Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в подготовительной группе.
статья (подготовительная группа)

Сивкова Татьяна Евгеньевна

Как правильно организовать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО в ДОО? Как сделать жизнь ребёнка в ДОО, в семье увлекательной и интересной? Как сохранить правильный баланс в развитии дошкольников, не допуская как искусственного ускорения, так и и искусственного замедления развития детей? Эти и многие другие вопросы стоят перед педагогами в процессе организации образовательной деятельности в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnye_polozheniya_tehnologii_metod_proektov.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальные положения технологии метод проектов, были разработаны Джоном Дьюи. Основные идеи ученого заключаются в следующем: - ребенок в онтогенезе (т.е. в своем индивидуальном развитии) повторяет путь человечества в познании; - усвоение знаний – это процесс спонтанный, которым невозможно управлять; - ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. При этом ребенок является активным субъектом своего обучения, он сам проектирует содержание обучения, которое формируется в процессе его активной деятельности; - условиями успешности обучения являются: проблемное обучение; самостоятельный подбор детьми средств и способов решения проблем, а следовательно накопление опыта и соответствующих знаний; активность ребёнка – ребенок деятелен всегда, по сути своей; связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом [8]. Прагматическая педагогика Джона Дьюи продолжает существовать в несколько обновленном виде, который придали ей последователи. У.Х.Кильпатрик говорил о том, что весь воспитательный процесс в детском саду – это ряд опытов, где знания, приобретаемые в результате одного опыта, служат развитию и обогащению других опытов. По определению Н.Ю. Пахомовой: проект – это возможность детям самостоятельно делать что-то интересное самому или в группе, используя свои знания и умения, и достичь определенного теоретического или 6 практического результата, решая интересную проблему при самостоятельно поставленных целях и задачах. Николай Евгеньевич Веракса считает, что одной из главных задач педагога при проведении проектной деятельности, является поддержка детской инициативы. Если ребенок решает свою собственную задачу, а не задачу поставленную взрослым, то у него проявляется познавательная инициатива. «Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» [21, с. 66]. Теоретико-методологической основой для осуществления проектной деятельности в дошкольном учреждении являются исследования Е. С. Евдокимовой, Л. Д. Морозовой, Н. Ю. Пахомовой, Т. В. Кузнецовой, Е. С. Полат. Основа технологии метод проектов заключается в самостоятельной деятельности ребенка: исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и преобразует новые знания в реальные продукты. Эта деятельность специально организуется педагогом и самостоятельно выполняется детьми (в старшем дошкольном возрасте) или при небольшой помощи педагога (в младшем дошкольном возрасте). Цель метода проектов в дошкольном возрасте - развитие свободной творческой личности ребенка, направление деятельности дошкольников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой для ребенка проблемы [17]. Метод проектов является комплексным методом, так как предполагает использование совокупности других методов: - сотрудничества; - ролевой игры; 7 - проблемных методов; - дискуссий; - исследования, опытов; - обучение в малых группах, индивидуально; - рефлексии… Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность старших дошкольников и совместная с воспитателем деятельность младших дошкольников: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе различных детских деятельностей, ребенок активно познает окружающий мир, преобразовывает новые знания в реальные продукты, находит различные пути решения проблемных ситуаций, развивает творческие способности и коммуникативные навыки и умения, что позволит ему в дальнейшем, успешно адаптироваться к школе. Н.Н.Подъяков считает, что собственные достижения сильно влияют на все сферы развития психики ребенка. Способствуют формированию своего уникального опыта и жизнетворчества. Очень важно показать ребенку его личную заинтересованность, значимость получения новых знаний, которые пригодятся ему в жизни для решения реальных проблем и задач. Для достижения данной цели требуется решение воспитательнообразовательных задач: 1. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации. Основное требование к организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это наличие проблемы, для решения которой требуется проведение исследования. Это может быть практически любая реальная проблема обыденной жизни. Нельзя навязывать проблему, она должна быть интересной детям. Особенностью проектирования с детьми дошкольного возраста, 8 является то, что взрослый создает условия для возникновения проблемы, помогает дошкольникам её обнаружить, вызывает к ней интерес, обсуждает с детьми решение задачи, но не предлагает свои варианты. 2. