Семинар-практикум «Художественно – эстетическое направление развития ребенка как условие создания психологического здоровья».
материал

Дудина Светлана Александровна

Представление опыта создания условий по обеспечению художественно – эстетического  развития воспитанников в условиях реализации ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Дата: 19.03. 2021г.

                                  Семинар-практикум

 «Художественно – эстетическое направление развития ребенка как условие создания психологического здоровья».

                                                                                 

 

                                                                                         Подготовила: Дудина Светлана Александровна                                                                        

  Тема: «Художественно – эстетическое направление развития ребенка как условие создания психологического здоровья».

Цель: Представление опыта создания условий по обеспечению художественно – эстетического  развития воспитанников в условиях реализации ФГОС.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались поговорить о системе художественно-эстетического развития детей в детском саду. Реализация художественно-эстетического развития осуществляется как за счёт организованной образовательной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.

Если правильно организовать творческую деятельность детей, можно обеспечить художественно-эстетическое , всестороннее развитие ребёнка и  подготовку его к  школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

 «Изобразительный  штурм»

Вопросы задаются одновременно всем воспитателям, тот, кто первым даст ответ, получает оценочную фишку.

Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.).
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись?(Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
  • Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.).

   Художественно-эстетическое развитие – одно из важнейших средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
-  развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие образного, ассоциативного мышления;
-  развитие самостоятельности и творческой активности.                                                          -  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (
словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
-  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

    В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.  

Доклад «Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья».

                                                                         воспитатель: Дудина С.А.

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В. А. Сухомлинский)

     Актуальность данной темы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

   Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики.

Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании  человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными  видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью   художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей  в  дошкольном учреждении.

     Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, активизирует творческий потенциал, и чем раньше заложены основы  этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

      Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

     Первоосновой профессионального искусства является народное искусство. Оно раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории, оно по своей природе близко творчеству ребёнка, понятно ему, так как произошло от игры, от подражания.

 Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, используют их в процессе игр с куклами (колыбельная, потешки, приговорки), в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь, что способствует здоровому образу жизни.

     В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая бы стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

    Почти никакие понятия о Родине маленьким детям ещё не доступны.  Поэтому художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его Родины.        

     Мы начинаем эту работу с ознакомления дошкольников с ближайшим окружением, с тем, что наиболее близко и понятно маленькому ребёнку: моя семья, мой дом, мой детский сад, мой город, моя страна. Дети получают представления о семье, о доме, улице, родном поселке, его традициях и достопримечательностях.

Особое внимание хочется уделить художественному творчеству, и как оно влияет на психику ребенка дошкольного возраста.

Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая  нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В раскрытии сущности художественного творчества была выдвинута, в частности, интересная идея выделения структурных факторов творческой деятельности, таких, как «силы творчества» представленная в исследовании Г. Л. Ермаш «Творческая природа искусства».

Силы творчества, которые Г. Л. Ермаш трактует как «духовные и практические способности» (труд, воля, вдохновение, чувства, память, мышление, интуиция, воображение, фантазия, художественный талант), представляют собой психическую жизнь человека в форме психических процессов (эмоционально-волевых явлений, чувств, воли), познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти, воображения); психических состояний (психология личности — деятельность, внимание) и индивидуально-психических свойств личности (темперамент, характер, способности). Психические процессы (психическая жизнь) человека как особое свойство высокоорганизованной материи представляют собой явление объективное, постоянно развивающееся с человечеством от рождения человека и всю жизнь. Выступая в качестве основы творчества, психическая жизнь дошкольника представляется в таком случае действительно как некие специальные «механизмы», «инструменты», которые базируются на материальной основе человеческого организма и тесно взаимосвязаны друг с другом и, естественно, с окружающей объективной реальностью и через которые осуществляется художественно-эстетическое развитие личности.

Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики  цвета. Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

 Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
 Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Зная характеристику цветов,  можно провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения художественно-эстетическое направление, создать благоприятные условия психологического здоровья дошкольника.

