Инновационные формы и методы в организации методической работы старшего воспитателя
статья

Осипова Жанна Борисовна

Cодержание статьи отражает организацию разнообразных форм методической работы с воспитателями и оказанием консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innov.formy_raboty.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы в организации

методической работы старшего воспитателя

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума.

В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Ведущие цели деятельности старшего воспитателя:

1. создание в образовательной организации организационно-педагогических условий для освоения основных образовательных программ дошкольного образования, развития дополнительных образовательных программ, осуществления непрерывного образования, развития их творческого потенциала;

2. освоение педагогами наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания обучающихся;

3. повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Основные задачи работы старшего воспитателя:

  • оказывать методическую поддержку и необходимую помощь участникам образовательных отношений (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
  • выявлять, изучать, обобщать, распространить и внедрять передовой педагогический опыт;
  • планировать и организовывать повышение квалификации, осуществлять аттестацию педагогических кадров;
  • обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации образовательной деятельности, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;
  • определять содержание развивающей предметно-пространственной среды и учебно-методического оснащения образовательных программ дошкольного образования;
  • организовывать консультативные центры для родителей (законных представителей), самостоятельно осуществляющих дошкольное образование своих детей;
  • проводить педагогический мониторинг.

Основные направления работы:

  • управление педагогическим процессом (обеспечение и контроль за выполнением образовательной программы; организация работы педагогов, оказание методической помощи);

Данное направление связано с реализацией основных функций управления: целеполагание, планирование, организация, регулирование и коррекция, контроль.

  • методическое обеспечение (предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы ДО совместных усилий всех участников педагогического процесса).

Основное содержание работы методической службы связано с организацией разнообразных форм методической работы с воспитателями и оказанием консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:

- обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;

- обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;

- оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

В ходе использования различных форм методической работы педагоги получают представления об особенностях формирования детской психики в дошкольном периоде, изучают актуальные подходы, применяемые в дошкольной педагогике, рассматривают вопросы рационального планирования пространства в помещениях детского сада, организацию подвижных и интеллектуальных развивающих игр, знакомятся с актуальными рекомендациями ФГОС, исследуют особенности управления образовательным процессом в рамках ДОУ и многое другое.

Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых.

Традиционные формы и методы работы с педагогами

I. Групповые.

Непосредственные

Опосредованные

Организационные

1

2

3

1. Консультации (индивидуальные, подгрупповые, групповые).

2. Педагогические советы.

3. Семинары:

- по содержанию (теоретические, практические, проблемные);

- по времени функционирования (долгосрочные, краткосрочные, постояннодействующие).

4. Взаимопосещения (воспитатель-воспитатель, воспитатель-узкий специалист).

5. Круглые столы.

6. Литературная газета.

7. Эстафеты педагогического мастерства.

8. Открытые просмотры (проводятся педагогами, имеющими опыт работы в каком-то направлении, с целью показа новых форм, методов работы с детьми).

9. Музыкальный салон.

10. Брифинг.

11. Смотр-конкурс.

Интерактивные формы:

1. Деловые (ролевые) игры.

2. Тренинг.

3. Педагогический КВН.

4. Мастер-класс.

5. Мозговой штурм.

1.Шкатулка вопросов.

2. Заочное консультирование (подбор литературы для самостоятельного изучения педагогом).

3. Телефон доверия.

4. Тематические выставки.

1. Создание новых систем взаимодействия ДОО с другими дошкольными организациями и социальными институтами по обмену опытом, поиску путей развития и т.д.).

2. Создание творческих групп.

3. Организация на уровне ДОО работы экспериментальной площадки.

4. Создание новых образовательных проектов, программ, методик, педагогических технологий.

- Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного учреждения. Непременным компонентом является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.

- Семинар – групповые занятия, проводимые по определенному плану под руководством опытных педагогов и специалистов. Целью семинаров является повышение теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольной организации, образовательной программы ДОО.

- Консультации – такая форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации.

- Открытые просмотры образовательной деятельности. Следует различать открытые занятия и коллективные просмотры. В первом случае демонстрируется уровень профессионализма педагогов, а во втором – конкретные, наиболее эффективные формы и методы организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей.

- Круглый стол – форма обучения, проводимая с целью информирования слушателей по актуальной проблеме; эффективный метод активизации познавательной деятельности, основанный на интерес к проблеме.

