Педагогический марафон «Делимся опытом» в онлайн-режиме
методическая разработка

Жаринова Татьяна Юрьевна

Тема опыта: Использование творческих работ обучающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе   художественной направленности в развитии мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_marafon_2022_zharinova_tri_medvedya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район

«Дом детского творчества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  МАРАФОН

«Делимся опытом» в онлайн-режиме

 

 

Выступление Жариновой Татьяны Юрьевны, педагога дополнительного образования, объединение «Страна Рукоделия»

МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ»

 

февраль 2022 года

   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  МАРАФОН

«Делимся опытом»

в онлайн-режиме, февраль 2022 года.

 

Тема опыта: Использование творческих работ обучающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе   художественной направленности в развитии мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста.

        Работа «Три медведя» представляет собой планшет с иллюстрациями к одноимённой сказке Л.Н. Толстого. Работа выполнялась по программе художественной направленности «Страна Рукоделия» в 2021 году в рамках региональной выставки-конкурса «Волшебные краски Ясной Поляны», посвящённой 100-летию музея-усадьбы Л.Н.Толстого, и заняла II-е место.

Актуальность и новизна:

- развитие познавательной мотивации к декоративно-прикладному творчеству

- развитие мелкомоторных навыков детей-дошкольников

- развитие мыслительной деятельности детей

- функциональность, метапредметность

-  работа служит  как настольной игрой, так и интерактивным                                   наглядным пособием для разностороннего развития детей-дошкольников  

 Техника выполнения: аппликация.

Материалы: фетр, ткань, картон, мелкие  пластмассовые детали.

Что касается количества  участников, то возможны два варианта: от одного до нескольких детей-дошкольников, если использовать работу как игру; до 20-25 человек, т.е. целая группа, если эта работа – наглядное пособие в детском саду.

         Почти все детали крепятся на липучке и кнопках для того, чтобы ребёнок сам смог снять что-либо и снова  прикрепить, перенести в другое место, что способствует развитию    мелкомоторных навыков,  поэтому вид работы с планшетом – интерактивный (развивалка).  С её помощью можно рассматривать многие темы. Хочу обратить внимание на то, что все детали прошиты на швейной машине, чтобы не пришли в негодность при многоразовом использовании. Работа «Три медведя» на областной выставке в Туле  заняла 2-е место, выполнила её Жаринова Вероника,  ей 13 лет, обучающаяся объединения «Страна Рукоделия» Дома детского творчества.

Работа «Три медведя» не первая выполненная в такой технике, у нас есть ещё две подобные работы: «Я и Лев Толстой» (2-е место в областной выставке 2019 года) с двумя вариантами интерактивной обучающей игры; работа в технике шар-папье   (1-е место в областной выставке 2020 года) «Мини-театр по басням Л.Н. Толстого», когда, используя красочные фигурки зверей на тросточках (шпажки), можно было пофантазировать и поставить самый настоящий спектакль, развивая воображение детей.

Но вернёмся к нашему планшету.

Как пользоваться планшетом?

         Можно инсценировать сказку: вывести Машу из дома, дать в руки корзинку и отправить по дорожке в лес… и дальше по сказке до домика. И Маша, и медведи – это пальчиковые куклы.        Мы все знаем и понимаем назначение и достоинство пальчиковых кукол. На планшете всё интересно, но домик – отдельное чудо. Ставни с наличниками (это сама по себе тема для разговора), на окнах занавески; там можно и за столом посидеть, и обед в русской печи приготовить, и в кроватях полежать.  Если взяться за дверцу,  домик раскрывается, и мы видим русскую избу: печь с заслонкой, огонь в печи, деревянные полки с деревенской посудой, большой стол (можно спросить у детей, какого цвета скатерть на столе?), даже настенные часы с гирькой; видим медведей за столом (спрашиваем у детей, как   зовут медведей? Как называется сказка?). Здесь можно провести разъяснительную работу по теме «Русская изба». Медведей после обеда можно спать уложить.

        Развивалку на планшете трудно разбить по темам, так как они интегрируют. И всё-таки попробуем.

1. Остановимся на моментах развития речи, расширении словарного запаса.

Дети отвечают  на вопросы:  давайте назовём, какой дом в лесу увидела Маша?