   Беседуя с дошкольниками о различных материалах, важно уже с первых занятий выработать у них понимание того, что это не просто средства для изображения, но и богатейшее поле для развития творческой мысли.                                         

  Темы занятий ограничивают воображение условно, обозначив лишь общее направление замысла. Предоставив детям возможность применить свой эстетический опыт в рисовании и поделках, педагог порадуется тому, с какой фантазией воспитанники украшают морозными узорами окна многоэтажного дома, изобретают летательные аппараты, открывают дальние планеты, населяют леса и поля пушистыми зверьками. Чтобы преодолеть стереотипность мышления, взрослый может предложить дошкольнику создавать одинаковые объекты с применением разных изобразительных материалов и техник: например, украсить бусы для мамы сначала акриловыми, а потом темперными красками.                                                                                        

   Для развития воображения и дивергентного (альтернативного) мышления используется метод «открытых» творческих задач, ценность которых заключается в том, что они дают дошкольнику возможность поиска и нахождения нескольких ответов и вариантов решения. Так, изображая, например, космос, дети более свободны в выборе содержания, способов, материалов и инструментов для воплощения замысла.                      

  Творческую мысль будят во время создания поделок и рисунков, обмен идеями и знаниями. Этому в большей степени способствует такая форма организации занятий, как мастерские, где дети создают коллективные работы. На первых этапах дошкольники под руководством педагога выполняют отдельные детали и, соединяя их в общую композицию, приобретают уверенность в своих силах, наблюдают, как из кусочков складывается красивое произведение для украшения группы.

    Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать.

Нетрадиционные материалы и техники  в изобразительной деятельности:

- монотипия предметная, пейзажная,

- тычок жесткой полусухой кистью,

- оттиск пенопластом, поролоном, смятой бумагой,

- рисование пальчиками и ладошкой, свечой и акварелью, восковыми мелками, по мокрому.

- печать по трафарету,

- отпечатки листьев,  

- набрызг,

- тиснение,

- граттаж.

   Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения, что также приводит к положительному эмоциональному отношению к изобразительной деятельности, удовлетворению потребности детей в познании нового, интересного, активизирует творческую активность.

    Рисование, лепка, аппликация и художественный труд - это те виды творческой деятельности которые, способствуют познанию мира, развитию эстетического восприятия окружающего, наблюдательности, воображения, мышления, памяти  и продуктивной творческой активности ребенка.  Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

    К одному из направлений работы психолога по художественно-эстетическому развитию детей относится метод арт-терапии.

   Арт-терапия (в переводе с греко-латинского – лечение искусством) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Занятия по арт-терапии способствуют выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

К традиционным видам арт-терапии относятся:

Рисование, живопись, графика, лепка;

Но, в настоящее время эти виды дополнены новыми методиками:

Песочная терапия, сказкотерапия, драматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, изо терапия.

К одному из основных видов арт-терапии относится рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Каким образом искусство и творчество могут быть условием создания психологического здоровья?

Искусство является просто незаменимым, когда ребенку очень сложно выразить свои переживания словами, раскрыть определенных стороны внутреннего мира бессознательного, требующие выражения или гармонизации (исцеления).

Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Зная характеристику цветов, можно провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы, которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения.

Фрактал (в пер. с лат. «состоящий из фрагментов») — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Фрактальный рисунок исполняется с закрытыми глазами, при этом активизируется только мелкая моторика. Дети испытывают удивление, переживают эмоциональный подъем, открыв глаза и увидев свой шедевр.

С помощью фрактального рисунка:

-Гармонизируется общее психическое состояние ребенка.

-Активизируются тонкие области внимания и интуиции. Происходит развитие внимания.

-Активизируются творческие способности.

-Повышается фоновая активность коры полушарий головного мозга - это проявляется в потоке вопросов и фантазии ребенка.

-Активизируются межполушарные связи в головном мозге.

-Устанавливается гармоническое соотношение между левым и правым полушариями мозга.

-Растет чувство ритма.

-Развивается мелкая моторика.

-Развивается ассоциативное и образное мышление.

-Активизируется процесс развития способностей оперирования визуальными образами, что приводит к развитию памяти.

