Картотека подвижных игр в младшей группе
картотека (младшая группа)

Крекова Оксана Валерьена

Картотека подвижных игр в младшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx104.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

подвижных игр во второй младшей группе

        

МЛАДШАЯ ГРУППА (3 -4 ГОДА)

Подвижные игры с ходьбой

Пройди – не задень

На полу расставляются кегли (булавы) в два ряда. Расстояние между рядами – 35– 40 см, а между кеглями одного ряда – 15–20 см. Дети должны пройти или пробежать по коридорчику, не задев кегли.

Рекомендации. Дети проходят по коридорчику сначала по одному, а затем по нескольку друг за другом. Можно дать задание одному ребенку пройти по коридорчику туда и обратно.

Пройди – не упади

Воспитатель кладет на пол доску шириной 25–30 см, а за ней раскладывает кубы, бруски на расстоянии 25–30 см один от другого. Предлагает детям пройти по трудной дорожке, сначала по доске, стараясь не оступиться, затем перешагивая через кубики, бруски, не задевая их.

Рекомендации. Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения при выполнении задания, подбадривает их, некоторых поддерживает за руку; следит за тем, чтобы малыши шли спокойно, не спешили.

Лошадки

Дети идут небольшой группой или колонной, высоко поднимая колени. После 4–5 м такой ходьбы вновь идут свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут высоким шагом.

Правила: при ходьбе с высоким подниманием колен ногу ставить на опору с носка, не топать.

Мышки

Дети идут так же, как в предыдущем упражнении, но только на носках, чередуя с обычной ходьбой.

Правила: стараться держаться прямо; ногу ставить на носок мягко, бесшумно.

Каравай (хороводная игра)

На Сережин день рожденья Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины, Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.

Вот такой низины, Присаживаются на корточки.

Вот такой ужины, Сходятся к центру круга.

Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг.

Каравай, каравай, Хлопают в ладоши.

Кого хочешь, выбирай! Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр.

Игра повторяется.

Правила: выполнять разнообразные движения в соответствии с предложенным текстом. Один ребенок в центре круга.

Не задень

Дети идут друг за другом, обходя положенные в ряд предметы (кубики, шишки, камешки, небольшие кольца и т. п.).

Правила: обходить предметы, не задевая их, сохраняя интервал друг от друга.

Тишина

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:

Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши.

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза

(10 с).

Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.

Кто соберет больше шишек

На площадке раскладывают шишки, камешки. Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять шишки. Отмечается тот, кто собрал больше.

Правила: собирать после сигнала; нельзя отбирать предмет у товарища.

Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

Правила: ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

Усложнение:

Внутри круга стоит ребенок. Дети идут по кругу и говорят:

Ходим кругом

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать! То, что Дима нам покажет, Будем дружно повторять!

Дети выполняют движения за водящим.

Заранее водящего не выбирают, его называет воспитатель после слов:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Ну-ка, Валя, выходи,

Что нам делать, покажи!

Правила: каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.

Поездка на дачу

Дети распределяются на две группы: одна, например, ожидает поезд в намеченном месте на станции; другая изображает поезд (дети двигаются по площадке друг за другом или держась за веревку).

По сигналу «поезд приближается к станции», останавливается. Дети размещаются в нем и двигаются уже все вместе. Если группа разновозрастная, то старшие изображают поезд, держа длинные рейки с двух сторон. Малыши заходят внутрь.

Правила: дружно действовать по сигналу.

Пройди в ворота

Делают воротики (из палок, флажков на подставках, стульев). Дети распределяются на четыре подгруппы. Каждая стоит перед одними воротиками. В правой руке у детей флажки. В середине площадки воспитатель с барабаном (бубном). Дети шагают на месте и размахивают флажками в ритм ударов барабана или под следующие слова:

На зарядку утром рано

Мы выходим с барабаном. Он гремит, гремит, гремит, В ногу всем шагать велит.

С окончанием слов или ударов в барабан дети проходят в воротики и, сделав небольшой круг, возвращаются в первоначальное построение.

Правила: в ходьбе на месте шагать энергично, поднимая колени.

Вверх и вниз

Подняться в горку и спуститься с нее в свободном построении или в колонне.

Использовать целесообразную длину шага (в горку шаг более мелкий).

Правила: идти по свободному месту, не толкать друг друга.

У ребят порядок строгий

Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:

У ребят порядок строгий, Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра-та-та, тра-та-та!

На сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту.

Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

Пойдем в гости

Дети         располагаются         двумя         подгруппами         на         разных сторонах         площадки. Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону площадки, каждый подходит, к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы.

Правила: переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.

Трамвай

Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей.

Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать.

Варианты: сделать 2–3 трамвая, которые могут двигаться по очереди; на пути движения трамвая поставить какое-либо препятствие: доску (мостик) – дети проходят по доске.

Подвижные игры с бегом

Бегите к флажку

Дети сидят или стоят на одной стороне комнаты (площадки). На противоположной стороне, на расстоянии 6–8 м от них, на стульях или на скамейке разложены флажки (кубики). Дети по предложению воспитателя идут к флажкам, берут их и направляются к воспитателю. Затем по его сигналу бегут к стульям, кладут флажки (кубики) и возвращаются обратно.

Рекомендации, Флажки нужно раскладывать на расстоянии 30 см один от другого, чтобы малышам было удобно их брать. Воспитатель следит, чтобы дети шли в определенном направлении, организованно, не наталкиваясь друг на друга, поощряет тех, которые идут с флажком красиво, ровно. После нескольких повторений игры можно усложнить задание – предложить детям бежать за флажком.

Кот и мыши

Дети сидят на скамейке или стульчиках – это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Рекомендации. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза, а возвращаться – когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания – тогда дети-«мышки» выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.

Птички в гнездышках

Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, – это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-«крыльями». По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» возвращаются на свои места.

Рекомендации. Воспитатель следит, чтобы дети-«птички» действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть начерченные на земле круги, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит выпрыгивать из гнездышек (обруча).

Воробышки и автомобиль

Дети садятся на стульчики или скамейку на одной стороне площадки или комнаты

– это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя: «Полетели воробышки на  дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-«крылышками».

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки!» «автомобиль выезжает из гаража», «воробышки улетают в гнезда» (садятся на места). «Автомобиль возвращается в гараж» – «воробышки полетели».

Рекомендации. Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10–12) детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробышки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми. Первоначально роль автомобиля берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры эту роль можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.

Найди свой домик

Взрослый предлагает детям выбрать домики. Это могут быть стулья, скамейки, кубы, обручи, начерченные на земле кружки. У каждого отдельный домик. По сигналу взрослого дети выбегают из домиков, расходятся по комнате (площадке) и резвятся до тех пор, пока взрослый не скажет «Найди свой домик!». По этому сигналу дети бегут в свои домики.

Рекомендации. Воспитатель следит, чтобы дети бегали легко, не наталкивались друг на друга, не подбегали к домикам до сигнала взрослого. При повторении игры можно устроить коллективные домики в разных местах комнаты (площадки): несколько стульев, большие обручи, скамейки. В них могут разместиться по четыре-пять детей. После сигнала они бегут в свои домики. Если на первых порах дети путают домики, им надо помочь. Запоминая домики, малыши учатся ориентироваться в пространстве.

Лохматый пес

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся  на противоположной стороне, на ковре, изображает собаку. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?».

Дети приближаются к собачке. Как только воспитатель заканчивает  чтение стихотворения, она вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, собачка гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, собачка возвращается на место и опять ложится на коврик.

Рекомендации. Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться как можно дальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему; не толкали друг друга, убегая от него.

Пройди и не сбей

На полу в один ряд расставляют несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли (змейкой) и не задевая их.

Рекомендации. Воспитатель ставит сначала только три кегли, показывает, как надо пройти, а затем предлагает выполнить это упражнение детям, помогая им. При повторении упражнения можно увеличить количество кеглей или кубиков и предложить пробежать между ними.

Пузырь

Дети вместе с воспитателем стоят вплотную в кругу, взявшись за руки. Круг понемногу расширяется: дети отходят назад, говоря вместе с воспитателем:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой Да не лопайся.

Все держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не сказал: «Пузырь лопнул». Тогда все дети опускают руки, хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки.

По сигналу воспитателя дети снова образуют круг, и игра возобновляется.

Правила игры. Дети говорят хором «Хлоп!» и приседают только после слов воспитателя: «Пузырь лопнул».

Указания воспитателю. Слова: «Пузырь лопнул» воспитатель может заменить словами: «Воздух выходит». Тогда все играющие, не разрывая сцепленных рук, медленно сходятся к центру, произнося: «Тсс...»

В игру можно внести следующий вариант. Воспитатель говорит: «Пузырьки полетели!», и дети разбегаются по площадке.

