Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx73.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

ДЕТСКИЙ САД.  ИГРУШКИ

МОИ ИГРУШКИ 

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

ЮЛА

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

ДЕТСКИЙ САД

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.                              (хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть                                  (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать,                           (пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать.                   (руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать                               (приседание)

И лепить, и рисовать,                                (имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать.         (руки сложить "замком" перед собой)

МОИ ИГРУШКИ

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки ,        (Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,                              (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони).

Это пёс.                                  (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.        (Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки).

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.         (Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.)

ОСЕНЬ. ОСЕННИЕ ПРИЗНАКИ. ДЕРЕВЬЯ

ОСЕНЬ

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

СОБИРАЕМ ЛИСТОЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

ОСЕНЬ

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем

ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

ХОДИТ ОСЕНЬ В НАШЕМ ПАРКЕ

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ ТИХО КРУЖАТСЯ

Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, ПРИХОДИ

Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

Приходи!                                              зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

Погляди!                                               ладони на щеки

Листья желтые кружатся,                   плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет,                   сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами по ладоням                                                                                                                         

Шапки, куртки надеваем                    имитируем

И ботинки обуваем.                             топаем ногами

Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        кулак, ребро, ладонь

ОСЕНЬЮ

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять                        Поочерёдно загибают пальчики на руке начиная с большого                                                                

Будем листья собирать                              Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины,                Поочерёдно загибают пальчики на руке,           

листики тополя, листья осины,                начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.                  «Шагают» по столу средним и указательным

                                                                     пальчиками.

ЛИСТОПАД

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:          Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,              Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,                 Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,            Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.          Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!      Хлопки в ладоши.

ОВОЩИ. ОГОРОД

ХОЗЯЙКА

Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели, кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)

КАПУСТА

Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)

И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")

Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)

Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)

В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)

ОВОЩИ

В огород пойдем,                                  маршировать на месте

Урожай соберем.                                  идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем,                     имитировать, как  таскают

И картошки накопаем,                         копают

Срежем мы кочан капусты                  срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.      показать руками

Щавеля нарвем немножко                   «рвут»

И вернемся по дорожке.                       идти по кругу, взявшись за руки


ФРУКТЫ

КОМПОТ

Будем мы варить компот,     Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,         Загибают пальчики начиная с большого

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим да песок.

Варим, варим мы компот.       Опять «варят» и «помешивают»

Угостим честной народ.          Развести руки в стороны

НА БАЗАР ХОДИЛИ

Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,            (Мизинцы)

Много груш там и хурмы,     (Безымяннные)

Есть лимоны, апельсины,     (Средние)

Дыни, сливы, мандарины,    (Указательные)

Но купили мы арбуз-         (Большие)

Это самый вкусный груз!  (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

СЛИВЫ

Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

(Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки)

«ЯБЛОКИ» (пальчиковая гимнастика)

Большой пальчик яблоки трясёт.     Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.                          Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.                    Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.                       Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.             Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

ГРИБЫ. ЯГОДЫ

ГРИБЫ

(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

ЗА ЯГОДАМИ

Раз, два, три, четыре, пять,          Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших

В лес идём мы погулять.             Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу        

За черникой,                                 Загибают пальчики, начиная с большого.    

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

ПРОДУКТЫ

ПИРОЖКИ

Я купила масло,                    Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку,              Имитируем лепку пирожков.

Всех друзей я в гости жду!    Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие гостей.

ХЛЕБ

ПЛЮШКИ

Муку в тесто замесили,          (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:          (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,              (Поочерёдно разгибают пальчики обеих начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.         (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!                       (Гладят живот)

ХЛЕБ

Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики  здороваются                

Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

НАША ОБУВЬ

Посчитаем первый раз,                          Попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                          кулачками по столу

Туфли, тапочки. Сапожки             На каждое название обуви загибают по одному  

Для Наташки и Серёжки,                   пальчику, начиная с большого

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Я ПЕРЧАТКУ НАДЕВАЮ

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибают пальчики.

