Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры
материал
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101»
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»
Подготовили:
воспитатель: Ковалева Е.Н., ВКК
воспитатель: Карелина Л.Н., 1КК
Воронеж 2022г.
Актуальность.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра.
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность.
Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный) - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями
Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Задачи:
- формирование общей сенсорной способности;
- обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д. ;
- получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
- умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Для решения задач выбраны направления нашей работы:
• формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
• обучение способам обследования предметов;
• развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Виды дидактических игр
Игры для сенсорного развития:
• величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Найди листок» и т. п.
Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• форма: «Какой это формы», «Геометрические бусы», «Волшебный мешочек» и т. п.
В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• цвет: «Разноцветные варежки», «Подбери сапожок», «Собери палочки в вазочку», «Цветочная поляна» и т. п.
Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Игры с предметами:
«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку», «Чудесные кубики», игры с палочками Кюизенера и т. п.
Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.
Для развития мелкой моторики используем дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.
Для развития тактильных ощущений мы используем природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн», «Сенсорная коробка», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения.
Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.
Работа с родителями
анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;
практикум по созданию игр по сенсорному развитию
консультации, беседы:
• «Пальчиковая гимнастика»
• «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
• «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
• «Гимнастика для глаз»;
• «Давай с тобой поиграем» и т. д.
В результате
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
• с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
• способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
• умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
• стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
• дети научились играть в дидактические игры.
Перспективы работы
- Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей
- Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию и предложить оформить семейные опыты по сенсорному воспитанию детей
- Обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом по сенсорному воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Пери...
Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».
Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».
1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста) 2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разно...
"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» опыт работы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и во...
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр.
Научно-методическая статья....