- Литературная газета – интересная форма работы, объединяющая педагогов, дающая возможность поделиться опытом и проявить творческий потенциал всех участников образовательного процесса.

- Эстафета педагогического мастерства – соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

- Музыкальный салон – одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

- Брифинг – встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из актуальных вопросов.

- Смотр-конкурс – способ презентации профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов.

-Тематические выставки – представление наглядных материалов (стенды, ширмы). Выставки способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

- Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

- Мозговой штурм – эффективная форма методической работы, способствующая развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.

- Мастер-класс – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

- Педагогический КВН – форма методической работы, способствующая активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

- Тренинг – специальный тренировочный режим. Используется как самостоятельная форма методической работы или как приём при проведении семинара.

II. Индивидуальные.

Цель индивидуальных форм работы старшего воспитателя является оказание помощи конкретному педагогу в решении определённых проблем, которые вызывают затруднение только у него или являются предметом его интересов.

- Беседа – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей; выявление уровня владения педагогом самооценкой, развития педагогической рефлексии; высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

- Наблюдение за образовательной деятельностью в группах – целенаправленная форма методической работы, помогающая четко определить рекомендации для воспитателей и повысить качество работы.

К индивидуальным формам методической работы также относятся индивидуальные беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Инновационные формы методической работы

Инновация (англ. innovation) – новшество, нововведение. Использование инноваций предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова” interact”, где “inter” — это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Старший воспитатель на сегодняшний день должен уметь работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Для решения поставленной задачи в ДОО необходимо использовать следующие инновационные формы методической работы:

- ИКТ-школа – данная форма работы позволяет повысить ИКТ-компетентности каждого специалиста дошкольной организации. В ходе проведения «уроков» педагоги осваивают алгоритмы действий в работе с ПК, мультимедийными установками (проекторами, сканерами, принтерами), различные виды программ, принципы работы в социальных сетях.

- Издательская деятельность – форма методической работы, помогающая педагогам в подготовке методического материала при распространении педагогического опыта на специализированных сайтах и платформах, в электронных и печатных журналах.

- Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская.  Цель настоящей формы работы заключается в следующем: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.

- Педагогический ринг - сориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов в решении педагогических проблем.

- Страничка воспитателя (специалиста) – позволяет систематизировать новый и традиционный методический материал, используемый специалистами в педагогической деятельности; отражает индивидуальность, творческий потенциал и педагогическую практику.

- Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность.

- Педагогический портфель - направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОО.

- Картотека проблем – данный приём методической работы может использоваться как в работе с педагогическим коллективом, так и с родителями.  Старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности или ситуации по определённой теме.  Показ без комментариев. После просмотра видеоролика оценивается уровень развития детской деятельности, ведётся обсуждение конкретной ситуации с рекомендациями по её благополучному разрешению.

Видеозапись можно заменить картинками, на которых представлена проблемная ситуация.

Примеры ситуаций:

1. Ира (4 г.): «Бабушка, я помогу помыть посуду, можно?» Бабушка, увидев это: «Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни».

    Вопросы по проблеме. Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?                                                                                                                                              

    Решение.  Бабушка Иры неправа. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Иру конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям. Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

2. В среднюю группу детского сада недавно поступил Матвей (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Вопрос по проблеме. Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.

Использование инновационных интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Педагоги имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и умеют, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Источники информации

1. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: Нормативные документы и практика. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с. (Управление детским садом).

2. Справочник старшего воспитателя / авт.-сост. Н. А. Кочетова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 301 с.

3. https://infourok.ru/innovacionnye-formy-i-metody-raboty-starshego-vospitatelya-kak-faktor-uspeshnoj-professionalnoj-kompetentnosti-pedagogov-5129267.html 

4. http://docplayer.com/31395667-Innovacionnye-formy-i-metody-raboty-starshego-vospitatelya-s-pedagogicheskim-kollektivom-kak-sredstvo-povysheniya-professionalnogo-masterstva-pedagogov.html 

5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/02/sbornik-primerov-i-resheniy-pedagogicheskikh-situatsiy 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя - как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя -  как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЖ

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЖ...

Инновационные формы и методы в системе методической работы с воспитателями в соответствии с ФГОС ДО

Методическая работа в ДОО – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только п...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является услови...