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

ЖУРАВЛИ

До свиданья, до свиданья, 
Возвращайтесь поскорей!" - 
Провожаем, провожаем 
В путь-дорогу журавлей.                      
Машем ручкой вслед птицам
Крылышками машем: 
"До свиданья, Маша! 
Полетели мы на юг, 
Вспоминай нас, добрый друг!"            
Ладошками изображаются крылья птиц

ПТИЧКА

Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)

Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,                 (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.                                           (скрещенные ладони делают взмахи)

ПТИЧКИ И ВЕТЕР

Маленькие птички,                         (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички, 
По лесу летают,                            
Песни распевают.                           
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,                   (
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло            (
соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.                   

 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими.

ПЕТУШОК

Наш красивый петушок           Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.        Разжать ладони.

Крылышками машет.               Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.         Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.          Кистями рук сделать манящие движения.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЕЖИК

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.

Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.

«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)

Зайке беленькому (отгибаем мизинчик)

Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)

Рыжей лисичке (отгибаем средний палец)

Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец)

А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

БУРЁНУШКА

Дай молочка, Бурёнушка,                   Показывают, как доят корову

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,                             Делают «мордочки» из пальчиков

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                     Загибают по одному пальчику на обеих руках

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье                             Снова «доят»

Молоко коровье.

КОТЯТА

(Ладошки складываем,пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)


ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав».

Два жеребёнка: «И-го-го».

Два телёнка, два быка: «Му-у».

Смотри, какие рога!

КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

СОБАКА

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

СНЕЖИНКИ 

Стою и снежинки в ладошку                       ритмичные удары пальцами левой

ловлю.                                                руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. 
Я зиму, и снег,                                              
ритмичные удары пальцами правой 
и снежинки люблю,                          руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. 
Но где же снежинки?                                  сжать кулаки
В ладошке вода,                                           
разжать
Куда же исчезли снежинки? Куда? 
          сжать кулаки — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...            
потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. 

ВАРЕЖКА

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?     сжать пальцы в кулак 

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».  пальцы разжать, кроме большого
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!            
разогнуть большой палец
Ищешь, ищешь и найдешь: «Здравствуй, пальчик,      
сжать пальцы в кулак 
как живешь? 

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре,                                     (Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили.                          (
"Лепят снежок") 
Круглый, крепкий, очень гладкий  (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).          
И совсем-совсем не сладкий.                       (
Грозят пальником)
Раз — подбросим.                                         (
"Подбрасывают")
Два — поймаем.                                            (
Приседают, "ловят")
Три — уроним.                                              (
Встают, "роняют")
И... сломаем.                                                  (
Топают) 

ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ

Снег руками собирали, 
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать, 
Мы их будем согревать, 
Чтобы стали горячее.
(Энергично разминать Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. (2 раза)).

ПОГРЕЕМСЯ

Поиграем-ка немножко                     (Дети хлопают в ладоши). 
Да похлопаем в ладошки. 
Пальчики мы согреваем,                  (
Сжимают пальцы в кулак и разжимают).
Их сжимаем, разжимаем.

ЛЫЖНИКИ

- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. (Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу каждый слог):

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы Холодной поры!

 

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

ПРОГУЛКА

Раз, два, три, четыре, пять          (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять          
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили              (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили       
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались      
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись              (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли         (отряхиваем ладошки)
Суп поели,                                    ("едим суп")
спать легли                                   
(ладошки под щечку).

 

СПОРТСМЕНЫ
Чтоб болезней не бояться       (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.) 
Надо спортом занимать          
(Сжимаем и разжимаем кулаки.)
Играет в теннис теннисист     
(Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист.
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.

ЛЫЖНИКИ
Мы бежим с тобой на лыжах  (Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами) 
А потом – на коньках,
(“бегут” на коньках) 
Но упали мы. Ах! 
А потом снежки лепили,
(Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая) 
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок)
А потом без сил упали
("Кидают друг в друга")
И домой побежали. 

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

МОРОЗ
Вечер приближается             
(разведите руки в стороны),
Вьюга начинается                 (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз                   
(с усилием сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать           (потрите ладони)
Надо их отогревать              (подышите на ладони).
Вечер приближается            (
разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.