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Обучение целеполаганию, планированию - формирование у воспитанников умений: постановки проблемы, формулированию цели, планированию шагов для решения проблемы, концентрации на получение результата в ходе реализации проекта. Формирование умения самостоятельно находить и выбирать подходящую информацию, использовать её. Требуется помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Формирование умения рассказать о своей работе, осмысления результатов своей деятельности. В ходе презентации (выступления) перед другими детьми, ребёнок приобретает навыки владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами и т.д.). Умение анализировать: что я знаю, что не знаю; что получилось, что было трудно. 3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка. Активность и позитивное отношение к созданию проекта, проявление воспитанниками инициативы, энтузиазма, заинтересованности, будут способствовать успешному обучению в школе. Главное, чтобы ребенок добровольно включался в проект. 4. Развивать систему продуктивного, эмоционально-положительного взаимодействия между участниками образовательного процесса. В ходе проектной деятельности дети вовлекают в проект родителей, активно общаются друг с другом и с воспитателями. В процессе общения со 9 сверстниками, дети учатся учитывать мнение других детей, договариваться, решать спорные вопросы, принимать общее решение без участия взрослых. Учатся следить за соблюдением правил и адекватно реагировать на их нарушение. Развивается умение вовремя замечать и исправлять ошибки, оказывать помощь партнерам. Во время реализации проекта происходит развитие и детскородительских отношений. Родителям интересно наблюдать за детьми и принимать участие в реализации и воплощении его различных идей, поскольку ребенок старается открыть новое в уже знакомых взрослым ситуациях. 5. Создание комфортной предметно-пространственной среды, для успешной реализации детьми поставленных задач. Создание в группе условий для осуществления детских замыслов, является одной из главных задач воспитателя, т.к. реализация детских проектов происходит через различные виды деятельности (продуктивную, творческую, экспериментальную). Предметно-пространственная среда в группе должна быть: - насыщенной; - вариативной; - доступной; - безопасной. Чтобы предоставить ребенку возможность для активного исследования и решения задач, следует предоставить ему современные и увлекательные материалы и оборудование (конструкторы, наборы для экспериментирования, энциклопедии, природные и технические материалы и пр.). Природа и ближайшее окружение тоже являются важными элементами среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной проектной деятельности воспитателей и детей. 10 Л.А.Пьянкова описала задачи исследовательской деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте: Младший дошкольный возраст: - вхождение детей, при помощи педагога, в проблемную игровую ситуацию; - активизация желания искать пути решения проблемы вместе с воспитателем; - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности. Старший дошкольный возраст: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно; - формирование умения применять данные методы решения проблемы, применяя различные варианты; - развитие желания, использовать в речи специальную терминологию, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности [26]. Выделяют 3 этапа развития проектных действий: 1. Исполнительно-подражательный (возраст детей 3,5-5 лет). До 5 лет у ребенка отсутствует необходимый жизненный опыт, и он не может самостоятельно выделить проблему и найти пути её решения. На этом этапе взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога или подражают его действиям. Воспитанники привлекаются к участию в планировании деятельности, совместно выполняют и анализируют выполнение проекта. Внимательное изучение потребностей детей, помогут педагогу определить проблему, интересную детям. Следует поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему. 11 Это поможет ребенку осознать свое поведение, выбор, что он сделал правильно, а где допустил ошибку. На данном этапе активная роль принадлежит воспитателю. 2. Развивающий (возраст детей 5-6 лет). К концу 5-го года жизни у детей накапливается определенный опыт, продолжает развивать самостоятельность, ребенок уже может внимательно выслушать педагога или своих сверстников, развивается самоконтроль и самооценка. Познавательная активность детей в данном возрасте очень высокая, дети реже обращаются к взрослому с вопросами или за помощью, а больше общаются со сверстниками. Активность взрослого на данном этапе несколько снижается. Педагог предлагает тему проекта. Совместно с детьми выделяется проблема, определяется цель. Дошкольники планируют деятельность при небольшой помощи взрослого и выбирают необходимые средства для достижения результата. Педагог подключает детей к реализации идей. Дети выполняют проект при небольшой помощи педагога, обсуждают результат и совместно определяют перспективы развития. На данном этапе дети уже могут адекватно оценивать свои действия и результат, а также действия и результат сверстников. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, расширить проблему проектирования. 3. Творческий (возраст детей 6-7 лет). В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально-волевая, действенно-практическая и интеллектуальная. Педагог создает условия для самостоятельного творчества, совместно с детьми выделяет проблему. Остальные действия по реализации проекта дети выполняют самостоятельно. Также возможно участие взрослого как партнера при планировании деятельности. Взрослый может высказать свои предложения. Участие взрослого определяется - как партнер. Данный этап 12 характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно. Реализация любого проекта преследует какую-либо определенную цель, то есть то, ради чего и был создан проект. Цель – это путь решения поставленной проблемы. Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить не только из возрастных возможностей детей, но и из типологии проекта. Цели в различных проектах: - в исследовательском проекте, например: почему собаки кусаются, что нужно растениям для роста…, что будет если…; - в творческом проекте: подготовить и провести праздник, спектакль, конкурс…; создание снежных фигур на участке; изготовление открытки, подарка…; сочинение стихов, сказок, загадок…; - в информационно- практико-ориентированном проекте: расширить знания о …, оформить собранную информацию в (газете, книге…); создать модель (летательного аппарата…), макет (поселка, Уральских гор, вулкана…), герб семьи, настольную игру; оформить: газету, плакат, книжку; организовать выставку, конкурс …; - в ролево-игровом: знакомство детей с миром театра, расширение представлений детей о профессиях… Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, которая требует исследовательского поиска для ее решения. Например: что подарить маме на День Матери, как самостоятельно вырастить травянчика. Также решение проблемы требует не только использование разнообразных методов и средств обучения, но и интегрированных знаний, умения применять знания, опираясь на собственный опыт либо приобретая новый. Поэтому проблема должна быть из реальной жизни, знакомая и важная для ребенка. 13 2. Мотивация участников проектной деятельности. И педагог, и ребенок формулируют причину, для чего они включаются в проектную деятельность. Например: проект «Кормушка для птиц». Дети и так заинтересованы в изготовлении кормушки, и можно выполнить одинаковые кормушки из коробок от сока, но это не будет являться проектной деятельностью. А когда педагог обсудит с детьми: Какое время года тяжелое для птиц? Как мы относимся к птицам? Какими способами мы можем выразить своё отношение к птицам? Зачем подкармливать птиц зимой? Какая кормушка будет для птиц более удобной? Из чего можно изготовить кормушку? И так далее. Тогда начинается проектная деятельность и можно искать различные пути решения данной проблемы. 3. Деятельность старших дошкольников должна быть самостоятельной (при небольшой помощи взрослого), она может быть: групповой, индивидуальной, парной. Детям предоставляется право выбора: выполнить проект индивидуально, самостоятельно выбрать себе партнера. 4. Использование целостной системы проектной деятельности, а не отдельных методов. Системы, которая предусматривает определенную последовательность действий: обозначение проблемы, определение цели и прогнозирование будущего результата, получение и обобщение информации, планирование деятельности, реализация проекта, обсуждение результата и хода работы, презентация результатов, совместное определение перспективы развития проекта. Принципы педагогической технологии метод проектов, разработанные И.А. Колесниковой: 1. Принцип прогностичности. Обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта; т.е. знания дают возможность предсказать дальнейший ход событий. Ребенок сможет ответить на вопросы: «Зачем я это 14 делаю?», «Для чего мне это нужно?», «Пригодится ли мне это в дальнейшем?»; 2. Принцип пошаговости. Проектная деятельность осуществляется плавным переходом от одного шага (этапа) к следующему: от проектного замысла к формулированию цели, подбору действий и средств и далее к их реализации. Причем, каждое последующее действие тесно связано с результатами предыдущего этапа. Проектная деятельность имеет четкое структурирование; 3. Принцип нормирования. Создание проекта требует обязательного прохождения всех этапов в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности воспитанников: проблематизации, целеполагания, планирования, самоанализа, представления результатов, практического применения; 4. Принцип обратной связи. После прохождения каждого этапа следует получать информацию о его результате и при необходимости вносить соответствующие корректировки; 5. Принцип продуктивности. Подчеркивает прагматичность метода проектов, обязательность ориентации проектной деятельности на получение значимого и реального результата. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности в реальной жизни или в ДОУ. Это является главной особенностью метода проектов – создание в совместной деятельности воспитанника и воспитателя личных интеллектуальных открытий: стихов, сказок, изобретений, правил, макетов, исследований, поделок, и т.