Игру можно повторить 3–4 раза.

Солнышко и дождик

Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты (или по сторонам площадки), это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!» Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел – говорит воспитатель, – бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» и стучит пальцами о какой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.

Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова зовет детей на прогулку. «Дождь перестал, – говорит он, – можно гулять». Когда дети возвращаются с прогулки, воспитатель осматривает одежду детей и расспрашивает, не намочили ли они платье, ботинки.

Правила игры. 1. Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!». 2. Дети убегают домой по сигналу воспитателя: «Дождь пошел!»

Огуречик

Один ребенок – ведущий – находится в стороне от всех детей. Играющие ритмично приседают и говорят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.

Правила игры: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.

Карусель

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны.

Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра!

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

У медведя во бору

Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне – медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь рычит,

Он на нас сердит.

После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.

Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

Быстрее к своему листу

Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой – березы.

Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м).

Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.

Правила: бежать только по сигналу; находить свободное место для бега.

Быстро возьми предмет

Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками), которых должно быть на 1–2 меньше, чем играющих. На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка): «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!».

Подвижные игры с прыжками

По ровненькой дорожке

Дети вместе с воспитателем на одной стороне площадки намечают место, где у них будет дом, и отправляются в путь. Воспитатель произносит текст, в соответствии с которым дети выполняют разные движения: идут, прыгают, приседают.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два! (Идут.)

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам

В ямку – бух! (Прыгают.)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки,

Устали наши ножки. (Дети идут, а затем приседают на корточки.)

Вот наш дом, здесь мы живем. (Все бегут в дом.)

Рекомендации. Воспитатель может произносить слова в более быстром темпе, повторить четверостишие большее количество раз.

Лягушки

Посередине площадки, комнаты чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга – это болотце. Дети-«лягушки» располагаются по краю болотца, а другие дети садятся на стулья, расставленные вдали от болотца.

Воспитатель вместе с детьми, сидящими на стульях, говорит следующие слова:

Вот лягушки по дорожке, Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки, Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, прыгают, продвигаясь вперед, изображают лягушек.

По окончании текста дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши – пугают лягушек; дети-лягушки прыгают через черту – в болотце и садятся на корточки. Затем игра повторяется.

Через ручеек

На площадке чертятся две линии на расстоянии 15–20 см – это ручеек. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии один от другого.

Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись двумя ногами одновременно.

Рекомендации. Воспитатель может сказать детям, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть как можно дальше, чтобы не попасть в него и не намочить ноги.

С кочки на кочку

На площадке воспитатель чертит круги диаметром 30–35 см. Расстояние между ними примерно 25–30 см. Это кочки, по которым нужно перебраться на другую сторону болота. По кочкам можно перешагивать, перебегать, перепрыгивать.

Рекомендации. Кочками могут служить круги, вырезанные из плотной бумаги или тонкого картона. Если детям дается задание перепрыгивать на двух ногах, то надо следить, чтобы ребенок отталкивался одновременно двумя ногами и мягко приземлялся на обе ноги. Кочки можно располагать в любом порядке. Воспитатель может увеличивать или уменьшать расстояние между ними в зависимости от возможностей детей.

Поймай комара

Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1–1,5 м, к которому шнуром привязана фигурка комара (из бумаги или материи). Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Поймавший комара говорит: «Я поймал».

Рекомендации. Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Кот и воробышки

Дети встают на скамеечки или кубики (высота 10–12 см), лежащие на полу в одной стороне площадки или комнаты, – это воробышки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», – говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, «разлетаются» в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Рекомендации. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробышков, а только пугает, делая вид, что ловит их.

Зайчата

Все дети – зайчики. Они располагаются на пригорке. Им может служить горка на площадке или в комнате. Воспитатель произносит: В поле на пригорке Зайчики сидят. Свои лапки греют, Ими шевелят.

Дети делают соответствующие движения (хлопают в ладоши, шевелят руками).

Через некоторое время воспитатель и дети говорят:

Крепче стал мороз, никак,

Мы замерзнем, сидя так.

Чтоб согреться поскорей,

Будем прыгать веселей.

Дети «сбегают с горки», начинают бегать, подпрыгивать, «постукивать лапкой о лапку». По сигналу воспитателя возвращаются на горку.

Рекомендации. Играя с малышами, следует внимательно следить за ними. Важно, чтобы дети не толкали друг друга, слушали текст и сигналы воспитателя. Воспитатель произносит слова четко, не торопясь, чтобы дети успевали произвести соответствующие движения.

