Опыт работы
материал (средняя группа)

Екатерина Николаевна Валюго

"Русский народный фольклор в формировании личности ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx92.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №  6 «Мишутка»

Педагогический опыт работы на тему:  «Русский народный фольклор в формировании личности ребёнка»

                                                                                             

                                                                                                Воспитатель:

 Валюго Е.Н.

г. Почеп

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

2.  ЭССЕ

3. ВВЕДЕНИЕ

4. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

5. ЦЕЛЬ фольклорной деятельности

6. ЗАДАЧИ фольклорной деятельности

7. МЕТОДЫ И ФОРМЫ фольклорной деятельности

8. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ фольклорной деятельности

9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ фольклорной деятельности

10. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  • Диагностирование детей по фольклорной деятельности
  • Создание предметно-развивающей среды
  • Игры и упражнения, используемые в работе с детьми
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Взаимодействие с родителями

11. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

12. ВЫВОДЫ

13.  ЛИТЕРАТУРА

14.  ПРИЛОЖЕНИЕ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

       Программа дополнительного образования  разработана в соответствии нормативными документами:

  • с ч.5,  ч.6.  ст.12  п.6  ч.3  ст.28,п.22  ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013.г.
  • Требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.
  • СанПин  2.4.1.3049-13  (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации).
  • Примерной программой «От рождения до школы» под редакцией

          Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.

  • Приказом Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
  •  «Театр-творчество-дети», под ред. Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, 1996 г.

                                ТЕАТРАЛЬНОЕ ЭССЕ

Свою театрализованную деятельность начинала в 2019 году. Это направление я выбрала не случайно. Ещё после школы я мечтала поступить в театральное училище и свою жизнь связать с театром и кино. Но так получилось, что жизнь повернула в другое русло.  Я поступила в педагогическое училище, стала воспитателем детей. И я на данный момент нисколько не жалею. Так как свои мечты я воплотила здесь, в саду с детьми, сыграв немало разных ролей. То, с каким интересом, оживлением и эмоциями дети встречают сказочных персонажей в музыкальном зале на праздниках и на занятиях, в играх навсегда дало мне понять, что я нашла  своё предназначение здесь - в  глазах и улыбках своих детей.

ВВЕДЕНИЕ

Театр – это волшебный мир.

                                         Он дает уроки красоты, морали

                  И нравственности.

                                       А чем они  богаче, тем успешнее

Идет развитие духовного мира детей

Б.М. Теплов

        Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает осуществить театр.

    Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба). Благодаря театру ребенок  познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная  деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.  

Работая над этой темой, я сделала для себя следующие выводы: всю работу нужно строить на создании ярких, запоминающихся образов и желании использовать их в своей повседневной жизни.

Сказка – одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения.

 «Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливее рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы» (И. Карнаухов).

Занимаясь с детьми, главной целью я ставлю развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

     Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.                                                       

         В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М.Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

      Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

ЦЕЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развивать творческие способности  средствами театрализованной деятельности.

ЗАДАЧИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развивать устойчивый интерес к театральной игровой       деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

Расширять представления детей об окружающей действительности.

Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

Обогащать и активизировать словарь детей.

 Совершенствовать интонационную выразительность речи.

 Развивать диалогическую и монологическую речь.

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

 Развивать память, мышление, воображение, внимание.

Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

Воспитывать желание играть театральными куклами.

Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

МЕТОДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций – моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно – творческой деятельности).
  • Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).
  • Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
  • Использование ИКТ (мультимедийные презентации, видеопоказы).

ФОРМЫ  ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Игры драматизации.
  • Пальчиковые игры  для развития моторики рук.
  • Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения. 
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности. 
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  •  Упражнения по этике во время драматизаций.
  •  Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой,     движением, костюмом, декорациями.
  • Рассказ детей.
  • Чтение воспитателя.
  • Беседы по содержанию сказок.
  • Просмотр видеофильмов.
  • Разучивание произведений устного народного творчества.
  • Обсуждение сказок и ролей.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Объяснение.
  • Наблюдения.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ  ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.

2. Речевая культура. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

3. Эмоционально-образное развитие. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения,  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

4. Музыкальное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

5. Основы коллективной творческой деятельности. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На первом этапе своей  театрализованной деятельности  разработала  рабочую программу театрализованного кружка «Мир  сказки» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (см. Приложение 1)

    Для осуществления дальнейшей  работы я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 5 – го года жизни в количестве 16 человек.

Диагностировала детей в соответствии с основными критериями развития.

