Картотека дидактических игр по коллекционированию
картотека (старшая группа)

Сливко Елена Ильинична

картотека дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     C:\Users\1\Desktop\Коллекция\IMG_0652.jpg        C:\Users\1\Desktop\Коллекция\IMG_20211202_071853 (2).jpg

                                                         C:\Users\1\Desktop\Коллекция\IMG_0659.jpg

Тише едешь — дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый: - Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается

Пуговицы рассыпались.

Разложи их по цвету
Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Ход игры: Психолог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

Пуговицы рассыпались.

Разложи их по форме

Цель: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Ход игры: Психолог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Чередование пуговиц по заданию
Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: пуговицы двух цветов.

Ход игры: Психолог начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребенку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

Найди лишнюю пуговицу

Цель: развивать логическое мышление детей.

Оборудование: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету

Ход игры: Психолог выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладет 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребенку убрать лишнюю пуговицу или заменить ее на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание

Рыбалка

Цель: развивать сенсорные ощущения и восприятие. 

Оборудование: миска с пуговицами

Ход игры: Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.

Пуговичное ожерелье

Цель: развитие пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему

Оборудование: миска с пуговицами

Ход игры: Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску.

Родовое дерево

Цель: Налаживание коммуникации, гармонизация эмоционального состояния, формирование уважительного отношения к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.

Оборудование: нарисованное на листе бумаги дерево с симметрично расположенными на нем тремя уровнями ветвей, пуговицы.

Ход игры: Ребенку необходимо выбрать пуговицу, принадлежащую маме и положить ее слева от ствола дерева, выбрать «папину» пуговицу и положить ее справа от ствола.

Старшее поколение обозначают самыми большими пуговицами, младшее – самыми маленькими.

Режим дня

Цель: формировать умение планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам.

Оборудование: 10 маленьких белых, 10 больших белых, 10 средних желтых, 10 средних зеленых, 10 средних коричневых, 10 средних фиолетовых (сиреневых), 10 больших синих, 10 больших красных, 10 больших черных.

Маленькие белые пуговицы означают чистоту, гигиенические процедуры,

большие белые – чистота в доме, домашние дела,

желтые – солнце, завтрак,

зеленые – покой, обед,

Логические задачки.

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и мышления.

Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров

Ход игры: Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности.

  • большая - маленькая, большая - маленькая и т.д.,
  • красная - синяя, красная - синяя и т.д.,
  • красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,
  • одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т.п.

Больше меньше

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, ловкости.

Оборудование: пуговицы разных оттенков, размеров, формы.

Ход игры:

  • Ищем самую большую пуговицу,
  • ищем самую маленькую пуговицу,
  • ищем пуговицу в тремя дырочками,
  • ищем треугольную пуговицу,
  • ищем самую большую красную пуговицу.

Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).

Дидактическая игра «Знакомство с тканями»

Цель: познакомить детей с тканью: мех, вельвет, шёлк, байка, джинсовая и т. д.; учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани. Обогащать словарный запас; продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.

Возраст: с 5 до 7 лет.

Материал: нарисованные картинки, где на кое – какую деталь или одежду приклеена соответствующая ткань. (У лисицы воротник из меха, у гнома вельветовая шапка, у зайчика байковая рубашка, у уточки шёлковая косынка и т. д. Образцы тканей, трафареты – карманчики (разные виды одежды).

Ход игры.

Рассказ воспитателя о разных видах ткани. Дети рассматривают иллюстрации, определяют ткань на ощупь. Вместе выясняем, что можно сшить из данной ткани.

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками - развитие тактильной памяти.

Цель: - развивать восприятие окружающего мира;

- развитие воображения, фантазии;

- развитие речи.

Изготовление дощечек(размеры 5х10 см)

Все дощечки должны быть разными на ощупь. Можно использовать:

- кусочки меха.

- наждачную бумагу.

- кусочки мягкой ткани (байка, фланель).

- наклеить шнурок (зигзагообразно).

- наклеить крупу (гречка, перловка).

- наклеить спички или тонкие палочки.

- наклеить фольгу (изобразить гладкую поверхность).

- наклеить рубчатую ткань (вельвет).

и многое другое.

Работа с этим пособием:

1. Попросить ребенка закрыть глаза и вложить в его руку дощечку с установкой потрогать ее.

2. Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку. "Пушистого котика", "Колючего ежика", Зубастого волка" и т. д.

Дидактическая игра для старшего возраста «Ателье»

Цель: 1) Знакомить с одеждой, тканями.

2) Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать притяжательные прилагательные.

