Консультация «Игровые технологии для заучивания стихотворений».
консультация

Алескерова Светлана Николаевна

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание  обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые технологии для заучивания стихотворений».

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие  психических  процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Но память в дошкольном возрасте - память природная, непроизвольная, по скорости развития опережает другие способности ребенка. Дети в этом возрасте с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки, загадки; все яркое, красочное, привлекающее их внимание. На характер заучивания положительно влияет интерес к стихотворению, понимание художественного произведения. И здесь очень важна роль воспитателя, его умение донести смысл стихотворения, вызвать эмоциональный отклик. Очень важно подготовить детей к восприятию стихотворения. Для этого перед началом чтения стихотворения желательно провести беседу, связанную с темой стихотворения. Беседу можно сопровождать показом картинок, иллюстраций, игрушек. Затем педагог обязательно называет жанр, автора и название стихотворения, а потом без установки на заучивание выразительно читает стихотворение. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. После прочтения проводится анализ произведения, объясняются непонятные слова, трудные места в стихотворении. Повторно произведение читается уже с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание  обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.

Способы заучивания.

Визуальный – этот способ часто путают с простым показом книжных иллюстраций. В данном случае – это мнемический план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Мнемический план может представлять собой как построчное изображение предметов и действий, отображенных в стихотворении, так и изображение каждого слова в стихотворении, если это приемлемо для произведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно зарисовывают стихотворение, кодируют его. Такой способ значительно сокращает время заучивания произведения, так как большинство детей заучивают стихотворение уже на этапе составления мнемического плана. (Предлагаю вос-лям зарисовать потешку).

Двигательный – после проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять длинную толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Затем вместе с ним, ритмично «наматываем» строчку за строчкой на пальчик. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Кроме наматывания нити можно использовать нанизывание бусин, строительство башни из кубиков, выкладывание пуговиц, шариков, желудей, шишек и т. д. Кроме того, разучивая стихотворение можно его прошагать, прохлопать, протопать. Основной принцип данного способа в том, что ребенку мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом.

Слуховой – это самый распространенный способ заучивания. В этом способе идет опора на рифму. Сначала вы знакомите ребенка с произведением, задаете ему вопросы по стихотворному материалу, объясняете новые слова. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз медленно, расставляя смысловые акценты. А потом предлагаете заучить произведение наизусть.

Лучшему запоминанию  стихотворений  способствуют следующие приемы.

  • зарисовывание каждого выученного стихотворения.

Дети делают собственную иллюстрацию к художественному произведению. Эти иллюстрации затем периодически можно рассматривать, читать наизусть ранее выученные стихотворения. Это хороший способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж детей группы.

  • игровой прием, когда стихотворение читается и одновременно обыгрывается;
  • чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
  • драматизация стихотворного произведения;
  • досказывание детьми рифмующегося слова.

Из всего вышесказанного можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихотворений.

1. Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом.

2. Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, не все дети  при хоровом чтении включаются в работу . Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

3. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

4. Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8 - 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

5. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

6. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.

7. Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на празднике, чтобы участвовать в литературных минутках, соревнованиях, ролевых играх, ко дню рождения и т. д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Мнемотехника в заучивании стихотворений.

 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника  как раз помогает дошкольнику упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Цели мнемотехники. Показать один из вариантов развития памяти дошкольников через заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

При заучивании с детьми стихотворений педагоги  сталкиваются с такими трудностями:

• потеря, искажение смысла стихотворения;

• изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;

• длительность процесса заучивания (запоминания);

• припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Задачами использования приема мнемотаблиц являются:

- формирование интереса к художественной литературе;

-обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

-создание благоприятной развивающей среды для заучивания стихотворений наизусть;

-развитие у дошкольников памяти, внимания, мышления, творческой фантазии, речи;

-формирование умения слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатывается и составляется мнемотаблица.  Вначале эмоционально прочитывается детям стихотворение и проводится словарная работа по активизации незнакомых слов, беседа по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

Вся проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что использование метода мнемотехники повысит у дошкольников уровень произвольной памяти, внимания, речи,  разовьет навыки кодирования и декодирования литературных произведений,  повысит у детей и родителей интерес к заучиванию стихов наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игровые технологии в детском саду".

Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....

Консультация СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ

Как правильно учить стихи с детьми дошкольного возраста...

Консультация "Игровые технологии Дьенеша"

Подготовка мышления детей к освоению математических знаний. Формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства...

Консультация для родителей: «Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Секреты» заучивания стихотворений с  детьми дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Методы заучивания стихотворений с детьми""

Цель: помочь родителям правильно и быстро заучивать стихи с детьми....