Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Наборщикова Евгения Анатольевна

Речь – наиболее молодая в филогенезе высшая психическая функция, «чрезвычайная прибавка» (И.П. Павлов), основывающаяся на достаточном развитии практически всех отделов нервной системы, в том числе на развитии специфичных для человека высокоразвитых лобных долей головного мозга[2]. Главным новообразованием ребенка раннего возраста является речь. Как правило, переход к активному использованию речи совершается в возрасте от 1,5 до 2 лет. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, осознавать свои действия. Поведение ребенка, становясь опосредованным речевыми знаками, превращается из импульсивного в произвольное и осознанное. Первая функция речи – коммуникативная. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, необходимо не только его словесное обозначение, но и обобщение. Усвоение звуковой стороны языка по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны – это понимание обращенных слов, с другой – первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи» [1]. В 10 -11 мес. слово приобретает характер языкового средства и начинается период «фонемного развития речи». С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются глухие – звонким, твердые – мягким, сонорные – шумным. Характерной особенностью становления звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении. Фонетической стороной ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности возникает во втором полугодии первого года жизни. В 8-9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок способен повторить за взрослым известный звук. В 10-11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете. В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной речи: соответствующее развитие коры головного мозга, фонематического восприятия речи, речедвигательного аппарата, а также подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка. Долгое время принято было считать, что активная речь ребенка появляется на основе подражания речевым звукам взрослого. Такое подражание имеет место, но не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его в ситуации реального взаимодействия.

Процесс порождения первых слов ребенка исследовался в работе М.Г. Елагиной. Суть ее эксперимента состояла в том, чтобы вызвать у ребенка активное использование определенного слова в качестве единственного адекватного средства общения со взрослым. Особый интерес здесь представляет не столько результат, сколько сам процесс, в результате которого дети переходили к адекватному использованию слов. Она выделила три этапа, каждый из которого имел смысловой центр для ребенка.

На первом этапе – это предмет. Ребенок непосредственно тянется к нему, сопровождая свои бесполезные попытки интонационно-выразительными движениями, носящими характер воздействия на взрослого.

На втором этапе главным компонентом ситуации становился человек. Сначала ребенок переводил свой взгляд с предмета на взрослого и обратно, а потом останавливался на взрослом. Вместо непосредственных попыток достать предмет появлялись указательные жесты, активное лепетное говорение (дай – дай). Дети по-разному воздействовали на взрослого (ласкались или отворачивались), но тактика взрослого оставалась следующей – при произнесении нужного слова, ребенок должен его повторить.

В результате этого на третьем этапе центром ситуации становилось слово. Ребенок начинал не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивался на его губах, присматривался к артикуляции. Появлялись первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строил артикуляционный образ слова. В конце этого этапа ребенок произносил требуемое слово и получал желаемый предмет. После этого дети не уходили от взрослого, а стремились повторить ситуацию и снова произнести получившееся слово. Они открывали для себя звуковую форму слова, и именно слово, а не игрушка становились предметом их деятельности.

Вывод: именно звуковая сторона языка становится предметом деятельности ребенка. Педагоги заметили, что в 1.5 -2 года центр внимания ребенка смещается с предмета на его название: вместо того, чтобы тянуться к игрушке, ребенок повторяет знакомые слова, как бы играя речевыми звуками (бак-бак). Процесс формирования активной речи, прослеженный в эксперименте, показывает, что ребенок сначала ориентируется вобщем смысле ситуации. Сначала эта ситуация выступает для него как коммуникативная (надо обратиться ко взрослому), затем ситуация побуждает его употреблять слово для вовлечения взрослого (надо обратиться ко взрослому со словом), а затем в центре ситуации оказывается конкретное слово, которое и становится средством общения (надо обратиться ко взрослому с помощью определенного слова).

