Мастер-класс для педагогов: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.
материал

Татьяна Ивановна Пузикова

Мастер - класс для педагогов "Использование головоломки "Танрам" в работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Мастер-класс для педагогов

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление :- презентация по теме мастер- класса;

Материалы для работы:

Головоломка «Танграм»

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».

1. Организационный момент.

Уважаемые педагоги, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем говорить о использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

Какие развивающие игры, направленным на развитие элементарных математических представлений  вы знаете?

• Какие задачи, можно решить с помощью названных игр?

• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?

Как вы повышаете  свои теоретические знания использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Желаете ли вы получить навыки использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Спасибо, уважаемые педагоги.

Ход мастер-класса.

I. Вступительная часть.

Как гласит народная мудрость  «Всё новое хорошо забытое старое»

- Уважаемые коллеги! Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.

1 слайд: Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.

Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится вот такая…

2 слайд: Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился.,  как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.

3 слайд: Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.

• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга,  более чем с  323 задачами.

• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

“Танграм” часто называют “ головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”.

4 слайд: При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.

• необходимо использовать все семь фигур танграма;

• фигуры не должны перекрываться между собой.

5 слайд: Танграм лёгок в изготовлении, поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами. Для этого нужно:

квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы.

Разделить квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке. ,,,

Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки

И началась игра.   С чего начать?

Обучение дошкольников игре проходит в несколько этапов:

Первый этап 

Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с танами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, их сходстве и различиях. Развивается восприятие цвета, мыслительные операции анализа и синтеза.

Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом этапе:

- Сколько геометрических фигур у вас получилось?

- Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);

– «Раздели фигуры на группы»;

6 слайд:  Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов.

– Подумайте, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник и квадрат и т.д.

– Проблемная ситуация: из каких фигур можно создать прямоугольник, (квадрат, большой треугольник и т.д.)  Детям предлагается несколько образцов изображений..

– Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».

 Что у тебя получилась? Сколько фигур понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».

                           Задание 2   

7 слайд: Второй этап освоения игры Танграм предполагает развитие у дошкольников элементарных пространственных представлений, умений анализировать и воспроизводить несложные комбинации из танов, геометрического воображения.

Педагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания.

Соберите из  элементов танграма фигуру по образцу.

Работа выполняется по вариантам.  Проверьте друг друга

                         Задание 3  

8 слайд: А теперь соберите, понравившуюся Вам фигуру из предложенных, не озвучивая её. Давайте предложим гостям  угадать, что у Вас получилось.

9 слайд: «Высшим пилотажем» игры Танграм считается создание изображений по детальным, силуэтным либо контурным образцам 

                                 

                                    Задание 4

10 слайд:  С помощью танов можно собирать не только фигуры, но и буквы и цифры. Рассмотрите примеры выкладывания цифр, выложите любую понравившуюся цифру.  Озвучьте, что у Вас получилось.

Задание 5

3 тап работы с танграмом  предполагает более сложную, творческую работу,  это составление сказок, рассказов, историй. Я со своими детьми обыгрываю 11 слайд: русские народные сказки. Например – сказка «Теремок». Сначала вспоминаем сказку, затем  распределяем роли с заданием и обыгрываем…

Объединитесь в 2 подгруппы. Придумайте,  сказку используя фигуры, составленные из элементов танграмма.

Спасибо! У Вас получились замечательные истории, которые Вы создали с помощью танграма.

Использование в работе с детьми Танграмма  служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Результаты мониторинга показали, что в результате использования Танграма у детей  в среднем на 10 -15% улучшились показатели по ФЭМП.

В чем польза танграма?

Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни…

Итак, что же это за игра такая "ТАНГРАМ"?

ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!

                                                                              Представлен на районный

                                                                                  семинар по преемственности

                                                                               27.10.2016

                             Мастер – класс для педагогов:

«Использование головоломки «Танграм»» в работе с

                              дошкольниками».

                                                                                   Подготовила воспитатель    

                                                                                   МКДОУ «Д/С №3»

                                                                                    Пузикова  Т. И.

                                        г. Благодарный