Кролики

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья сиденьями внутрь полукруга – это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине – лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Два-три ребенка встают сзади стульев, по указанию воспитателя присаживаются на корточки – «кролики сидят в клетках». Воспитатель-«сторож» подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Рекомендации. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стулом, не задевали его спиной. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или палки, рейки, положенные на сиденья стульев.

Прыгай – хлопай!

Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами. По предложению воспитателя одни ритмично хлопают, другие прыгают на двух ногах на месте. После 12–16 прыжков меняются ролями.

Правила: прыгать ритмично под хлопки указанным способом (ноги вместе или ноги врозь – вместе).

Не отдам!

Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног – палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель – в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!».

Правила: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.

Ножки

Дети стоят шеренгой, воспитатель – напротив на расстоянии 15–20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.

Ножки, ножки

Бегут.

Бежали по дорожке.

 Прыгают на двух ногах вперед.

Бежали лесочком,

Бегут.

Прыгали по кочкам.

Прыгают на двух ногах на месте и останавливаются.

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок.

Нашли сапожок.

Возвращаются к началу.

Правила: ритмично, легко прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, и на месте. Подвижные игры с ползанием

Проползи – не задень

Дети располагаются в одной стороне комнаты, зала. На расстоянии 3–4 м от них ставятся стулья, на их сиденьях – гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

Рекомендации. Воспитатель может увеличить расстояние для ползания, а также по своему усмотрению положить палки выше или, наоборот, ниже. Следует следить за тем, чтобы дети, проползая, не задевали палки, рейки, хорошо прогибали спину и не поднимались раньше, чем доползут до скамейки.

Пробеги, как мышка, пройди, как мишка

Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см, за нею на расстоянии 2–3 м вторая высотой 30–35 см.

Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т. е. опираясь на ступни ног и на ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях), затем вернуться на свое место.

Рекомендации. Для проведения этого упражнения можно также использовать рейки, положенные на кубы или сиденья (спинки) стульев. Воспитатель следит, чтобы дети проползали по-разному, подбадривает их, подсказывает, как надо выполнять упражнение.

Наседка и цыплята

Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35–40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки (комнаты) сидит большая птица. Наседка зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову «цыплята подлезают под веревку», «бегут к наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм, приседают, наклоняются, перебегают с места на место. По сигналу воспитателя «Большая птица летит!» птица ловит цыплят, а те убегают от нее и прячутся в доме.

Рекомендации. Когда цыплята возвращаются домой, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее. Роли наседки и большой птицы со временем могут исполнять и сами дети.

Мыши в кладовой

Дети стоят за стульями (скамейками) или сидят на них на одной стороне площадки – это мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 40–50 см, натянута веревка, за ней кладовая. В стороне от играющих сидит воспитатель, исполняющий роль кошки. Когда кошка засыпает, мышки пробираются в кладовую, подлезая под веревку. В кладовой они находят себе лакомства, приседают, грызут сухари, перебегают с места на место, чтобы найти что-нибудь вкусное. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают из кладовой (подлезают под веревку) и прячутся в норки (кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их). Не поймав никого, кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается.

Рекомендации. Важно, чтобы дети, подлезая под веревку, старались не задеть ее.

При повторном проведении игры на роль кошки можно выбрать ребенка.

Через обруч к погремушке (флажку, ленточке)

Обозначается исходная линия. На расстоянии 3 м от нее по числу играющих ставятся большие стулья или к двум стульям прикрепляется вертикально к полу обруч. За ними через 2 м лежат ленточки, флажки. Дети ползут от исходной линии на четвереньках, проползают между ножками стула или в обруч, доползают до ленточки, берут ее, машут над головой, кладут на место и возвращаются. Упражнения выполняют следующие.

Правила: ползать указанным воспитателем способом; подползая, не задевать ножки стула.

Котята и ребята

Подгруппа детей изображает котят, остальные – их хозяева (у каждого – 1–2 котенка). Котята на заборчике – на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока», – говорит воспитатель, подходит к «хозяевам» и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). «Котята» мяукают – просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис- кис!». «Котята слезают с заборчика» и бегут пить молоко. Ребята-«хозяева» говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.

Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).

Проползти по мостику

На землю кладется доска – это мостик. На другом ее конце ставится корзина с мячами. Ребенок на четвереньках ползет по доске, сходит с нее, берет мяч, играет с ним (бросает вверх, ловит), кладет в корзину и возвращается, чтобы повторить упражнение.