п.; 6. Принцип культурной аналогии. Указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в процесс, необходимо 15 научиться понимать и чувствовать своё место в нем, формулировать собственный взгляд на проблему; 7. Принцип саморазвития. Касается как субъекта проектирования, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленных целей. Процесс обучения без саморазвития невозможен, так как каждый человек должен самостоятельно уметь совершенствовать знания, умения и навыки [14]. Е.Г. Кагаров в 1926 г. анализируя опыт зарубежной педагогики, выделил 4 отличительные черты проектного метода: 1. Главное - детские интересы сегодняшнего дня. 2. Проекты копируют различные стороны бытия. 3. Дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют. 4. Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение [14]. Особенности педагогической технологии метод проектов: 1. Проектная деятельность предоставляет ребенку возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее различными путями, так как она направленна на приобретение знаний практическими методами. Педагоги незаметно помогают ребенку обнаружить, увидеть проблему, иногда способствуют её возникновению. Внимательное отношение к каждому ребенку, изучение их интересов помогут педагогу определить проблему, соответствующую потребностям детей. Нужно постараться организовать детей в какое-то совместное «занимательное дело», но при этом помнить, что метод проектов всегда ориентирован на развитие самостоятельности и активности детей. 2. В совместной проектной деятельности ребенка и взрослого, предоставляется возможность саморазвития и самореализации, что оказывает большое влияние на формирование социально-коммуникативной 16 компетентности воспитанников. Проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, непосредственными участниками являются дети, педагоги и родители. Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, семейными. Роль педагога в проекте – организатор и координатор деятельности, помощник. Участие педагога ненавязчивое, может выражаться в форме предложений, предположений, гипотез. 3. Позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на развитие самостоятельности и инициативности, на формирование информационной и технологической компетентностей дошкольников. При этом педагогу следует создать такую предметную - пространственную среду, где будут определенные предметные и материальные условия, которые необходимы для реализации проекта. Процесс сбора информации должен быть увлекательным, не утомлять ребенка. 4. Имеет ярко выраженную социальную окраску. В ходе проектной деятельности дошкольник выражает своё отношение к чему – либо, он обращается к человеку и представляет ему своё высказывание, оформленное в виде продукта. Например: подарок – для мамы, спектакль – для младшей группы, газета - для родителей, макет поселка – для конкурса… Успешность использования метода проектов заключается в том, что дошкольник стремится познать весь окружающий мир, желает участвовать во всех событиях окружающей жизни, любит фантазировать, сочинять и рассуждать. В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование будет успешным, при четком соблюдении следующих условий: 17 - учёт интересов каждого ребенка – на всех этапах реализации проекта педагог учитывает потребности и способности каждого конкретного ребенка; - деятельность детей без принуждения, свобода выбора: партнера, материалов, способов …; - предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы; проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, т.к. деятельность подчинена интересам и потребностям ребенка, быть активным субъектом познания; - совместное с взрослым поэтапное достижение цели; - если проблема, тема проекта взята из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту, подготовке ребенка; - время для реализации проекта, выполнение задания, этапа, должно быть достаточным , чтобы дети могли спокойно найти решение проблемы и реализовать его; - результат и деятельность ребенка оцениваются позитивно, при оценке необходимо создать для ребенка «ситуацию успеха»; - проекты разные по форме и содержанию, но с постоянно усложняющимися заданиями. Вывод по параграфу 1.1. Целью проектной деятельности является самостоятельная деятельность старших дошкольников и совместная с воспитателем деятельность младших дошкольников: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе которой, ребенок активно познает окружающий мир, преобразовывает новые знания в реальные продукты, находит различные пути решения проблемных ситуаций, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем, успешно адаптироваться к школе. Принципы проектной технологии разработанные И.А.Колесниковой: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и использование физкультминуток и физкультпауз в подготовительной группе.

Использование физкультпауз и физминуток в режимных моментах....

Проблемные методы в дошкольном образовании

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противо...

«Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в старшей группе.»

Статья «Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в старшей группе.»...