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки речевого развития определяются двумя процессами. Одним из них является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие. Вторым, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса: поворот головы, фиксация взгляда. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение данного слова. В речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, лепетные, состоящие из ударных слогов (собака – бака). В дальнейшем от 1,5 до 2 лет дети начинают активно произносить гласные звуки э, и, ы, и твердые согласные, которые звучат как мягкие: ть, дь, сь, зь, ть. Возрастает способность к подражанию и пониманию речи. Наряду с развитием звуковой стороны речи происходит интенсивное развитие словаря. Дошкольники расчленяют слова на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). К 2 годам запас слов около 300, причем каждое соотносится с конкретным предметом. Пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает речь и инструкции взрослого. Первыми в речи появляются именительный падеж единственного и множественно числа, винительный падеж существительных, повелительное наклонение, форма 3 лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3-4 слов. Развитие слов происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении значения слова. В начале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие с предметом (Слово «кых» может означать и кошку и все пушистое, т.е воротник, шубу, шапку и действие, например, погладить кошку) [3]. Параллельно с уточнением значения слова, ребенок усваивает следующие компоненты значения слова (т.е. структуру значения слова) (по А.А. Леонтьеву, Н.Я. Уфимцевой):

1. денотативный компонент, т.е отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет). Денотат – конкретный предмет;

2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

3. коннотативный – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

4. контекстуальный – в определенном контексте (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в чайнике). В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. В тот момент, когда ребенок усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось. Оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к всё высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением. На следующей стадии, которая приходится на дошкольный возраст, формируется «ядро словаря», которое в дальнейшем существенно не меняется. Развитие словаря осуществляется в двух аспектах: количественном и качественном. Количественный рост: по данным А. Штерна в 3 года – 1100 слов, в 5 лет 2200 слов. По данным А.Н. Гвоздева в словаре ребенка 4 лет наблюдается 50,2 % существительных, 27.4% глаголов, 11,8 прилагательных, 5,8 – наречий, 1,9 числительных, 1,2 союзов, 0,9 предлогов, 0,9 междометий, частиц. По мере развития лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова группируются в семантические поля, т.е группировка слов на основе общности семантических признаков (помидор, баклажан – овощ). На третьем году жизни основным содержанием становится усвоение грамматической структуры предложений. Грамматический строй речи включает: морфологию, синтаксис, словообразование. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка к 3 годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. А.Н. Гвоздев раскрыл закономерность в усвоении грамматического строя речи: сначала усваивается все рядовое, типичное, а потом все исключительное, единичное, нарушающее нормы этой системы и последнее часто подвергается вытеснению в речи ребенка. По данным А.Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г 11 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий. У существительных – единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падеж. У глаголов - повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время. Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г 10 мес), повелительную форму, т.к. она выражает желания ребенка. Поздно усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов (карандашов – карандашей, девочков – девочек). В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предмет, действия. В 1 г. 8 месяцев появляются двухсловные предложения, где каждое слово обозначает предмет или действие. К 2 годам – предложения из 3 – 4 слов, т.е. распространенные и с однородными членами. С 2-3 лет наблюдаются сложные предложения с союзами. В целом третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью. Это возрастание проходит по линиям:

1. расширяется круг речевого общения ребенка. Он начинает говорить не только с близкими взрослыми, но и малознакомыми людьми, активно начинает устанавливать контакты со сверстниками. Речь связана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога;

2. резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Собственно, речь ребенка сопровождает его предметные действия;

3. значительно возрастает интерес ребенка к речи взрослых. Они начинают прислушиваться к словам, которые к ним не обращены, пытаются рассказать о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости [1].

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что речь в раннем возрасте начинает отрываться от конкретной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

 

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это

источник любви к Родине...

Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

 

        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к русской народной  культуре  уже сейчас в дошкольном возрасте.

 Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные  чувства, развивать духовность

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа  надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.).

 В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка  утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых.  Традиция пересчитывания  в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами,  возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие,  и  в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Уважаемые родители!

Мы вас призываем побольше, рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т.д.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...

Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...

Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Речь – наиболее молодая в филогенезе высшая психическая функция, «чрезвычайная прибавка» (И.П. Павлов), основывающаяся на достаточном развитии практически всех отделов нервной системы, в том числе на ...

Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....

Консультация для родителей на тему: « Развитие речи у детей раннего возраста»"

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....

Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Консультация на тему:«Развитие речи у детей раннего возраста»Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с...