего  возраста с объектами и явлениями живой и неживой природы»

Актуальность выбранной темы: Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Цель; Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей

через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к

самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи:

1.Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;

2.Углублять представления о живой и неживой природе;

3.Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение.

4.Воспитывать личностные характеристики (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими,  т.д.);


План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы, интернет ресурсов.

Сентябрь

-май

1. Составление картотеки книг, статей из журналов

 2. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов

Перспективное планирование

Работа с детьми

Сентябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Мониторинг

Мониторинг

 Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Октябрь

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Ноябрь

Оформление уголка экспериментирования  и оснащение его необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Уголок экспериментирования- оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Январь

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.  Срез мониторинг

Февраль

Проекты,  фотовыставки

Фотовыставка

Март

Обогащать предметно развивающую среду для реализации опытно экспериментальной


деятельности детей

Апрель

Открытые занятия.

Май

Отчёт по теме самообразования

Работа с

родителями

Сентябрь

 Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

консультации

Ноябрь- декабрь

Памятка для родителей чего нельзя и что нужно делать

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

буклеты

Памятка для родителей «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей»

буклеты

Январь-

апрель

Консультация «Мир опытов» участие в проектах, папки - передвижки, фото - выставки,

Консультации,

буклеты

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательноисследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи»

Литература:

 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

 -желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Ожидаемые результаты реализации плана по самообразованию по теме

«Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру»

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо

решить. Предлагает возможные решения.

2.Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

3. Ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

4.Рост уровня любознательности, наблюдательности.

Средства обучения.

Оборудование для детского экспериментирования: микроскоп,

магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы:

весы, мерные стаканчики; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: пипетки, ложки.

Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.

Детские энциклопедии, дневники наблюдений,  схемы, алгоритмы



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Ручеек»

Перспективный план работы с детьми.

Тема: «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру».

Составила: воспитатель Исупова Е. М.

Р.п. Шаранга 2021

Сроки

Мероприятия

Тема

Задачи

Материалы и оборудование

Сентябрь

Цвет

Октябрь

Свет

Воздух

Ноябрь

Воздух

Вода

Декабрь

Вода

Вес

Январь

Вес

Звук

Февраль

Теплота

Человек

Март

Человек

Свойства

материа

лов

Апрель

1.Рисовальнички

2.Волшебная кисточка

1.Что в коробке?

1.Что в пакете?

2.Игры с соломинкой

3. Игры с воздушным шариком и соломинкой

4. Надувание мыльных пузырей

5. Ветер по морю гуляет

1. Узнаем, какая вода

2. Пейте куклы вкусный сок

3.Считалочка-купалочка (Рыбалка)

4. Как вода гулять отправилась

5. Времена года

1. Легкий — тяжелый

2. Сказка о камешке

1.Что звучит?

2. Музыка или шум?

1. Горячо — холодно

2. Чудесный мешочек

1.Веселые человечки играют

2.Починим игрушку

Проект «Я человек»

3. Наши помощники

1.Бумага, ее качества и свойства

2. Древесина, ее качества и свойства

3. Ткань, ее качества и свойства

Глина, ее качества и свойства

Вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Обнаружить воздух.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.

Познакомить со свойствами воды: льётся, движется, можно процедить через сачок.

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).

На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Научить определять температуру веществ и предметов.

Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами.

Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна,

гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется,

горит).

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость,

структура поверхности — гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, не

бьется, не тонет в воде).

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности,

степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень

прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Красная, синяя и желтая краски. Палитра, кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен. Листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа

Полиэтиленовые пакеты.

Трубочки для коктейля (или от Чупа-чупс), емкость с водой.

Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

Таз с водой, модель парусника.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фито чай) водой и с добавленным аромат затором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ванночка с водой, игрушки сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг.

Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).

Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

 Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).

Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.

«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.

Писчая бумага, ножницы, емкости с водой

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и

бруски, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы,

емкости, алгоритм описания свойств материала.



Предварительный просмотр:

Мониторинг исследовательской деятельности детей

Показатели

Показатель 1. Умение осуществлять поисковые действия практического характера, приводящие к выявлению отдельных качеств (свойств) и связей объектов.

Показатель 2. Умение устанавливать наличие простейших связей (соотнесение части и целого, признаков материала и признаков предмета).

Показатель 3. Умение охарактеризовать результат познавательно-исследовательской деятельности, устанавливать соответствие результата и поискового действия, характеризовать эту связь (разорвал – непрочный, разбил – хрупкий).

Показатель 4. Умения действовать в соответствии с целью познавательно-исследовательской деятельности и заданной взрослым последовательностью поисковых действий (алгоритмом из 3-4 действий), отвечать на вопросы о достигнутых результатах.

Часть 1

Задача: выявить умение детей осуществлять поисковые действия практического характера, приводящие к определению отдельных свойств и связей объектов исследования.

Материал: различные предметы для выявления их свойств ( лист бумаги, деревянный кубик, кусочек ткани).