ЗИМА
Пришла зима,                 
(трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз.             (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима,                 
(трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос.                 (ладошкой массажируем кончик носа
Снег,                                 
(плавные движения ладонями)
Сугробы,                          (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед.                           (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

МОРОЗ
Ой, сердит мороз                                 
(качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес.                              (взмахивают кистями рук)
Хватает за нос.                                     
(хватают себя за нос)
Щиплет до слез                                     
(щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются                       
(грозят пальчиком)
И на лыжах                                           
(«едут на лыжах»)
И на саночках катаются                       
(«едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. 
(прыгают и одновременно хлопают в ладоши)

ЗИМА
Наши ручки замерзают.                     
(кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко                   
(разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки.                   (хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,               
(прижать ладони друг к другу) 
Сильно надо растереть.                       
(тереть ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем,                     
(греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем!                  (сжимаем и разжимаем кулачки.)

МАЛЕНЬКИЙ ЕГОРКА

Маленький Егорка                          средним и указательным пальцами

Топает по горке,                             правой рукой «шагаем» по левой от кисти до плеча 

Взял саночки,                                  кулачек правой руки кладем на плечо  

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!    скатываемся вниз как с горки 

СНЕГОВИК

Мы слепили снежный ком                Лепим двумя руками комок, 

Шляпу сделали на нем                      Соединяем руки в кольцо и кладем на голову, 

Нос приделали и вмиг                       Приставляем кулачки к носу, 

Получился снеговик                          Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика. 

 

ЗИМОЙ

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева 

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки 

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим 

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» 

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад 

Санки  

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

синхронные движения вперед-назад 

И коньки    

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе 

Мчатся наперегонки.

 

СТРОИТЕЛЬ

Копаю, копаю лопаткой снежок,                              Имитируем движения 

Построю из снега домок-теремок.                        Над головой из ладошек делаем крышу 

И окна, и двери я вырублю в нем,                             Ребром ладоней "вырубаем" 

Почищу дорожки, посыплю песком.                            Имитируем движения 

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!                  Одной рукой изображаем зайчика 

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»                    Пожимаем свои руки 

СНЕЖНЫЙ КОМ

Взяли дети белый ком,                                          Изображаем ком 

Будем строить снежный дом                Движения, изображающие лепку снежков 

Мы польем его водой,                                     Имитируем движения 

Домик будет ледяной                                       "поливаем водой" 

Ком за комом мы кладем,                          Ставим кулачок на кулачок 

Вот и вылепили дом                            Рисуем в воздухе ладонями домик  

МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГЕ

Медведь в берлоге крепко спит,              Руки сложены лодочкой под щечкой 

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                             Загибаем поочередно пальцы 

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится                      Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мезинец и безымянный 

 Убегает от лисицы.                                Пальцы то-же. Кисть руки переворачиваем вниз и "убегаем" указательным и средним пальцами. 

 Мелькает он среди кустов,

 Напетлял — и был таков                      Разводим руки в стороны 

 

БЕЛЫЙ ПУХ

Сыплет белый, снежный пух,         Плавно  опускаем кисти рук  сверху вниз         

Устилает все вокруг.                               Разводим руки в разные стороны          

Пух на шапках                                           Показываем на названные вещи, 

Пух на шубках,                                 ( или поочередно загибаем пальцы) 

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух!                                  Щекочем себя и встряхиваемся 

Кто щекочет  —  пух!                                 Ладошки перед собой, дуем на них 

 

ЗАЙКА

Зайка серенький сидит                     Делаем зайку (смотри выше) 

И ушами шевелит.                           Шевелим указательным и средними пальчиками              

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,                     Обнимаем себя руками 

Надо лапочки согреть.                    Растираем ручки 

Вот так, вот так                               или хлопаем одной рукой другую 

Надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять,          Переворачиваем "зайчика вниз ушками"-   теперь это ножки  

Надо зайке поскакать.                    "Прыгаем" с одной ножки на другую 

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Волк тут зайку испугал!                  Левой рукой изображаем пасть волка 

Зайка прыг и убежал 

НА ДВОРЕ У НАС МОРОЗ
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
(Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
(Ходьба на месте.)

СНЕГОВИК

Давай, дружок, смелей, дружок           Хлопки

Кати по снегу свой снежок -                 Показать руками, как лепим снежок.