Не задень!

На площадке расставляют несколько кубов или флажков на подставках. Шнурами (с двух сторон) обозначают границы площадки. Дети ползут на четвереньках от одного шнура к другому (между ними 5 м), не задевая предметы. В конце встают, хлопают в ладоши над головой.

Правила: огибать встреченный на пути предмет справа или слева; не сталкиваться, уступать друг другу.

Крутая горка

На вторую перекладину лесенки кладется доска с зацепами шириной 30 см. Ребенок встает на четвереньки, проползает по доске, берется за перекладину лесенки, выпрямляется и слезает вниз.

Подвижные игры с бросанием и ловлей

Подбрось – поймай

Один ребенок или несколько детей берут по мячу и встают на свободное место в комнате или на площадке. Каждый подбрасывает мяч прямо над головой двумя руками и старается его поймать. Если ребенок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает.

Рекомендации. Детям четвертогого года жизни надо дать мячи  диаметром 12–15 см. Упражнение могут одновременно выполнять 10–15 человек. Воспитатель говорит детям, чтобы они старались ловить мяч кистями и не прижимали его к груди.

Поймай – прокати

Напротив ребенка на расстоянии 1,5–2 м от него стоит воспитатель. Он бросает мяч ребенку, а тот ловит его и катит обратно к воспитателю.

Рекомендации. Начинать бросать мяч ребенку надо с небольшого расстояния. Когда он овладеет навыками бросания и ловли, расстояние можно постепенно увеличить. Воспитатель учит детей бросать и прокатывать мячи друг другу. Следит, чтобы они бросали мячи снизу вверх двумя руками, при ловле не прижимали мяч к груди, при прокатывании – энергично отталкивали мяч кистями рук.

Сбей булаву (кеглю)

На полу или земле чертят линию или кладут веревку. На расстоянии 1–1,5 м от нее ставят две-три большие булавы (расстояние между ними 15–20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить булаву. Прокатив три мяча, ребенок собирает их и передает следующему играющему.

Рекомендации. Для выполнения упражнения сначала надо дать мячи диаметром 15– 20 см. Затем, когда дети научатся прокатывать мяч энергично и попадать в кегли, можно использовать мячи меньшего размера и увеличить расстояние для их прокатывания.

Кто дальше бросит мяч (мешочек, снежок)

Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной веревкой. Все по сигналу воспитателя бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мяч. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мячам, останавливаются возле них, двумя руками поднимают мячи над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого дети возвращаются обратно за линию.

Рекомендации. Дети бросают мячи по указанию воспитателя правой и левой рукой.

Количество играющих может быть разным, но не более 10–12 человек. Вес мешочка – 150 г.

Попади в круг

Дети стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов от лежащего в центре  большого обруча или круга диаметром 1–1,5 м. В руках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают их в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

Рекомендации. Воспитатель по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать расстояние, с которого дети бросают мешочки; их надо бросать поочередно правой и левой рукой.

Брось через веревку

Дети располагаются на стульях вдоль одной стены зала. На высоте примерно 1 м от пола натягивается веревка. Веревку длиной 3 м с грузиками на концах можно повесить на спинки двух стульев для взрослых или на стойки для прыжков. На расстоянии 1,5 м перед веревкой кладется на пол шнур. Около него лежат один-два мяча диаметром 12–15 см. Один или двое детей подходят к шнуру, берут мячи и бросают их, пробегают под веревкой; догнав мячи, возвращаются обратно.

Рекомендации. Вместо веревки можно использовать длинную рейку, которая также кладется на спинки стульев. Высоту, на которой натягивается веревка, и расстояние от нее воспитатель уменьшает или увеличивает по своему усмотрению в зависимости от возможностей детей. На участке веревка может быть натянута между стойками для прыжков или близко расположенными деревьями.

Мяч в кругу

Дети сидят на полу в кругу. Воспитатель дает мяч и предлагает катать его от одного к другому, отталкивая двумя руками.

Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

Попади в воротики

Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4–6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.

Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

Подбрось повыше

Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12–15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.

Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

Попади в цель

Воспитатель ставит или подвешивает 2–3 вертикальные цели – это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5–2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. Двое-трое детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

Найди свое место

Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться. В помещении это может быть стул, скамейка, куб; на участке можно нарисовать кружки. Дети находятся на своих местах. По сигналу воспитателя выбегают на площадку, бегают легко в разных направлениях. По сигналу «Найди свое место!» возвращаются на свои места.