Практическая работа:

    Берём чистый лист бумаги, располагая его горизонтально. Теперь нам потребуется маркер темного цвета. Рисуем непрерывную линию, начиная её из любой точки листа. Не торопимся, линия должна получиться четкой, без резких росчерков. Стараемся разнообразить направления линии, проводя её вертикально, горизонтально, по диагонали с большим количеством пересечений. Выполняйте круги, овалы и любые другие геометрические формы. Линию ведем плавно, рука движется свободно. Начало и окончание линии подведите к ближайшей точке пересечения.

  Теперь внимательно рассмотрите получившийся рисунок. Переворачивайте его в разных направлениях. Вы обязательно увидите в рисунке знакомые образы, очертания предметов.

  При раскрашивании рисунка необходимо соблюдать следующие правила: разделенные линией соседние ячейки должны быть разного цвета. Нельзя раскрашивать одним цветом группу ячеек. Штрихуем аккуратно, не выходя за пределы контура. Цветовую гамму вам подскажет ваше настроение, доверьтесь ему полностью. После того, как вы раскрасили все ячейки рисунка, можно выделить маркером контуры образов или предметов.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением; повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.

Приложение 1. Игры.

Игра со звуками «Отгадай настроение»

Педагог предлагает детям рассказать о  настроении, используя различные звуки и восклицания: смех, стон, вздох и др.

Педагог: Каждому человеку свойственно сопереживание  звукам окружающего мира. Когда мы слышим, что кто-то плачет или страдает, то невольно и нам становится грустно. Так ведь? А когда     человек смеётся, то и у нас поднимается настроение, и нам становится весело. Цвет тоже несёт в себе настроение, чувства. Давайте попробуем поиграть с цветом.

Игра с цветными карточками

Педагог: Вчера у меня было вот такое настроение (показывает карточку серого цвета), потому, что у меня болела голова. Какие чувства я испытывала? Как вы думаете, передал ли эти чувства цвет карточки.  Сегодня у меня вот такое настроение (карточки красного, жёлтого, оранжевого цвета), потому что я пришла в детский сад и встретилась с моими любимыми  детьми  (называет имена детей). Какое настроение у меня сейчас? Передаёт моё настроение цвет карточек?

Педагог предлагает детям выбрать карточку, цвет которой передаёт настроение спокойствия, радости, грусти и т. п.  Закрепить знание геометрических форм.

Педагог: А сейчас давайте поиграем в сказочную игру. 

Игра «Заколдованные краски»

Педагог: Представьте, что вы выросли и стали взрослыми. Вы многое умеете делать сами. Мама попросила вас сделать дома ремонт.  Нужно покрасить стены, потолок, окна и пол. Но  злая волшебница заколдовала все краски, превратив их в бабочек. Вы можете расколдовать только одну бабочку-краску. Закройте глаза, подумайте, а затем выберите ту бабочку-краску, которой вы  раскрасите свой дом.

Дети выбирают бабочку соответственно своему цветовому предпочтению.

 В дальнейшем провести диагностику цветового предпочтения по Максу Люшеру (или по другому тесту)  совместно с психологом для определения психологического портрета ребёнка.  

Педагог: Музыка  чудесными звуками   передаёт наши чувства. Вы знаете, что музыка может быть грустной, весёлой.

 Какой  ещё может быть музыка?   Я предлагаю вам послушать «Вальс цветов» замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Презентация «Вальс цветов» П. И. Чайковского (слушание)

Педагог предлагает детям пройти на цветочную поляну (разложенные на полу цветы),  выбрать себе понравившийся цветок и потанцевать с ним под «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Танцевальная импровизация  («Вальс цветов» П. И. Чайковского)

Педагог: Весело и радостно на нашей цветочной поляне! И на ваших лицах

                светятся улыбки. Я вам дарю цветы, с которыми вы танцевали. А вы

               свои улыбки унесите в группу и подарите их другим детям.

               До свиданья, до следующей встречи!

Приложение 2. Фрактальный рисунок как техника развития личности старшего дошкольника.

