«Социально-эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ»
статья

Мережко Наталья Алексеевна

Работа воспитателя по социольно-эмоциональному развитию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsialno-emotsionalnoe_razvitie_detey.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Социально-эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ»

     В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывал Л.С.Выготский, только согласованное функционирование двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

   Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное воспитание и развитие дошкольников, привитие им основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут детям общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают  знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный  опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, приобретенного в младенчестве и  раннем детстве.  От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

    Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Как уже отмечалось, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем,  сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка.  Установлено, что  если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и переживает неудачи, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность  действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха.

    Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработки положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться, либо выплеснуть свою агрессию на сверстников.  Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию:  он или стремиться установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.  Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.  Именно поэтому воспитателям в работе с родителями следует проводить совместные занятия с детьми и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

    Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Если  маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками и получает в этом плане  больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и дети, посещающие ясли, не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого.  Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и  тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в полной мере, как общение со взрослыми.

    Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. При общении со сверстниками ребенок совершает  множество действий и общений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство и тому подобное.  В своей работе воспитателю следует стараться всегда это учитывать, включая в каждую ООД игры, направленные на развитие коммуникативных и социальных умений ( «Пантомимические этюды», «Эхо» и т.д.).  По мере  развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю  и произвольной психической  саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности. На встречах с родителями воспитателям следует объяснять, что взрослые (родители)  должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

    Надо учитывать, что реакция ребенка достаточно импульсивна, выражение эмоций носит непосредственный характер. Так для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Внешнее выражение чувств у ребенка носит более бурный и непроизвольный характер, чем у взрослого. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Поэтому в этом возрасте особое внимание на игровых занятиях  с детьми нужно обращать  на развитие саморегуляции у детей. Для этого можно использовать специальные игры и упражнения («Сохрани слово в секрете», «Запрещенное движение», «Да» и «Нет» не говори»  и т.д.) Попадая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить условия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка,  развития умения общаться со сверстниками,  создать благоприятный климат в детском саду и в группе для каждого ребенка. Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность  управлять своими чувствами и эмоциями.

    Знакомство детей с фундаментальными эмоциями необходимо осуществлять  как  в ходе  всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния,  вербализуют   свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также см литературой, живописью, музыкой.  С помощью сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений, элементов  психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) педагоги способствуют развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в условиях группы».

Выбор форм и методов работы по формированию у детей адаптивных способов реагирования на тревожущую их ситуацию является одним из показателей педагогического мастерства воспиателя. Создание предметно-р...

консультация для педагогов «СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

       Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способа...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

"Социально-эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ"

В статье раскрываются особенности социально-эмоционального  развития  детей дошкольного возраста и определяются направления деятельности педагогов детского сада и родителей....