  • КРИТЕРИИ:
  • Основы театральной культуры
  • СФОРМИРОВАН
  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре
  • Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии
  • В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
  • Интересуется театральной деятельностью
  • Использует свои знания в театрализованной деятельности
  • НЕ СФОРМИРОВАН
  • Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре
  • Затрудняется назвать различные виды театра
  • Речевая культура
  • СФОРМИРОВАН
  • Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание
  • Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев
  • Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения
  • Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи
  • В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
  • Понимает главную идею литературного произведения
  • Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев
  • Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета
  • В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)
  • НЕ СФОРМИРОВАН
  • Понимает содержание произведения
  • Различает главных и второстепенных героев
  • Затрудняется выделить единицы сюжета
  • Пересказывает произведение с помощью педагога
  • Эмоционально-образное развитие
  • СФОРМИРОВАН
  • Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя
  • В САДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
  • Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности
  • НЕ СФОРМИРОВАН
  • Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения
  • Музыкальное развитие
  • СФОРМИРОВАН
  • Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы
  • В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
  • Передает в свободных пластических движениях характер музыки
  • НЕ СФОРМИРОВАН
  • Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки
  • Основы коллективной творческой деятельности
  • СФОРМИРОВАН
  • Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем
  • В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
  • Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности
  • НЕ СФОРМИРОВАН
  • Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

      Результаты диагностики 16  исследуемых детей показали:

2020-2021 учебный год (средняя группа):

Показатель освоения программы на начальном этапе:

Констатирующая диагностика:

Процент увеличения освоения программы  в целом, за год – 20%

      На заключительном этапе своей работы была проведена контрольная диагностика.

Результаты оказались следующими: 

2021-2022 учебный год (старшая группа):

 Показатели освоения программы на заключительном этапе:

Контрольная диагностика:

Процент увеличения освоения программы  в целом, за год – 17%

Сравнительная диагностика показателей развития детей:

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и гендерные  особенности.

    В группе создала  театральный уголок,  где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

   Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – театр мягкой игрушки, театр шагающих игрушек, конусный театр а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.

Учитывая гендерные особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ

   Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

   Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

    При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

    Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие общеразвивающие игры и упражнения: «Руки-ноги»,  «Эстафета», «След в след», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения», «Весёлые обезьянки», «Внимательные звери», «Воробьи вороны» (см. Приложение 2).

    Так же пальчиковые игры:  «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

        Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Больной зуб», «Капризуля», «Весёлый пятачок»,  «Колокольчики», «Колыбельная», «Чистим зубки», «Заводим моторчик». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда» (см. Приложение 3).

   Для развития дикции я использовала скороговорки,  диалогические скороговорки (см. Приложение 4 ).

   С целью развития воображения, мышления, памяти, фантазии  предлагала детям игры «Вопрос-Ответ», «Волшебная корзинка»., «Придумай диалог»,  «Закончи сказку», «Придумай хвостик» (см. Приложение 5 ).

     Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям игры: «Угадай, что я делаю», «Бабочки», «Осенние листья», «Снежинки»,  «В стране цветов»,  «Подарок», «Заколдованный лес», «Мокрые котята», «Муравьи» (см. Приложение  6).

   Упражнения  и этюды для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Тепло – холодно.

5. Рассердились на драчуна.

6. Обиделись.

7. Мне грустно.

8. Мне весело.

9. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

Работая над спектаклем, я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

   2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

    2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами:

               а) выразительное чтение;

               б) игровые движения;

               в) мимика.

    2. Индивидуальная работа по ролям.

    3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

     2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

   Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Свои занятия  строила по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

    Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

   

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

    Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей.

   Целенаправленно совместно с детьми родители просматривают видеофильмы, посещают театры, читают произведения.

   Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций. «Домашний кукольный театр», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»,  «О роли родителей в развитие речи ребенка».

    Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их.

Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

 

Формы работы с родителями

  • Тематические консультации, памятки: «Виды кукольного театра», «Роль сказки в жизни ребёнка», «Роль эмоций для ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр – наш друг и помощник».. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми. ( см. приложение 7)
  • Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
  • Спектакли «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми см. Приложение 8)..

Рекомендации родителям

  • Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
  • Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
  •  Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
  • Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
  •  Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
  • Посещение театров.
  • Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

            РЕЗУЛЬТАТ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

  • У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
  •  Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
  • Расширились представления детей об окружающей действительности.
  •  Обогатился и активизировался словарь детей.
  •  Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
  •  Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
  • Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  • Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
  • Усовершенствовали знания о различных видах театра.

Уровень развития театрализованной компетентности детей на заключительном этапе:

ВЫВОД

Мастерство актера - сценическое действие. Спектакль, театральная постановка дают возможность ребенку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет. При этом он понимает, что театр — это, прежде всего труд всего коллектива, в данном случае - группы.

Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: непосредственная театрализованная деятельность детей, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение и праздники, кружковая работа.

           В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена программа «Театр детям».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

3. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.

4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

5. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

6. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г.

7. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д. «Воспитание дошкольника».

8.  10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...