Он превратится в толстый ком             Сомкнуть и округлить кисти рук

И станет ком снеговиком.                     Обвести руками в воздухе две окружности

Его улыбка так светла!                          Хлопки

Два глаза… шляпа…нос…метла…      Показывать по тексту

Но солнце припечет слегка -                Ладонь правой руки приложить к левой, пальцы растопырить Увы! – и нет снеговика.                         Развести руками.

СНЕЖИНКИ

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

ПТИЧКИ ЗИМОЙ

Прилетайте, птички!      («Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.          («Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,     (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.     (Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,  (Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!             (Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)

КОРМУШКА

Сколько птиц к кормушке нашей           Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                                 На каждое название птицы загибают по  Шесть щеглов и голубей,                             одному пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.                            Опять сжимают и разжимают кулачки

НОВЫЙ ГОД

НА ЁЛКЕ

Мы на ёлке веселились,                              Ритмичные хлопки в ладоши

И плясали, и резвились.                              Ритмичные удары кулачками

После добрый Дед Мороз                            «Шагают» средним и указательным 

Нам подарки преподнёс.                               Пальцами обеих рук по столу

Дал большущие пакеты,                               «Рисуют» руками большой круг

В них же – вкусные предметы:                     Делают ритмичные хлопки

Конфеты в бумажках синих,                        Загибают на обеих руках пальчики, начиная с Орешки рядом с ними,                                 большого

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

ЁЛОЧКА
Утром дети удивились,                               развести руки в стороны, подняв плечи 
Что за чудеса случились 
Этой ночью новогодней. 
Ожидали, что угодно,                                 
сжимать и разжимать пальцы
А увидели парад: 
В ряд снеговики стоят,                               
руками нарисовать в воздухе три круга
Глазки весело горят,                                   
закрыть и открыть ладонями глаза
А перед ними ёлочка                                  
хлопки в ладоши 
Пушистая, в иголочках. 

ЁЛКА
Елка быстро получается,                       
ладони под углом друг к другу, пальцы между собой
если пальчики сцепляются. 
Локотки ты подними,                         
пальцы вперед, развести, локти к телу не прижимать
пальчики ты разведи. 

НОВЫЙ ГОД
Наступает Новый год!                                     хлопки в ладоши 
Дети водят хоровод.                                        
руки вперед, кисти сцеплены пальцами
Висят на елке шарики,                                    поочередно соединять пальцы на двух руках,          

Светятся фонарики. фонарики                       образуя шар 
Вот сверкают льдинки,                                   
по очереди сжимать и резко разжимать кулаки 
Кружатся снежинки.                                       плавные движения кистями 
В гости дед Мороз идет,                                 пальцы «шагают» по коленям 
Всем подарки он несет.                                   потереть ладони друг об друга 
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:                                  
хлопки по коленям  

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.                                 по очереди массажируем каждый палец 

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку)
Наконец пришла зима.         
(Сжать кулаки, прижать их друг к другу)
Наконец пришла зима           
(Пальцы «идут» по столу, по коленкам)
В гости ёлку привела.     (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются) 
К ёлке все мы подошли,        (
Пальцы «идут» по столу)
Хороводы завели.                   (
Круговые движения кистями рук)
Покружились, поплясали, 
Даже чуточку устали.          
 (Кисти рук опустить, расслабить.)
Дед Мороз скорей приди,
    (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд)
Нам подарки принеси.

ПОДАРКИ
Дед мороз принес подарки:             («Шагают» пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,               (На каждое название загибают
Кукол мишек и машины,                  по одному пальчику, сначала на
Попугая и пингвина,                         
правой, потом на левой руке.)
Шоколадок пол мешка                     
(Делают из пальчиков правой руки 
И пушистого щенка!                         
мордочку щенка, согнуты
Гав! Гав!                                            средний и указательный пальчики – «ушки»)

ЁЛОЧКА
Ждут красавицу колючую             
(«Рисуют» руками елочку)
В каждом доме в декабре.             
(Делают ладошками «дом.)
На ветвях зажгут фонарики,          (Показывают «фонарики».)
Искры брызнут в серебре.             (Руки над головой, пальцы оттопырены.)
Сразу станет в доме празднично, 
(Берутся за руки и становятся в хоровод.)
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, 
( Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.)
Наступает Новый год.