Метод фрактального рисунка

Такой рисунок дает исчерпывающую информацию о душевном состоянии ребенка, особенно в такой непростой период, как адаптация к школе, включает ребенка в творческий процесс. Дети очень любят рисовать, им предлагают рисовать все что угодно, что выводит их рука и что диктует им внутренний мир. Фрактальный рисунок исполняется с закрытыми глазами, при этом активизируется только мелкая моторика. 
Каков результат такого творчества? Дети испытывают удивление, переживают эмоциональный подъем, открыв глаза и увидев свой шедевр. При этом у них появляется желание раскрасить свой внутренний мир. С закрытыми глазами ребенок выбирает карандаш, выбор цвета карандаша полностью зависит от его психоэмоционального состояния на данный момент. 
Это увлеченное и заманчивое задание стимулирует детей создавать все более и более искусные произведения. Из опыта работы могу сказать, что у детей возникает желание создать за одно занятие сразу два, а порой и три фрактальных рисунка. Всего по методике дети должны выполнить 21 рисунок. 
Каждый ребенок любит деятельность, увлекающую его и немножко загадочную. Изодеятельность - именно тот род деятельности, который доступен даже малышу как естественная потребность отразить свой внутренний мир и окружающую действительность. Многим детям бывает трудно выразить свои мысли и чувства словами, а в языке изображения внутренний мир каждого ребенка проявляется естественно. Рисунок открывает доступ к внутреннему миру ребенка, его  чувственным переживаниям. Если этот рисунок будет состоять из многочисленных линий (круговых, петлеобразных), из геометрических форм и других конфигураций, то он и будет называться фрактальным. 

Фрактальный рисунок - рисунок, в котором ребенок рисует себя, свой внутренний мир вместе со своими переживаниями, проблемами, горестями и радостями. В этот момент, не осознавая, он передает свое внутреннее состояние. Получается, что рисунок содержит информацию о его авторе, ведь он как две капли воды похож или подобен ему. 
  Метод, о котором идет речь, привлекает, прежде всего, легкостью применения и очевидной полезностью результата. Подобные методы и технологии особенно необходимы сейчас. Фрактальный метод выигрывает простотой, естественностью и полным отсутствием напряжения в процессе его выполнения. Метод, получивший название фрактального, интересен не только психологам, но и родителям, которых волнуют проблемы детей, так как позволяет более углубленно осмыслить внутреннее состояние ребенка и даже откорректировать его. Практическое использование фрактального метода доказывает, что его применение значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека, способствует духовному росту детей и развитию творческих способностей. 
Термин «фрактал» впервые был введен математиком Бенуа Мандельбротом. Фигуры, которые исследовал ученый-математик, он называл фракталами, так как они обладали свойством быть нерегулярными, но самоподобными. Действительно, фракталы окружают нас повсюду: они и в очертаниях гор, и в извилистой линии морского прибоя, они в каждой веточке и в каждом ветвлении дерева. И еще один аспект - ошеломляющая красота фракталов! Наше ощущение прекрасного возникает под влиянием гармонии порядка и беспорядка в природных объектах: тучах, деревьях, горных грядах. Такая роскошь присутствует и во фракталах. Фрактал - символ нового типа развития естествознания, науки, искусства.
Какие результаты я вижу в детских работах? Прежде всего это появление творческих находок - всевозможных причудливых конфигураций, петелек, ответвлений-хвостиков, расширяются границы рисунка. Он становится более гармоничным, сочетание количества ячеек и их размеры становятся все более слаженными. Происходит коррекция цвета: исчезают темные пятна, появляются нежные, пастельные оттенки. Дети придумывают оригинальные названия своим работам.
Какие психологические изменения можно отметить в развитии детей? Это выраженная потребность творить, которая распространяется далеко за пределы фрактального рисунка. Дети, выполняющие фрактальные рисунки, стали более раскрепощенными, уверенными, открытыми, на уроках более активны и эмоциональны, у них появляются такие деловые качества, как организованность, собранность. У детей возникает способность к саморегуляции, умение быстро погасить нежелательные эмоции, успокоиться, настроиться на другой вид деятельности, решать проблемы межличностного общения.
Фрактальный рисунок - помощь нашим детям. Необходимо только желание ребенка и коробка карандашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

Данный ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка. Нетрадиционные музыкальные инструменты....

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка...

Консультация для родителей и воспитателей "Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие создания психологического здоровья"

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствова...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...