«Плюсы и минусы семейного и общественного воспитания»
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Домашняя контрольная работа по «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками  ДОУ» Тема: «Плюсы и минусы семейного и общественного воспитания»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyusy_i_minusy_semeynogo_i_obshchestvennogo_vospitaniya.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

по МДК.04.01 «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками  ДОУ»

Тема: «Плюсы и минусы семейного и общественного воспитания»

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Семейное и общественное воспитание: общее и особенное……….…..4
  2. Сравнение общественного и семейного воспитания……………………7

Заключение…………………………………………………………………….…10

Список используемой литературы………………………………………….…..11

Введение

Цель: Изучение темы « Плюсы и минусы семейного и общественного воспитания!»

Задачи:

  1. Сформировать знания о семейном и общественном воспитании
  2. Выявить плюсы и минусы в семейном и общественном воспитании

Актуальность:

        Дошкольный возраст — период фактического формирования личности и механизмов поведения. Это возраст, когда подготовка к взрослой жизни идет полным ходом. Когда желания ребенка обрастают социальным опытом, проще говоря, приходит осознание, что «можно» или «нельзя». И так сложилось,

что ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви: это семья и детский сад. Семья для ребенка – это и место его рождения и основная среда обитания. Сад – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль. Так какие же плюсы и минусы несут в себе эти две отрасли?

  1. Семейное и общественное воспитание: общее и особенное

        Две ветви воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и важные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

        Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.

        Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.

        Методы воспитаниякоторые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. 
        В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.

        Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

        Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

        В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.

        Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (детскими садами, школами и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги», «педагог-администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

  1. Сравнение общественного и семейного воспитания

        Рассмотрим схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

  • Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность
  • Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка.
  • Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.
  • Сравнительная жесткость режима дня.
  • Общение с детьми одного возраста
  • Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений
  • Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка

  • Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку.

  • Подвижный режим дня.

  • Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

  • Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

  • Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

  • Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей.

  • Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей
  • Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития.

  • Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе.
  • Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников
  • Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы
  • Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.
  • Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка
  • Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания
  • Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность.
  • Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье.
  • Недостаток общения с детьми в игре.

        

        На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Заключение

        Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

Список используемой литературы

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья // – Москва: Карапуз, (Истоки) 2002. – 264 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 351-361
  3. КуликоваТ.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семейного и общественного воспитания

Консультация для воспитателей "Взаимодействие семейного и общественного воспитания"...

Плюсы и минусы мужского и женского воспитания

Обе модели мужского и женского воспитания как хороши, так и плохи, но для гармоничного развития здоровой личности жизненно необходимы обе....

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания.

В данной таблице предоставлены все преимущества и недостатки семейного и общественного воспитания,сделан вывод....

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образ...

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...