НАРЯЖАЕМ ЁЛКУ
Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого)
Будем ёлку наряжать

(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики,

(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)
Весёлого Петрушку,

(Показывают длинный нос)
И разные игрушки:

(Вытягивают ладони вперёд)
И мишку - шалунишку

(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку

(Прикладывают раскрытые ладони к голове).

ЁЛОЧКА

Зелёненькая  ёлочка    Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и выпрямлены. 

Колючие иголочки.                      Руки перед собой, пошевелить пальчиками 

Ветки распушила                         Руки опустить и потрясти ими 

Снежком припорошила               Погладить себя обеими руками       

 

***
Посмотри: на нашей елке (
сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки         (
показываем низ и верх)
Висят на ней игрушки —
Звездочки и шарики,        (
сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики               (
крутим фонарики).

***
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух,                   (
крутим ручками, словно мельница)
И на землю стелется
Белый-белый пух.                      (
встряхиваем ладошки)
Закрывайте окна,
Закрывайте двери,                      (
соединяем ладошки вместе)
Закрывайте уши,                        (
закрываем ушки)
Закрывайте нос.                         (
закрываем нос)
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз.           (
ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз         (
щипаем названные части тела)


ЁЛОЧКА
Утром дети удивились, (
разводят руки в стороны, подняв плечи
Что за чудеса случились 
Этой ночью новогодней. 
Ожидали, что угодно, (
сжимают и разжимают пальцы
А увидели парад: 
В ряд снеговики стоят, (
руками рисуют в воздухе три круга
Глазки весело горят, (
закрывают и открывают ладонями глаза
А перед ними ёлочка (
хлопают в ладоши
Пушистая, в иголочках. 

ПОСУДА

ПОМОЩНИКИ

Раз, два, три, четыре,                        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,           (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)                                                                          

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                        (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                   (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

   

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

БЕГОНИЯ

Какое красивое имя – бегония!                   Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук

Как будто все время куда-то бежит.      Указательными и средними пальцами «бежим» по столу

Живет на окошке красавица скромная        Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца

И убегать никуда не спешит.                       Хлопки

ФИКУС

Ну-ка, фикус, похвались -                           Хлопки

Вот какой огромный лист!                          Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи,                           Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем:                           Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист                  Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно.                                   Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                   Хлопки

Ростом - с воспитателя!                               Потянуться, руки поднять вверх

КАКТУС

Я с виду колючий, но добрый внутри,          Растопырить пальцы, затем сжать

                                                                           кисти рук («рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри.           Погрозить пальцем

Хоть я и погладить себя не даю,                    Поочередное соединение всех пальцев с

                                                                          большим, начиная с указательного

Зато всех на свете я очень люблю.                То же, начиная с мизинца

ИНСТРУМЕНТЫ

НОВЫЙ ДОМ

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы палочкой,    остальные соединяют «крышей»)      

Есть ещё одно повыше,

Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)

Дом готов, зовём гостей:        (показывают оба указательных пальца)

«Проходите поскорей!»      (делают приглашающий жест рукой)

МЫ РЕБЯТА - МАСТЕРА

Стул сломали мы вчера              пальцы одной руки приставить к локтю другой руки

Мы – ребята – мастера                указать на себя

Молотком тук-тук стучали         постучать кулак об кулак

Гвозди долго забивали-              стучать кулаком об указательный палец

Получилось как-то криво           рука по диагонали                                                       

Отпилили мы красиво                 имитировать движения

Зачищали шкуркой долго           тереть ладонь о ладонь

Покрывали лаком стойким         имитировать движения

Верх узором украшали,               рисуем в воздухе

Папу посмотреть позвали.          приложить ладонь ко лбу

СТРОИМ ДОМ

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). (Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём. (Вращать кисти рук)

ПРОФЕССИИ

ПОВАР

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.                   (ребром ладони стучат по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.          (загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!                   (разводят руками)

ПОМОЩНИК

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

ТОЧИЛЬЩИКИ

Точим нож! Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

(проводят ладонью то одной, то другой руки с

переворотом, на последнюю строку 4 хлопка)

ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

ТРАНСПОРТ

Будем ручками играть

И про транспорт вспоминать.             (Соединяют пальцы с большим пальцем)

Полетим на самолёте,

Облака, вы как живёте?                   (Изображают крылья самолёта)

В лодочке качаемся

И волнам улыбаемся                        (Ладошки « в лодочку», изображают волны)

Мотоцикл мы разгоняем,

Наперегонки играем                          (Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)

С ветром, солнцем и друзьями.        (Руки в трубочку-дуют «ветерком»; руки вверх-это лучи солнца. Руки показывают на друзей)

Называйте транспорт с нами.            

(Надавливают подушечками пальцев друг на друга)

ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ

(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.

ЧЕЛОВЕК

СИЛАЧИ
Ребенок зацепляет согнутые пальцы рук друг за друга и тянет их в разные стороны. 
"Я сильней наверняка! - 
Молвит правая рука. (
Правая ладонь вверху, левая - внизу
"Почему же? Вот и нет! - 
Спорит левая в ответ. (
Левая ладонь вверху, правая - внизу
Тренируются весь день, 
И бороться им не лень. (
Правая ладонь вверху, левая - внизу
Вот какие молодцы, 
Настоящие борцы! (
Левая ладонь вверху, правая - внизу)

ГРЯЗНУЛИ

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами

Тот вырасти может

Болезненным, хилым.

Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка.

Дружат с грязнулями

Только грязнули

Пальцы рук соединить в замок

Которые сами

В грязи утонули

Движение имитирующее пловца

У них вырастают

Противные бяки,

Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся»

За ними гоняются

Злые собаки

Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть»

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут!

Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем.

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

БОЙЦЫ
Пальцы эти – все бойцы.                             растопырить пальцы на обеих руках
Удалые молодцы.                                         сжать их в кулак 
Два больших и крепких малых                   приподнять два больших пальца
И солдат в боях бывалых.                           другие крепко прижать к столу
Два гвардейца – храбреца!                         приподнять указательные пальцы
Два сметливых молодца!                            другие крепко прижать к столу
Два героя безымянных,                               приподнять средние пальцы 
Но в работе очень рьяных!                         другие крепко прижать к столу
Два мизинца – коротышки                         приподнять мизинцы
– Очень славные мальчишки!                    хлопнуть в ладоши

СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК ВСЕХ ОТЦОВ
Сегодня праздник всех отцов,      Сжимают и разжимают пальцы
Всех сыновей, всех кто готов,      Хлопают в ладоши
Свой дом и маму защитить,       Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу
Всех нас от бед отгородить!         Сжимают и разжимают пальцы

КАПИТАН
Я плыву на лодке белой              концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной.       друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан,                       проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган.                  качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся,                      сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся.                         стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик                  ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб.                     пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны,                  выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны,                        прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой,                     плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой.                   как рыбы плывут в воде

МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ

РЫБКА

Рыбка плавает в водице,                      Сложенными вместе ладонями дети                                                                                                                                                Рыбке весело играть.                           Изображают  как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,                     Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать.                    Медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула,                     Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла.                   Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,                   Снова «плывут»

Рыбка быстро уплыла.

КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?

Мы в подводном мире, друг,

(выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)

Рыбы плавают вокруг:

(делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)

Рыба-меч, рыба-пила,

(поочерёдно соединяют пальцы обеих рук большим, начиная с мизинца)

Рыба-удильщик и рыба-игла.
                                                         

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

МАМА

Мамочка – мама,  

Милая моя,                                                  Поставив ладони друг перед

Мамочка – мама,                                       другом, на каждый слог смыкают

Я люблю тебя.                                            и размыкают сначала мизинцы.

На последний слог прижимают Подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.  

НАШИ МАМЫ

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!  (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

ВЕСНА. ПЕРВОЦВЕТЫ

ЦВЕТОК

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

ВЕСНА

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из- под старой травки

Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

КАП, КАП, КАП

Кап, кап, кап – звенит капель.                Ритмично на каждый слог стучат по столу Приближается апрель.                             Подушечками пальцев, начиная с большого.

