"Встречаем птиц весной"
учебно-методический материал (старшая группа)

Безрученко Светлана Викторовна

Календарный план образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_pereletnye_ptitsy.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТЕТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема:"Встречаем птиц весной"

Цель: Обобщить представления детей о весне,  перелётных птицах.

Задачи: Расширять и систематизировать знания о перелётных птицах различных климатических зон, условиях их обитания. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Итоговое мероприятие: Викторина "Птицы наши друзья"

 

Понедельник  25.03.19

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.ФЦКМ «Перелётные птицы

Цель: Продолжать знакомить детей с признаками весны и весенними изменениями в жизни птиц; обобщить знания детей о перелетных птицах, развивать умение строить причинно - следственные связи, речь, мышление в процессе; воспитывать бережное, эмоциональное отношение к птицам, формировать навыки экологически грамотного поведения.

              Образовательная среда

Предметно-практическая среда: предметные картинки, иллюстрации.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе: формировать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты: Активизируется познавательная активность детей, желание оберегать и заботиться о птицах.

2.Лепка «Малиновка в гнезде» (плетение)

Цель: Формировать умение лепить фигурки из составных частей. Познакомить с новым приёмом - плетение.

Предметно-практическая среда: пластилин, дощечки, стеки, бросовый и природный материал.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, рассказ, показ..

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок":  индивидуальное творчество

Отношение к миру, к другим, к самому себе: положительное отношение к результату своего труда и других.

Планируемые результаты: Воспитание творческой активности, самостоятельности.

3.Речевое развитие: «Птицы прилетели – весну принесли»

Задачи: рассмотреть  особенности внешнего вида пернатых, продолжать знакомить с народными приметами.

Предметно-практическая среда: загадки, изображения птиц.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе: формировать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты: Активизируется познавательная активность детей, словарь, умение составлять описательный рассказ о птицах.

Утро

Беседа о птицах «Певчие вестники весны».

Цель: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах. П/И «Птички на дереве», «Совушка».

Индивидуально: Д/и «Построй птицу».

 Цель: упражнять детей в умении составлять изображение птицы из геометрических фигур.

Рассматривание иллюстраций по теме «Птицы»

Д/И «Расскажи без слов». «Что это за птица?» «Придумай сам».  Цель: познакомить с пантомимой.

Настольная игра «Птицы» Цель: закрепить правила игры в лото.

Индивидуально:Д\и «Услышь птицу» речевая игра на развитие слухового внимания.

Прогулка 1

Наблюдение за птицами. Напомнить, что в марте прилет птиц. Спросить, видели ли ребята кого-нибудь из перелетных птиц? Рассказать, что первыми прилетают грачи, которые на полях собирают личинки насекомых и червяков.

П/И «Займи домик»

Упражнять детей в умении отбивать мяч о стенку, ловить его двумя руками. Цель: развивать ловкость.

 Экспериментально -опытническая деятельность: сравнить стену детского сада в тени и на солнечной стороне.

Цель: учить делать вывод о солнечном тепле в ходе опыта.

Работа перед сном: Чтение В.Бианки « Чей нос лучше», « Кто как поёт» 

Вечер

Игра –театрализация «Снегурочка». Цель: воспитывать умение свободно чувствовать себя в различных ролях, формировать умение изменять конец знакомой сказки.

Д/И «Разложи по группам и сосчитай».

Цель: упражнять в составлении множеств по признакам предметов.

Дежурство в уголке природы – наблюдения и уход за цветами. Цель: формировать умение ухаживать за растениями.

Иллюстрации по теме «Птицы», д/и, настольные игры.

Прогулка 2

Наблюдение захода солнца во время вечерней прогулки. Отметить, что закат очень красив. Спросить детей, где заходит солнце. Воспитывать эстетическое реальное восприятие природы, способность видеть красивое в природных явлениях. П/И «Ручеек».

Книжный уголок: Разместить в книжном уголке выставку книг о птицах.

Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин о птицах.

Раскраски «Птицы»

Рассматривание иллюстраций по теме «Птицы»

Атрибуты к игре Совушка.

Игра –Построй птицу.

Атрибуты для игр на прогулке (палочка выручалочка, мяч)

Настольный театр.

Иллюстрации птиц.  Настольные и дидактические игры для самостоятельной игровой деятельности детей в центрах занятости.

Порекомендовать родителям: совместно с детьми составить рассказ «Почему птицы возвращаются в родные места?»

