Картотека опытов по теме: "Воздух"
картотека (старшая, подготовительная группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Картотека опытов по теме: "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_po_teme_vozduh.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский Сад № 27 Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна

Картотека опытов по теме: «ВОЗДУХ»

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим). Значит, воздух, какой? (невидимый).
- Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.

- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

- А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

- Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
-Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

- Что вы чувствуете? (шипение). Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
- Какой сейчас можно сделать вывод?
Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.


Опыт №2. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
- Подуйте через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? 
(движение воздуха – ветерок).
- Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
- Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
- На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? 
(Это воздух, который мы выдыхали).
- Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
- Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт №3. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
- На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха 
(качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
- А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? 
(вентилятор).
- Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.

- Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Опыт №4. «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
- Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проткните зубочисткой второй шарик. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

Опыт №5. «Буря в стакане»
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?
(Получается буря в стакане воды).

Опыт №6. «Воздух толкает предметы»
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют?
Обращаем внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт №7. «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»
Раздать детям мячи.  Предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт №8. «Воздух легче воды»
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.

Опыт №9. «Чем сильнее ветер, тем больше волны»
На столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.
Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

 Опыт №10. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?
(Вентилятором, кондиционером)

Опыт №11. «Ветер - это движение воздуха»
Предложить посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости?
(Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, - и тогда ветер «приходит в гости»). Можно поздороваться с ним. Затем предложить подумать, откуда берётся ветер? (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому, что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Раздать ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Предложить сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки опытов по темам: "Воздух", "Звук", "Магнит", "Под ногами", "Свет"

Картотеки опытов в подготовительной группе по разделам...

Опыты и исследования в средней группе на тему воздух .

Ознакомление детей средней группы на занятии опыты и исследования с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Картотека опытов по теме "Воздух"

Картотека опытов для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....

Картотека опытов на тему "Воздух"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его дос...

Картотека опытов по познавательно - исследовательской деятельности. Тема: "Воздух"

Картотека проведения опытов на занятиях в детском саду, с целью показать детям свойства воздуха....