- Какой день изображён? Как ты это понял?

- Что можно сказать о ёжике? (дети вспоминают слова: колючий,  весёлый, заботливый, шустрый, пронырливый, ёжик ни головы ни ножек и пр.)

- Дай характеристику лягушкам, цветам, рыбкам: какие они, где живут? Возможно,  слово «характеристика» новое для детей, теперь оно войдёт в их лексикон, слово можно повторить по слогам,  обращая внимание детей на  проговаривание всех звуков.  

- Какие новые слова и понятия ты сегодня узнал?

2. Следующий аспект: развитие математических способностей, пространственного восприятия:

- Сколько желудей находится на дереве?

- Если убрать один жёлудь, сколько останется?

- Сколько сов сидит на дереве? Сколько сов сидит внизу? Вверху?

- Сколько сов сидят высоко? Сколько – низко?  

- Сколько яблок на дереве справа?  Одно яблоко упало (открепить его), сколько осталось яблок?  Если яблоко упало, оно где оказалось: внизу или вверху? Сколько яблок на дереве слева? Сколько всего яблок на деревьях?

- Сколько яблок несёт ёжик? Сколько листиков? Если ёж подберёт упавшее яблоко, сколько яблок у него будет? (Не забываем, что почти всё держится на липучках, на кнопках, то есть детские пальчики всё время в работе и в контакте с материалом!)

- Помести лягушку вправо от листьев кувшинки. Какого цвета кувшинка? А пруд? Пусть лягушка прыгнет вверх, а потом вниз, влево.     Правильное название этого цветка – кубышка. При наличии времени можно объяснить, откуда появилось такое название.

 3.  С помощью планшета закрепляем имеющиеся знания у детей о природе, происходит приобретение новых знаний. Итак, её величество  Природа.

- Как называется дерево, если на нём растут жёлуди? Кто из домашних животных питается желудями?

- Как называются деревья, если на них растут яблоки?

- Какое ещё дерево есть на картине? Почему ты так решил?

- Какого цвета облака? А если уберём белый цвет? Это лёгкие облака или тучи? (Можно показать картину «Дети, бегущие от грозы» Константина Егоровича Маковского.   Сравнить)

- Какое время года изображено на картине? А если с дуба упадут жёлуди, а со  всех деревьев ещё и листья, какое это будет время года?  

- Сколько лягушек видим в пруду? Как они разговаривают?  А как бы они поздоровались? Как бы в ответ прокричал петушок? Постарайтесь выговорить все буквы. Что сказал бы ёжик? А совы? Где они живут? Где ещё могут жить птицы? (Здесь можно поговорить о бережном отношении к птицам, гнёздам,  к заботе о птицах в разное время года).

- Посчитай, из скольких частичек состоят солнечные лучи.

- Какие рыбы плавают в пруду? Сколько их? Какие рыбы водятся только в пруду? Как они называются? (Можно показать картинки)

- Полезные и ядовитые грибы. Здесь  есть возможность поговорить о том, как нужно собирать грибы? Кто может собирать грибы: дети или взрослые? Дети только под присмотром взрослых (уместно повторить правила ТБ в лесу).

- Как называются ягоды? Какие ещё ягоды растут в лесу? Можно ли есть незнакомые ягоды? (Это снова  разговор о безопасном поведении  в лесу).

4.  Идём дальше: Буквы,  Чтение, Словообразование.

 Ребёнок (или дети) получает задание: сними буквы первого слова. Как они называются?  Какого они цвета? Прикрепи буквы к планшету, чтобы получилось слово «три». Какая буква будет первая и т.д.

-  Назови буквы второго слова по порядку и вразбивку. Какого они цвета?

- Давайте вместе составим второе слово. Что получилось? Что обозначает это название?

 - Какие ещё слова можно составить из данных букв (это задание для развитых детей  старшего дошкольного возраста. Например: Мёд  идёт разговор с детьми: что мы знаем про медведя и мёд? Ритм  объясняется значение  этого слова, Двери, Метр, Ветер, Дед, Мир, Тир  слово тоже требует разъяснения, Ряд, Дядя, Терем  спросить, в каких сказках встречается? и др.)

- Какие буквы ты ещё знаешь? В каких словах они встречаются? Кто знает, как пишется его имя?