Вторник 26.03.2019

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.ФЭМП “Число 9. Цифра 9»(П-205)

Цель: Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. 

              Образовательная среда

Предметно-практическая среда: модель циферблата часов, таблица на закрепления состава числа 9, карточки с цифрами 1-9.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": индивидуальная работа.

Отношение к миру, к другим, к самому себе: формировать умение работать сообща, производить самопроверку по образцу.

Планируемые результаты:  Развитие образного мышления и творческих способностей.

2.Физическое развитие ( по плану инструктора)

Утро

Художественно-продуктивная деятельность «Птицы».

Цель: учить складывать фигуры птиц по принципу оригами.

Настольная игра «В мире животных». Цель: развивать логическое мышление.

Беседа с детьми «Какое настроение у вас и почему?». Цель: учить давать оценку своему настроению, называя факторы, влияющие на настроение. П/И «У меня сто подруг».

Д/И «Что изменилось?». Цель: развивать наблюдательность, зрительную память.

Настольная игра «Составь слово». Цель: упражнять детей в составлении слов и их чтении.

Д/И «Танграм». Цель: развивать логическое мышление, умение разделять сложные фигуры на составные части.

Индивдуально: автоматизация звуков «Р».

Прогулка 1

Познакомить с  народными приметами  весны: рано тает – долго не растает; ранняя весна ничего не стоит; поздняя весна не обманет; снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету. Учить понимать смысл народных примет и пословиц. П/И «Заря».Упражнять детей в прыжках на двух и одной ногах с продвижением вперед.

Проведение опытнической деятельности «Где быстрее тают сосульки – в тени или на солнечной стороне?» Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Перед сном: Чтение сказки Андерсена « Дикие лебеди». Проанализировать работу дежурных по столовой. Закрепить навык аккуратно складывать одежду.

Вечер

Изготовление поделок  из природного материала «Птичьи гнезда». Цель: развивать воображение, закрепить знания о среде обитания птиц.

Д/И «Где чей силуэт?». Цель: развивать внимание и логическое мышление.

Д/И «Я начну, а ты продолжи». Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память

Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями. Цель: воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка 2

Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц.

П/И «Птички на дереве».

Предметные картинки, принадлежности для работы методом Оригами.

Дидактические и настольные игры, соответствующей тематики.

Свободная деятельность детей в уголках изодеятельности, книги. Внести шаблоны птиц, предложить создать альбом перелетных птиц.

Создать условия для активной самостоятельной деятельности детей с разнообразным выносным материалом в соответствии с сезоном года. 

Игры со скакалками, мячами, куклами, машинами и др. выносным материалом.

Работа в центре книги: подбор книг о птицах. Изготовление карточек-загадок про птиц. 

Природный материал для изготовления поделок.

Вспомнить с ребёнком названия перелётных птиц. Почитать книги о птицах.

 

                                                                                         Среда  27.03.2019

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.ФЭМП «Число 9, цифра 9»

Цель: Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

              Образовательная среда

Предметно-практическая среда: предметные картинки, иллюстрации.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе: формировать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты: Активизируется познавательная активность детей, желание оберегать и заботиться о птицах.

2.Конструирование.

Образовательная среда

Предметно-практическая среда: предметные картинки, иллюстрации.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе: формировать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты: Активизируется познавательная активность детей, желание оберегать и заботиться о птицах.

Утро

Беседа с детьми «7 Апреля – День птиц».

 Цель: познакомить детей с традициями и обрядами  празднования этого дня, закрепить представление о перелетных и зимующих птицах.

 Беседа с детьми «Действия при пожаре». Цель: закрепить с детьми правила противопожарной безопасности». П/И «Гори, гори ясно».

Оформление выставки «Наши пернатые друзья» в центре книги. Цель: расширять кругозор у детей посредством худ.литературы.

Д/И «Проверь себя». Цель: закрепить знания о видах птиц.

Настольно –печатная игра «Птицы». Цель: закрепить правила игры в лото.

Индивидуально Д/И «Угадай где находится звук в слове». Цель: формировать фонематический слух у детей, упражнять в определении места звука в слове.

Прогулка 1

Наблюдение погоды. Солнце сильно греет, началось бурное таяние снега. Формировать обобщенное представление о ходе весны и изменениях в неживой природе под влиянием солнечного тепла. П/И «Палочка-выручалочка».

Упражнять детей в прыжках из обруча в обруч разными способами.