3) Учить детей различать качество тканей и определять, какую одежду из них можно пошить, закрепить умение в различении эталонов цвета, формы, величины.

3) Развивать память, внимание.

Методика проведения: предложить детям быть мастерами по пошиву одежды: верхней одежды, легкой одежды, верхнего платья, костюмов и т. д. Для этого необходимо подобрать соответствующую ткань.

1 вариант игры:

Раздать детям карточки-трафареты и карточки, на которые наклеена ткань. Предложить наложить трафарет определенного вида одежды на ту ткань, из которой она может быть сшита и ответить на вопросНапример: Шуба какая? Ответ: Меховая шуба. (Образование относительных прилагательных) Вопрос: Шуба из чего? Ответ: Шуба из меха. Вопрос: Чья шуба? Ответ: Мамина шуба (Образование притяжательных прилагательных)

2 вариант: Раздать карточки трафареты и предложить назвать виды одежды.

3 вариант: Раздать карточки, на которые наклеены виды тканей и назвать эти виды тканей: ситец, шелк, шерсть и т. д.

 Дидактическая игра «Найди пару»

Цель игры: развитие практических навыков при определении лицевой и изнаночной сторон материала.
Оборудование: Парные карточки, на которых наклеены материалы лицевой и изнаночной сторонами. Большой лист картона, расчерченный на квадраты. Число квадратов соответствует числу карточек.
Ход игры: Игра напоминает китайскую игру «Маджонг». Карточки с наклеенными образцами раскладываются на расчерченном листе картона, образцом вниз. Задача игроков, открывая по две карточки найти, лицевую и изнаночную стороны материала. Если карточки у игрока совпадают, он делает еще один ход (открывает еще пару карточек), если карточки не совпадают, они опять переворачиваются и ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается пока все карточки не будут открыты. За каждую открытую пару можно вручать жетоны.

Дидактическая игра «Такие разны  ткани»

Цель: развивать мышление, умение проводить ассоциации  время года – одежда -  ткань.

 Ход игры

Количество играющих 1-3 чел.

Рассмотреть картинки с одеждой, рассмотреть, изучить кусочки ткани.

Подумать: какая ткань больше всего подходит для данного вида одежды, наложить на картинку выбранный отрез ткани.

Усложнение

Закрыв глаза, на ощупь определить, для какой одежды подходит выбранный отрез ткани, назвать вид одежды и время года.

                                                       

«Заполни пустые клетки»

Цель: развивать умение сопоставлять сравнивать группы предметов, находить отличительные признаки.

Материал: разнообразные ракушки по форме и цвету.

Описание: Каждый ребенок должен изучить расположение ракушек в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и цвет. Найти закономерность в их расположении и запомнить пустые клеточки. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами.

«Спрячь в ладошке»

Цель: развивать умение соотносить предметы по величине, развивать внимательность, мелкую моторику рук.

Материал: маленькие и большие ракушки.

Описание: воспитатель дает ребенку большую маленькую ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать тоже самое. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими предметами.

«Найди отличия»

Цель: развивать умение сравнивать узоры из ракушек, находить в них сходства и отличия, развивать память, мелкую моторику рук.

Материал: образцы узоров или сюжетные картинки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку или образец узора. Затем предложить ему вторую карточку (образец) на котором отсутствуют или заменены некоторые предметы. Ребенок должен определить, что изменилось.

 «Повтори орнамент»

Цель: Способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.

Материал: ракушки разной величины

Описание: воспитатель дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.

"Что изменилось?" Опять берём 3-5 фигурок, ставим в рядок и просим ребёнка запомнить. Затем ребёнок должен закрыть глаза, а мы меняем местами 2 фигурки. Задание: что изменилось? Развивает внимание и память. 

 «Цветы на клумбах»

Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Материал: ракушки, «клумбы» из картона круглой, квадратной, прямоугольной форм. Описание: Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: белые цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; большие цветы росли не на круглой и не на прямоугольной клумбе. Где какие цветы росли?

«Лабиринт для пальчика»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Материал: дорожка–лабиринт из ракушек и морских камушков.

Описание: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.

  1. "Чего не хватает?" Берём 2-3-5 фигурки, ставим в ряд и предлагаем ребёнку запомнить. Затем просим малыша закрыть глаза или отвернуться, а сами убираем одну игрушку. Просим ребёнка отгадать, какой фигурки не хватает. Игра развивает внимание и память. 

