Консультация для воспитателей
консультация

"Квест - игра как форма образовательной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_08.02.2022.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №122 комбинированного вида»

Выступление на педсовете

«Квест – игра как форма ОД»

                                                                            Подготовила воспитатель:

                                                                            Данкина Н. И.

 

САРАНСК, 2022 год

  Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

      Для детей дошкольного возраста нет ничего интереснее и увлекательнее, чем игра. Особенно, если эта игра приключенческого характера, где нужно искать сокровища, выполнять разные задания, чтобы добыть самый главный приз. Такие игры называются квестами, и они сегодня очень популярны в детских садах. Квесты можно использовать не только в развлекательных целях, но и в познавательных. Под квестом понимается такая игра, в которой участники должны выполнять много последовательных заданий, логически связанных друг с другом, чтобы достичь основной цели. Это значит, что квест — это целое приключение, в котором можно раскрыть весь свой творческий потенциал, по-настоящему повеселиться и с пользой провести время. Для любого ребенка нет ничего интереснее, чем принять участие в разгадке какой-то загадки или тайны. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию.

     Квест -игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации детей ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Квест - игры для дошкольников в детском саду выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают следующие задачи:

  • образовательные: участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
  • развивающие: в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
  • воспитательные: формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.

       Квест-игра реализуется в интеграции всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

- игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

- социально-коммуникативной (развитие речи, ОБЖ);

- художественно-эстетической (рисование, конструирование и т.д.);

- познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т.д.);

- театрально-музыкальной;

- восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

     Для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.         

Во время подготовки образовательного квеста следует учитывать, что необходимо задействовать всех участников игры, давая им возможность проявить свои индивидуальные качества.

При разработке и реализации образовательных квестов следует:

- Сформулировать цель и задачи, которые необходимо реализовать

- Определить целевую аудиторию и количество участников

- Разработка сценария (сюжет и форма проведения)

- Организовать пространство и подобрать ресурсы

- Определить организаторов, количество помощников

- Назначить дату и время игры

- Заинтриговать участников.

Технология подготовки сценария образовательного квеста имеет свою структуру:

- Введение (выбор сюжета, распределение ролей)

- Задания (проработка этапов, подбор вопросов, ролевые задания)

- Порядок выполнения (система бонусов и штрафов)

- Оценка (способы подведения итогов, вознаграждения).

В зависимости от сюжета и пространства реализации игры, квесты можно разделить на три группы:

- Линейные. Квест представляет собой движение по цепочке – выполнив одно задание, игроки получают следующее. Игра развивается таким образом до тех пор, пока не будет пройден весь маршрут.

- Штурмовые. Участники получают задание и перечень мест с подсказками, самостоятельно выбирая способы решения поставленных задач.

- Кольцевые. Линейный квест заключенный в круг, то есть игра начинается и заканчивается в одной и той же точке.

Для успешного решения данного спектра задач, при использовании квест-технологий необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Доступность (задания не должны быть слишком сложными).

2. Системность (этапы прохождения игры должны иметь логическую связь).

3. Эмоциональная насыщенность (задания должны увлекать, вызывать интерес и желание действовать).

4. Ограниченность во времени (на выполнение заданий дается определенно время).

5. Разнообразность (выполнение заданий предполагает использование различных видов деятельности)

6. Безопасность (игра должна быть безопасной для жизни, психического и физического здоровья ребенка).

7. Соответствие возрасту.

8. Наличие ощутимого конечного результата и рефлексии.

 

     Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так   и на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычные занятия, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников.

     Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квест-игры для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису.

    Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Сюжеты квест-игр для дошкольников: поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности), помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

     Таким образом, в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-игры актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Можно с уверенностью утверждать, что квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка. Квест — это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества. Родители активно включаются в жизнь своих детей, что способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.

     Данная игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов.  Квесты помогают воспитателям, психологам, логопедам познакомиться с инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...