 (Можно использовать имя, фамилию писателя для называния букв).

5. Планшет помогает в формировании умений различать цвета.

- Назови всё, что есть зелёного цвета, красного, синего, розового и далее.

- Какого цвета на картине цветы? Где они растут?

- Какого цвета бабочки?  Какие они ещё бывают?

6. Очень важен правовой аспект, воспитательные моменты, развитие воображения

- Маша одна ушла из дома в лес.  Правильно она сделала?

- Хорошо ли Маша поступила, что зашла в чужой дом да ещё хозяйничала в нём? Она имела на это право? Как надо было поступить?

- Что бы сделал  ты, если бы оказался на месте Маши?

- Давайте сочиним свою сказку. Вот Маша вышла из дома, сняла с забора корзинку, подошла к  незнакомому дому в лесу и… Что будет  дальше?  Нужно соблюсти права и Маши, и медведей.

- Чем всё должно будет закончиться в нашей сказке?

- Какая Маша тебе нравится больше: из сказки Льва Николаевича Толстого или придуманная нами? Почему?

7.  Не обойдём стороной  мы и литературу.  

Спросим у детей: где ещё встречаются нам наши герои: лягушка, ёжик, медведь, девочка или дети -  у писателя Л.Н. Толстого? (Показать книжки, где есть были, басни: сказка «Ёж и заяц», басня «Зайцы и лягушки», сказка «Сова и кот», «Филипок», «Девочки и грибы»)

 - В каких русских народных сказках встречаются эти же герои? («Вершки и корешки» - медведь, «Теремок» -  медведь, лягушка; «Царевна-лягушка». Сведения для взрослых: ежи чаще всего встречаются в авторских сказках, стихах, потешках, мультфильмах)

- А в авторских сказках? (Вводится и рассматривается новое понятие - авторская сказка. Примером является сказка Всеволода Михайловича  Гаршина «Лягушка-путешественница». Эту книжку тоже можно показать).

- Как называют сову в русских народных сказках? (Совушка-сова, Совушка белокурая, Совушка – разумная головушка)

- Какие ещё произведения Л.Н. Толстого вы знаете? Кто тебя с ними познакомил?

8. Изобразительное и декоративно-прикладное творчество позволяет не только поговорить и ответить на вопросы, но и позаниматься практической работой.

- Можно нарисовать  героев сказки, листья дуба, яблони, берёзы. Соответственно поговорить о форме листьев.

- Можно вылепить из пластилина героев сказки, жёлуди, яблоки.

- Можно сделать аппликацию из бумаги по сказке «Три медведя» или по другим сказкам.

- Сделать мягкие игрушки из ткани или вязаные игрушки по этой сказке.

- Выполнить работы в технике папье-маше и другие виды.                              

                  Необходимо сказать вот о чём:  конечно, всё, о чём рассказано, что показано на планшете, выполняется не за один раз и не за два, а по мере раскрытия какой-либо темы, при выполнении заданий,  при проведении педагогического диалога. Если подумать, можно ко многому его приспособить, ко  многим темам. По его подобию (в том числе усовершенствованному вами) можно сделать другую работу по любому школьному предмету, отразить разные ситуации. Даю подсказку: например, по правилам дорожного движения.  Получается, что   подобный   планшет можно использовать для разностороннего развития в течение всего учебного года.

Из всего сказанного делаю ВЫВОД:

наглядность, функциональность, полезность, метапредметность  данной работы трудно переоценить в разностороннем развитии  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в городском педагогическом марафоне "Поделимся опытом". Открытое занятие "Машки-спортяшки в космической стране ГТО"+ ФОТО.

Участие в педагогическом марафоне "Поделимся опытом". Открытое занятие  "Машки-спортяшки в космической стране ГТО"....

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...

Педагогический марафон "Поделимся опытом" - 2022

В рамках городского педагогического марафона «Поделимся опытом» Кених Ирина Ивановна, старший воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко», провела занятие по теме «Безопасность нам...

Педагогический марафон "Поделимся опытом" - 2021

Пожар легче предупредить, чем потушить. Эта  привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. В рамках педагогического марафона «Под...

Городской педагогический марафон "Поделимся опытом"

Трансляция педагогического опыта...

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023...

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023...