Рекомендации. Воспитатель следит, чтобы дети бегали подальше от своих домиков, старались быстрее найти свое место. Задание можно усложнить: обозначить несколько домиков цветными флажками или большими цветными обручами. Дети становятся группами у флажков или в обручи. Запоминают свой цвет. По сигналу воспитателя разбегаются, а затем находят свое место.

Найди, что спрятано

Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед ними три – пять предметов (кубики, флажки, погремушки, мячи, кольца и др.) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Воспитатель прячет один или два предмета и говорит: «Раз, два, три! Повернись и посмотри!». Дети поворачиваются лицом к предметам и, внимательно присматриваясь к ним, вспоминают, каких нет. Воспитатель предлагает детям найти эти предметы в комнате. Когда предметы будут найдены, игра повторяется.

Рекомендации. Для игры подбирают хорошо знакомые детям предметы. Игру можно провести и так: только один ребенок отворачивается, когда воспитатель убирает предметы, а потом определяет, какой предмет спрятан. Остальные играющие не должны ему подсказывать.

Угадай, кто и где кричит

Дети встают в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга. Кому-то из детей предлагают прокричать, подражая какому-либо домашнему животному или птице: кошке, собаке, петуху и т. д. Ребенку, стоящему в центре круга, надо отгадать, кто и где кричал.

Рекомендации. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, воспитатель помогает ему, подсказывает.

Найди свой цвет

Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флажка соответствующего цвета.

Рекомендации. Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флажков, расходясь по всей площадке, залу.

Народные игры и забавы

У медведя во бору

На одной стороне площадки чертится круг – это берлога медведя; на другой обозначается дом, в котором живут дети. Воспитатель выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда воспитатель скажет: «Идите, дети, гулять!», они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей ловить нельзя.

После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3–4 раза. Рекомендации. Может быть другой вариант игры – с двумя медведями.

Прятки

Воспитатель предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку, за кусты), а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся. Через некоторое время спрашивает: «Готово?». Дети отвечают: «Готово!». Воспитатель идет искать их. Он заглядывает в разные места, делая вид, что никак не найдет детей. При этом может произносить такие слова: «Куда же спрятались дети? Где же наши детки?». Иногда малыши не выдерживают и, довольные тем, что воспитатель их не может найти, выбегают из укрытия и подбегают к нему. В этом случае воспитатель с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши дети!».

Рекомендации. При повторении игры ребенку можно предложить искать детей. Воспитатель подсказывает детям, куда лучше спрятаться, подает сигнал, когда можно искать.

Жмурки

Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?». Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они, наши дети!».

Рекомендации. Здесь активную роль играет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

Вместо повязки во время игры можно использовать яркий бумажный колпак (конус), который надевается глубоко, прикрывая верхнюю часть лица.

Мыльные пузыри

Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки (спелой ржи или пшеницы) по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце, мисочке. Все дети получают соломинки и делают попытки выдуть мыльный пузырь. Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь летит дальше и не лопается.

Рекомендации. Сначала надо показать детям, как сделать мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынув ее из воды, осторожно подуть с другого конца.

Напои лошадку

Ребенок становится за линию на расстоянии 2–3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее (поднести ведро к голове лошадки).

Рекомендации. Для игры желательно взять лошадку такого размера, чтобы дети могли на нее сесть. Это облегчит выполнение задания – можно будет напоить лошадку, не нагибаясь. Воспитатель вызывает детей только по их желанию. Если никто не изъявит желания начать первым, воспитатель может сам попытаться выполнить задание.

Можно предложить участвовать в игре кому-либо из детей старшей или подготовительной к школе группы. Пусть младшие дети сначала посмотрят, а затем и сами попробуют играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр. Первая младшая группа

картотека содержит перечень подвижных игр для детей раннего возраста...

Картотека подвижных игр (I младшая группа)

Подборка подвижных игр по материалам развернутого перспективного планирования (программа "От рождения до школы"...

картотека подвижных игр 2 младшая группа

Картотека содержит название и описание подвижных игр для детей младшего возраста, что окажет практическую помощь воспитателям в работе с детьми....

Картотека подвижных игр (1 младшая группа).

Картотека подвижных игр для детей 1 младшей группы. Подвижная игра укрепляет здоровье ребенка, носит позновательный характер, сплачивает коллектив....