Инструкция: «Возьмите любой предмет со стола. Посмотрите на него, потрогайте, узнайте про этот предмет все, что сможете, затем расскажите, какой это предмет»

Часть 2

Задача: выявить умения характеризовать результат, устанавливать соответствие результата и поискового действия, характеризовать эту связь.

После рассказа о выявленных качествах (свойствах) предмета детям предлагается ответить на вопросы:

Что вы сделали, чтобы узнать, какой предмет?

Как вы узнали, что лимон кислый (бумага шершавая, ткань мягкая и т.п.)?

Что надо сделать, чтобы узнать, что яблоко сладкое (бумага рвется, ткань шершавая и т.п.)?

Диагностическое задание 2. «Из чего сделано?»

Часть 1

Задача: выявить умение устанавливать наличие простейших причинно-следственных связей.

Материал: набор различных материалов (частей предмета) и целых предметов (листочки синей салфеточной и плотной бумаги – синий бумажный кубик; и т.п.), набор пиктограмм: попробовать понюхать – изображение носа; провести пальцем по листочку – посмотреть на него – изображение глаза; разорвать – изображение руки.

Детям предлагается рассмотреть то, что лежит на столе и выполнить задания:

- «выберите, из какой бумаги сделан кубик»;

После установления соответствия, детям предлагается объяснить, как они это узнали.

Часть 2

Задача: выявлять умение детей осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя простейшие модели – пиктограммы, обозначающие объекты и условия исследования, поисковые действия.

Детям предлагается рассмотреть набор пиктограмм, выбрать карточки в соответствии с ситуацией и назвать изображенное на ней действие.

Инструкция: «Посмотрите на карточки и выберите, что надо сделать, чтобы узнать:  что яблоко сладкое (лимон кислый) – изображение язычка; что это лимон, но не попробовав его на вкус – изображение носа; что яблоко круглое, бумага синяя – изображение глаза; что бумага шершавая – изображение руки».

    Диагностическое задание 3. «Как изготовить цветные льдинки?»

Часть 1

Задача: выявить умение детей осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя простейшие модели – пиктограммы, обозначающие объекты и условия исследования, поисковые действия.

Материал: стаканчик, краски, кисточка, формочки, веревочка, карточка-задание, на которой условными символами изображена последовательность действий по изготовлению цветных льдинок (алгоритм действий).

Детям предлагается изготовить цветные льдинки, выполняя действия в соответствии с пиктограммами. Предварительно они должны рассмотреть карточку и сказать, какое действие она означает.

Инструкция: «Мы будем делать цветные льдинки, чтобы украсить елочку на улице. У вас есть карточки-помощники, на которых нарисовано, что надо делать. Посмотрите на каждую карточку и расскажите, что надо делать (что взять для работы и какие действия выполнять)».

Дети должны рассказать о предметах и действиях, соответствующих каждому шагу алгоритма действий:

- перечислить все материалы, необходимые для опыта

- обмакнуть кисточку в краску и набрать краску на кисть

- окунуть кисть с краской в воду и размешать (сделать это несколько раз, чтобы вода окрасилась)

- вылить окрашенную воду  в формочки с веревочкой и положить веревочку, чтобы она лежала в каждой формочке.

- вынести формочки с водой на мороз (замораживаться)

Часть 2

Задача: выявит умение детей принять цель познавательно-исследовательской деятельности и выполнять задаваемую взрослым последовательность поисковых действий (3-4), отвечать на вопросы о достигнутых результатах.

Инструкция: «Мы сейчас будем делать цветные льдинки, чтобы украсить елочку на улице. Все необходимые материалы лежат на столе. Вы должны внимательно слушать и точно выполнять то, что я скажу»,

Взрослый называет действия, соответствующие двум шагам алгоритма (2-3, 4-5) по изготовлению цветных льдинок, представленного в первой части задания.

После выполнения детям задаются вопросы:

- что у вас получилось?

- почему у вас получились такие хорошие льдинки?

- что вы делали?

- вы все сделали правильно?

– по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные);

– по причине их проведения (случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка);

– по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические);

– по количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные, цикличные);

– по характеру мыслительных операций (констатирующие, сравнительные, обобщающие);

– по характеру познавательной деятельности детей (иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач);

– по способу применения в аудитории (демонстративные, фронтальные)



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей №1

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

А) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

А) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

В) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

5. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей №2

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

1. Повторяет ли ваш ребенок дома эксперименты, проведённые в детском саду? (Да/нет)

2. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

4. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях?

5. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание  экспериментировать?

Благодарим Вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского  профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

2.9.Награды,поощрения органов управления образованием,общероссийского профсоюза образования,свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

( муниципального и регионального уровня -за межаттестационный период; федерального уроовня - за межаттестационнный период)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21211169","attributes":{"al...

2.14.. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Почетная  грамота от Упраления образования Сут-Хольского кожууна.Почетная грамота от администрации муниципального района Сут-Хольского кожууна....

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования II Основной этап (октябрь-апрель)

Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» Программа «Личный вклад педагога в совершенствование

"Не стыдно не знать, стыдно не учиться". Объяснить значение этой половицы можно так: человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое...