Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры
материал

Ковалева Екатерина Николаевна

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101»

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»

Подготовили:

воспитатель: Ковалева Е.Н., ВКК

воспитатель: Карелина Л.Н., 1КК

Воронеж 2022г.

Актуальность.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра.
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. 

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный) - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями

Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

Задачи:
- формирование общей сенсорной способности;
- обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д. ;
- получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
- умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Для решения задач выбраны направления нашей работы:

• формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);

• обучение способам обследования предметов;

• развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Виды дидактических игр 

Игры для сенсорного развития:

величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Найди листок» и т. п.

Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

форма: «Какой это формы», «Геометрические бусы», «Волшебный мешочек» и т. п.
В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

цвет: «Разноцветные варежки», «Подбери сапожок», «Собери палочки в вазочку», «Цветочная поляна» и т. п.
Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами:

«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку», «Чудесные кубики», игры с палочками Кюизенера и т. п.

Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.

Для развития мелкой моторики используем дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.

Для развития тактильных ощущений мы используем природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн», «Сенсорная коробка», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения.

Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.

Работа с родителями

анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;
практикум по созданию игр по сенсорному развитию
консультации, беседы:
• «Пальчиковая гимнастика»
• «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
• «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
• «Гимнастика для глаз»;
• «Давай с тобой поиграем» и т. д.

В результате

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего    окружения, их свойствам;

•  с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

•  способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;

•  умеют выполнять простейший сенсорный анализ;

•  стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;

•  дети научились играть в дидактические игры.

Перспективы работы

  • Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей
  • Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию и предложить оформить семейные опыты по сенсорному воспитанию детей
  • Обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом по сенсорному воспитанию