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ

ЛАСТОЧКА

Ласточка, ласточка,                 На каждую строку большой палец «здоровается»

Милая касаточка,                     дважды с одним пальчиком, начиная с   

Ты где была,                              указательного, - сначала на правой, потом на левой

Ты с чем пришла?                руке.

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

МЕБЕЛЬ

МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ

Раз, два, три, четыре,                                 Загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках

Много мебели в квартире.                            Сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку,                      Загибают пальчики, начиная с большого

А в сервант поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.                      Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

Много мебели в квартире.                                

МЕБЕЛЬ

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,               Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!                     Поднимать зажатые кулачки вверх.

                                               

КОСМОС

МЫ ПО ГЛОБУСУ ШАГАЕМ

Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
На ракету все мы сели –
В космос улетели.

ПЛАНЕТЫ

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

МОЯ СЕМЬЯ

ДОМ

Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

МОЯ СЕМЬЯ

Раз, два, три, четыре,                            Хлопки в ладоши на счет.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!                     Хлопки в ладоши на счет.

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,                 Поочередное поглаживание пальчиков.

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья!                          Массаж всех десяти пальчиков.

КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ

Как у нас семья большая                            Ритмичные хлопки а в ладоши и удары

Да весёлая.                                                     кулачками попеременно

Два у лавки стоят,                                       Загнуть большие пальцы на обеих руках

Два учиться хотят,                                      Загнуть указательные пальцы на обеих руках

Два Степана у сметаны                              Загнуть средние пальцы

Объедаются.

Две Дашки у кашки                                    Загнуть безымянные пальцы

Питаются.

Две Ульки в люльке                                    Загнуть мизинцы

Качаются.

РОДИНА. ДЕНЬ ПОБЕДЫ

КАПИТАН

Я плыву на лодке белой                              концы пальцев направить вперед,

                                                                                  прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной.                 друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан,                               проговаривая стишок, показывать, как 

                                                                            лодка 

Мне не страшен ураган.                              качается на волнах, а затем плавными

                                                                         движениями рук

Чайки белые кружатся,                              сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся.                                показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик                        ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб.                            пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны,                        выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны,                             прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой,                          плавными движениями ладоней показать,

К маме я вернусь домой.                         как рыбы плывут в воде)

ЗДРАВСТВУЙ

Здравствуй, Солнце золотое!                         Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с

Здравствуй, небо голубое!                                     пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок!                          похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, маленький дубок!                       

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

НАСЕКОМЫЕ

ПЧЕЛА

Прилетела к нам вчера                            Машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк                       На каждое название насекомого загибают пальчик.                                                                  

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                             Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам                                                                    

Пожужжали, полетали,                            Машут ладошками,

От усталости упали.                                 Роняют ладони на стол.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)

Паучков на землю смыл

(Хлопок ладонями по коленям или по столу)

Солнце стало пригревать

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

(Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять на ветке.

(«паучки» ползают по голове)

НАСЕКОМЫЕ

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

БАБОЧКА

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

СКОРО В ШКОЛУ

ПОРТФЕЛЬ

Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,                                   (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

В ШКОЛУ

В школу осенью пойду.            («шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!                 (загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!                (грозят указательным пальчиком)

ЛЕТО

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

СКАЗКИ

КОЛОБОК

Жили-были дед да баба

На поляне у реки.                                    Стучим кулачком о кулачок

И любили очень-очень

На сметане колобки.                               Сжимаем, разжимаем кулачки

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.                             Встряхиваем кисти рук

Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.                       Трем ладошки.

Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.                       Гладим поочередно руки.

Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.                    Хлопаем в ладоши.

Использованная литература:

1. Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приёмов изо деятельности для детей подготовительной к школе группе.

2. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр.

3. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей. Изд. Мозайка- Синтез.

4. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6-7 лет.

5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Изд.Литера 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам

Картотекапальчиковых игр и физкультминутокпо лексическим темам.                                  Сентябрь.3 не...

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам

Картотекапальчиковых игр и физкультминутокпо лексическим темам.Подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в старшей группе.

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в старшей группе....

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам для детей дошкольного возраста...