Игра –обследование «Экологическое интервью» (обследование участка с целью обнаружения плохих и хороших поступков людей с объектами природы). Цель: закрепить правила поведения в природе.

Перед сном: Чтение сказки Андерсена « Гадкий утёнок».

Вечер

С/Р игра «Зоопарк». Цель: закрепить знания о жизни птиц в неволе, учить действовать в соответствии с сюжетом, обратить внимание на взаимоотношения детей в ходе игры.

Д/И «Решаем задачи про птиц». Цель: закрепить представление о структуре задачи, развивать логическое мышление

Художественно-продуктивная деятельность «Мы рисуем птиц». Цель: упражнять в умении рисовать птиц по схеме последовательного рисования.

Разучивание слов песни «Если друг не смеется». Цель: развивать память.

Настольные игры по желанию детей. Цель: воспитывать умение детей объединяться в небольшие группки по интересам.

Прогулка 2

Наблюдения за изменениями в погоде, произошедшими за день. Д/И «С утра до вечера» Цель: развивать наблюдательность. П/И «Колокольчик».

Работа в уголках группы: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра по теме недели; 

Книги о пернатых в книжный уголок.

Выносной материал для подвижных игр.

Самостоятельная двигательная активность с выносным инвентарём.

Атрибуты для организации СРИ "Зоопарк"

Листы бумаги, краски, карандаша и восковые мелки на выбор ребенка.

Колокольчик.

Попросить родителей дома вместе с детьми подобрать познавательную литературу по теме недели и принести в детский сад для выставки.

                                                                                         Четверг  28.03. 2019

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Экология «Птицы» (Воронкевич- 125)

Цель: Обобщать представления о птицах, формировать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.            

 Образовательная среда

Предметно-практическая среда: иллюстрации с изображением птиц, стихи о временах года..

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе: формировать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты: Активизируется познавательная активность детей, желание оберегать и заботиться о птицах.

2.Речевое развитие «Грачи прилетели»(Волчкова-81)

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.            

 Образовательная среда

Предметно-практическая среда: картина Саврасова «Грачи прилетели», загадки о птицах.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе: вызвать желание наблюдать красоту природы, соотносить увиденное с опытом собственного восприятия.

Планируемые результаты: Активизировать в речи глаголы, синонимы, формировать образную речь.

3.Физкультура ( по плану инструктора)

Утро

Беседа с детьми «Весна пришла». Цель: закрепить умение выделять приметы весны, формировать у детей знание о том, что эксперимент –один из способов познания окружающего мира.

П/И «Птички на дереве».

Д/И «Рассказ по цепочке». Цель: упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок, соблюдая последовательность и логику рассказа.

Д/И «Веселые картинки». Цель: упражнять детей в сборе разрезных картинок.

Д/И «Логические цепочки» Цель: учить детей устанавливать детей пищевые цепочки в природе.

Д/И «Исправь ошибки художника». Цель: закрепить знания о внешнем виде птиц, развивать логическое мышление.

Прогулка 1

Наблюдение ручейков. Спросить, откуда они появились, послушать журчание воды, полюбоваться ее блеском на солнце, пустить кораблики. Развивать способность воспринимать красивое в природе.

П/И «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед.

Ситуативный разговор «Если бы не наступала весна, а была всегда зима, то…» Цель: развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения.

Вечер

Игра –театрализация сказки «Лиса и дрозд». Цель: закрепить знание сказки, упражнять в умении передавать характер персонажей, изображать их интонационно выразительно, учить детей исполнять различные роли, развивать сценические способности.

Д/И «Накорми птиц». Цель: закрепить умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

Д/И «Подбери слова». Цель: упражнять детей в подборе прилагательных к сущ.

Д/И «Четвертое – лишнее». Цель: закрепить названия птиц.

Художественное творчество. Лепка «Птица и птенцы». Цель: закрепить умение создавать изображение по замыслу, придавать изображению характерные черты задуманного.

Прогулка 2

Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение. П/И «Придумай фигуру»

Сюжетные картинки – Птички.

Разрезные картинке по теме - весна.

Игра – Художника ошибки.

Кораблики из бумаги.

Настольный театр – Лиса и дрозд.

Сюжетные картинки по теме – Накормим птиц.

Набор картинок.

Пластилин, доски, стеки.

Вертушки.

Рекомендации для родителей «Что прочитать детям о птицах?»