"Из какой сказки?" Берете одну фигурку, например лисичку, мишку, зайку и предлагает ребёнку вспомнить в какой сказке (мультике) встречается данный персонаж. Если играете с группой детей, то можно предложить соревнование, кто больше сказок вспомнит. Развивает память, мышление. 

 Ролевая игра. Киндер фигурки подходят и для ролевых игр. Можно построить дом из конструктора и поиграть в семью. Или в зоопарк, или разыграть сцену из мультфильма. Можно поиграть в магазин, или разыграть сказочную историю. Тут неограниченное поле деятельности. Ролевая игра помогает осваивать социальные роли, развивает способность к фантазированию. 

"Найди клад" Берём несколько фигурок и коробку (тарелку, тазик) с сыпучим материалом (песок, манка, гречка). Показывает ребёнку фигурки, а потом прячем их в коробке, закапываем. И предлагаем найти, откопать. По ходу игры интересуется, все ли игрушки найдены? Какой не хватает? Развивает внимание, память, является сенсорным стимулятором. 

"Классификация" Предлагаем малышу поделить фигурки на группы по какому-либо признаку: "Животные. Птицы. Мультяшки. По цвету. По размеру. Машинки." Признак задаете сами, он может быть любой. Если ребёнку не понятно задание, покажите пример. Развивает внимание, мышление. 

 Игра «Придумай и расскажи»

Это замечательная игра на воображение, фантазию и развитие речи.

Перед ребёнком на столе раскладываются карточки с различными фантиками картинками вниз (размер карточек не имеет значения). Главное, чтобы изображения на фантиках были сюжетными или предметными, — фантики просто с узорами не подойдут. Малыш выбирает 5 любых карточек, открывает их и раскладывает перед собой. Его задача — придумать и рассказать какую-нибудь историю (пусть даже невероятную) по этим картинкам.

"Что в мешочке?" Берём непрозрачный мешочек, пакет. И кладем в него 2-3 фигурки. Предлагаем малышу на ощупь определить какие игрушки лежат в мешке. Развивают мышление, оказывает сенсорную стимуляцию и развивает мелкую моторику. 

«Прятки" Возьмите несколько фигурок, покажите ребёнку и спрячьте в заранее оговоренной пространстве комнаты. А затем предложите ребёнку найти фигурки. Можно помогать, приговаривая "Горячо-холодно". Развивает внимание, память, пространственное мышление

"Путанка" Возьмите 3 непрозрачных стаканчика. Под один из них спрячьте фигурку. А затем повертите стаканчики, чтобы запутать ребёнка. Приговаривайте таинственным голосом: Кручу-верчу запутать тебя хочу! Предложите угадать, под каким стаканчиком игрушка. Можно играть на счёт, после пяти успешных отгадок, предложите приз. Развивает внимание. 

 Узоры

Это также творческий эксперимент, но только в рамках обозначенных для малыша задач.

На альбомном листе бумаге простым карандашом начертите любые узоры или орнаменты. Предложите ребёнку сделать эти бледные и незаметные узоры весёлыми и яркими с помощью фантиков, ножниц и клея.

Пусть малыш нарежет фантики на небольшие кусочки и приклеивает их по линиям нарисованных на листе узоров. Подскажите ребёнку, что чем ближе друг к другу он будет приклеивать кусочки, тем более красивыми и яркими будут выглядеть орнаменты.

Также это станет отличным занятием для развития маленьких детских пальчиков

Игра «Придумай и расскажи»

Это замечательная игра на воображение, фантазию и развитие речи.

Перед ребёнком на столе раскладываются карточки с различными фантиками картинками вниз (размер карточек не имеет значения). Главное, чтобы изображения на фантиках были сюжетными или предметными, — фантики просто с узорами не подойдут. Малыш выбирает 5 любых карточек, открывает их и раскладывает перед собой. Его задача — придумать и рассказать какую-нибудь историю (пусть даже невероятную) по этим картинкам.

Игра «Составь последовательность»

Для этой игры необходимо собрать большое количество одинаковых фантиков (примерно по 7-10 штук). Все фантики наклеиваются на картонную основу и вырезаются по контуру — получаются игровые карточки.

Взрослый раскладывает на столе ряд из нескольких карточек, чередующихся в определённой последовательности. Задача малыша — понять эту последовательность и продолжить ряд.

Последовательности могут быть самыми разными — чередование определённых. цветов, сказочных персонажей, животных, узоров и т.д. С каждой игрой можно постепенно двигаться от простого к сложному, составляя ряд из всё большего количества карточек.

Игра «Составь последовательность» направлена на развитие логического мышления.

                               

C:\Users\1\Desktop\Коллекция\IMG_20211202_093917.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)

Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...