Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Юлия Викторовна

Данная консультация составлена для педагогов ДОО, но может быть интересна и другим участникам образовательного процесса. В ней простым доступным языком раскрывается понятие "функциональная грамотность" и сущность работы ДОО по формированию предпосылок к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx513.75 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка» Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» Подготовила и провела: Носова Ю. В. г. Бердск 2021

Слайд 3

Базовые навыки Компетенции Личностные качества 1. Навыки чтения и письма 7. Критическое мышление/решение задач 11. Любознательность 2. Математическая грамотность 8. Креативность 12. Инициативность 3. Естественнонаучная грамотность 9. Умение общаться 13. Настойчивость 4. ИКТ-грамотность 10. Умение работать в команде 14. Способность адаптироваться 5. Финансовая грамотность 15. Лидерские качества 6. Культурная и гражданская грамотность 16. Социальная и культурная грамотность

Слайд 5

А. А. Леонтьев: функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс , 2003. С.35.)

Слайд 6

▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования ▪ Формирование речевой активности дошкольников (читательская грамотность) ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников Дошкольное образование

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 2.  В 2019 году в Российской Федерации стартовала реализация Национального проекта «Образование», основной целью которого является повышение качества образования на всех уровнях и ступенях и рост конкурентно-способности Российского образования на мировом уровне. Срок реализации проекта 5 лет. Для справки, сейчас российское образование находится на 30 месте, т. е проект достаточно амбициозный. Таким образом, мы имеем дело с масштабным гос. заказом, который направлен на то, чтобы у выпускников учебных заведений нашей страны был сформирован ряд следующих ЗУН, являющихся наиболее востребованными в мировой и российской образовательной и трудовой практиках.

Слайд 3. Российские и международные образовательные стандарты включают целый ряд формируемых у обучающихся навыков, компетенций, качеств, которые должны стать результатами образования (навыки XXI века) и которые так или иначе связаны с функциональной грамотностью:

Базовые навыки (решение повседневных задач):

1. Навыки чтения и письма

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. ИКТ-грамотность

5. Финансовая грамотность

6. Культурная и гражданская грамотность

Компетенции (решение задач, выходящих за рамки стандартных).

7. Критическое мышление/решение задач

8. Креативность

9. Умение общаться

10. Умение работать в команде

 Личностные качества (выживание в меняющейся среде).

11. Любознательность

12. Инициативность

13. Настойчивость

14. Способность адаптироваться

15. Лидерские качества

16. Социальная и культурная грамотность

Слайд 4. Федеральный Проект «Образование» состоит из 8-ми подпроектов, для реализации которых в каждом регионе разработаны проекты, в свою очередь муниципалитетами разработана серия мероприятий по реализации каждого подпроекта. Таким образом, каждое государственное образовательное учреждение является участником проектов по одному или нескольким направлениям.

Для дошкольных организаций имеют наибольшее значение пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей» и  «Учитель будущего».

Если же говорить об образовательной составляющей воспитательного процесса, то основной задачей педагогов  дошкольных организаций становится формирование предпосылок функциональной грамотности. Что же это такое?  И здесь можно сделать отсылку к 3 слайду, обратите внимание, что, если мы еще раз внимательно посмотрим, становится ясно, данными навыками и компетенциями может овладеть лишь человек возраста как минимум школьника, поэтому мы можем говорить лишь о формировании предпосылок функциональной грамотности, формировать же саму эту грамотность можно лишь начиная со второй ступени российского образования, каковой является школа.

Слайд 5. Итак, что же такое ФГ? Алексей Алексеевич Леонтьев дает нам следующий ответ: функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.) Иными словами функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 6. Можно привести еще массу определений, но будем экономить время друг друга и охватим саму суть.

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения.  

Из этого следует, что формированием предпосылок ФГ мы занимались и будем заниматься, но сегодня в контексте требований мировых образовательных стандартов наша повседневная образовательная деятельность приобретает новое звучание и формы.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей. 

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО предусматривает:

Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

▪   Формирование речевой активности дошкольников - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,  расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

▪   Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников - способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений

Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

       Слайд 7. Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

На ступени дошкольного образования на развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы:

  • Содержание процесса воспитания;
  • Формы и методы воспитания;
  • Программы дошкольного воспитания;
  • Наличие дружелюбной среды в дошкольной организации, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • Активная роль родителей в процессе воспитания детей.

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс  должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

Слайд 8. Спасибо за внимание!