                                                                                         Пятница  29.03.2019

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Художественная литература «Лесные домишки» (худ. литература  -108)

Цель:  Познакомить с творчеством В.Бианки            

Образовательная среда

Предметно-практическая среда:  иллюстрации, картинки с изображением птиц.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": групповая форма организации, познавательное общение.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": личностное общение

Отношение к миру, к другим, к самому себе:  

Планируемые результаты: Познакомить с творчеством писателя.

2.Рисование «Скворушки прилетели, о весне запели» (Леонова-34)

Цель: Формировать умение по изображению птицы определять её характерные особенности и передавать их в рисунке.

Задача: Продолжать знакомить с перелётными птицами (скворец)            

Образовательная среда

Предметно-практическая среда:  иллюстрации, картинки с изображением птиц, изоматериал.

Характер взаимодействия "взрослый-ребёнок": подгрупповая форма организации, внеситуативно-познавательная.

Характер взаимодействия "ребёнок-ребёнок": индивидуальное творчество.

Отношение к миру, к другим, к самому себе: положительное отношение к результатам своего труда и других.

Планируемые результаты: развивать творческие способности, умение подбирать соответствующие цветовые гаммы.

3.Плавание (по плану инструктора)

Утро

Беседа с детьми «К нам весна шагает быстрыми шагами». Цель: обобщить представления детей о приметах ранней весны, развивать монологическую и диалогическую речь.

П/И «Гори, гори ясно».

Д/И «Посчитай». Цель: учить согласовывать числительные с сущ.

Д/И «Четыре времени года». Цель: закрепить знания о временах года, их последовательность.

Д/И «Круглый год». Цель: закрепить знания названий месяцев года.

Оформление книжной выставки «Весна идет и все ей рады».

Дежурство в уголке природы- уход за комнатными растениями. Цель: закрепить условия, необходимые для роста и развития растений.

Набор детской художественной литературы, д/и.

Прогулка 1

Предложить детям  найти  насекомых. Они еще замерзшие, но с наступлением тепла оттают и проснутся. Спросить, каких насекомых знают ребята. П/И «Медведь  пчелы».

Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу. Цель: развивать реакцию движения.

Ситуативный разговор «Как безопасно вести себя на улице ранней весной?» Цель: закрепить правила безопасного поведения на прогулке.

Вечер

Д/И «Подбери соответствующую картинку». Цель: закрепить знания о признаках весны.

Д/И «Так бывает или нет», «Скажи наоборот». Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей.

Настольная игра «Времена года». Цель: закрепить правила игры в лото.

Заучивание потешки «Иди весна, иди красна». Цель: развивать память, упражнять в выразительном чтении стихов.

Д/И «Я начну, а ты продолжи». Цель: учить составлять предложений о поведении птиц.

Д/И «Скажи по другому». Цель: упражнять в умении подбирать слова синонимы.

Свободное художественное творчество «Я рисую птицу» Цель: упражнять детей в умении рисовать птиц по схеме последовательного рисования.

Прогулка 2

Наблюдение за облаками, объяснить, почему их называют кучевыми. Д/И «На что похожи облака?» Цель: развивать творческое воображение, фантазию. П/И «Стоп».

Альбом – Весна.

Набор карточек по временам года.

Маска медведя.

Дорожный знак – СТОП.

Набор картинок по теме признаки весны.

Игра – Времена года.

Книга с потешками.

Листы бумаги и краски.

Рекомендации для родителей

 «Что прочитать детям о весне:

В. Бианки «Весна», Б. Тимофеев «Мороз и солнце», Е, Баратынский «Весна, весна!..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на сайт ДОУ "Встречаем птиц весной!"

Статью я написала после участия в акции "Встречаем птиц весной!"...

Заметка на сайт ДОУ "Встречаем птиц весной!"

Статью на сайт ДОУ "Встречаем птиц весной!" я написала после участия в акции....

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Встречаем птиц весной"

Закрепить приметы весны, познакомить детей с жизнью птиц в весенний период, воспитывать любовь к живой природе, развивать наблюдательность, мышление....

Рекомендации родителям Тема "Встречаем птиц весной"

1.Уточнить, почему птицы называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка – это перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия корма и...

консультация "Встречаем птиц весной"

Рекомендации по изучению темы, упражнения, загадки, физкультминутки по теме "Птицы весной"...

Викторина для родителей и детей "Встречам птиц весной"

Уточнить и обобщить знания детей о птицах...

"Встречаем птиц весной"

Итоги тематической недели...