Познавательно-исследовательский проект «Жили-были профессии»
проект (старшая группа)

Моськина Галина Викторовна

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhili-byli_professii.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Жили-были профессии»

Разработчики:

Моськина Г.В.

Арбатская В.В

Евдокимова Е.А

Паспорт проекта

Название проекта

«Жили-были профессии»

Вид проекта:

Познавательно-исследовательский

Полное название

организации, где выполняется проект

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета

Основания для разработки проекта

1.        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2.        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р

3.        Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г.)

Адрес ДОО

Иркутская обл., г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 11

Фамилия, имя, отчество

руководителя ДОО

Досенцова Оксана Владимировна

8 (395-63)2-64-26

E-mail: ryabinka.sad@mail.ru

Продолжительность проекта

долгосрочный (август 2018 – май 2019 года)

Краткое описание проекта:

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Актуальность  проекта

        Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В дошкольном образовательном учреждении трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых педагоги формируют у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

        Трудолюбие дошкольников связано с развитием качеств личности детей дошкольного возраста. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

        Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать ее надо.

         

           Постановка проблемы.

        Педагогический мониторинг выявил, что

  • дети имеют поверхностные представления о профессиях,
  • многие дети не знают профессий своих родителей,
  • родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность,
  • у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
  • не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
  • не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
  • не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.

        Цели и задачи проекта

Цель Познакомить детей с различными профессиями, сформировать у дошкольников трудовые навыки.

Задачи:

- Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда.

- Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.

- Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.

- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

        Этапы реализации проекта:

Подготовительный: 

  • подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);  
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды
  • подбор дидактического материала;
  • беседы и консультация для родителей.

Основной: 

  • составление плана проекта, определение сроков реализации.
  • разработка конспектов педагогических мероприятий.
  • реализация плана работы

Заключительный: 

  • публичное представление продукта совместной деятельности.
  • проведение итогового мероприятия.

Целевая аудитория проекта.

Воспитанники учреждения, педагоги, родители (законные представители).

        План реализации проекта.

п/п

Ключевые действия

Сроки

Ответственные лица/ участники

1 этап подготовительный - август -  октябрь  2018 г.

1

Приказ  о создании творческой группы по разработке и  реализации проекта

август

Заведующий

2

Изучение нормативно - правовых документов

сентябрь

Творческая группа

3

Изучение опыта работы коллег по вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых

Весь период

Творческая группа

3

Составление плана мероприятий по разработке и реализации проекта.

сентябрь

Творческая группа

4

Подборка методического материала, обеспечивающего практическую и теоретическую готовность педагога  к реализации проекта;

Сентябрь - октябрь

Творческая группа

2 этап основной  - ноябрь 2018 г. – апрель 2019

5

Создание информационной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, методическая  литература, подборка материала для работы с родителями)

Весь период

Творческая группа

6

Организация методических мероприятий (педсовет, работа в творческих группах, практикумы).

Весь период

Творческая группа

7

Участие в вебинарах  ранней профориентации

Весь период

Творческая группа

8

Организация работы с детьми:

- НОД,

- развлекательные мероприятия,

- игровая деятельность

Весь период

Творческая группа

9

Родительское собрание, посвященное освящению инновационного проекта, его актуальности и важности для воспитания и развития детей, о мероприятиях, которые запланированы в рамках данного проекта.

ноябрь 2018г

Творческая группа

10

Работа с родителями:

-Беседы с родителями о важности данной проблемы.

- Создание лэпбука «В мире профессий»

-Изготовление книги «Жили-были профессии»

-Привлечение родителей к созданию и пополнению ПРС.        

Весь период

Творческая  группа

11

Обогащение РППС (приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта)

Весь период

Творческая группа

12

Создание картотеки игр

Весь период

Педагоги

13

Оформление пособий

Весь период

Педагоги, дети, родители

3 этап заключительный – май 2019

14

Анализ деятельности, обобщение результатов работы.

Май 2019

Творческая группа

15

Презентация проекта:

 Итоговое мероприятие КВН «В мире профессий»

Май 2019

Педагоги, дети, родители

8. Предполагаемые результаты инновационного проекта

- У детей сформировалось понимание значения слова «профессия».

- У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности.

- В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой взаимодействия с детьми при ознакомлении с трудом взрослых и организации труда детей старшей группы.

- РППС пополнена игровым материалом (сюжетно-ролевыми, дидактическими играми) по ознакомлению с профессиями.

- Родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ.

- Укреплена заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Критерии эффективности инновационного проекта

Критерии

Показатели

Обеспечение проекта информационно-методическим и научным материалом.

- наличие информационного инструментария;

- наличие учебно- методических пособий.

Профессионально-кадровые условия (сформированность мотивационной готовности участников к реализации проекта)

уровень активности педагогов;

- оценка качества деятельности педагогов по усовершенствованию развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС;

-уровень активности родителей

Психологический климат

-умение взаимодействовать в интересах развития ребёнка;

- психологическое благополучие воспитанников.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря

-доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

- возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности;

Материально-технические условия

-соответствие ФГОС и СанПиН

 Риски инновационного проекта

Риски

Механизмы компенсации рисков

Сопротивление педагогического коллектива вводимым инновациям.

Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов.

Низкая активность педагогов ДОУ в вопросах внедрения инноваций, нововведений, к работе в экспериментальном режиме

-система мотивирования;

 -создание «ситуации успеха»;

-информированность;

- тренинги

Негативное отношение родителей к нововведениям, сопротивляемость к участию в жизни ДОО

-ведение просветительской работы;

-включение родителей в образовательную деятельность ДОО

- трансляция актуальности нововведений, результативности инновационной работы, значимости данной работы в развитии ребенка

Формальный подход к реализации проекта

со стороны участников

Обеспечение качественного контроля за

ходом реализации проекта и уровнем

ответственности участников.

Бюджет проекта        

Статья расходов

Запрашиваемая сумма, (в рублях)

Вклад из других источников, (в рублях)

        Всего,

        (в рублях)

Телевизор,

флеш карта

0

0

0

Цветная бумага

0

0

0

Карандаши цветные

0

0

0

фломастеры

0

0

0

пластилин

0

0

0

Папки с файлами

150

0

150

Ткань

300

0

300

        Управление инновационным проектом - Совет педагогов.

        Проектная деятельность как метод трудового воспитания детей оказала влияние на

систематизацию знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей.

Помимо этого, дети получили удовольствие от совместной деятельности с родителями, которые являлись активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.

Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить, так как профессионала и мастера своего дела уважают люди.

Таким образом, мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, которое начинает формироваться уже в дошкольный период.

Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.

 

        Список использованной литературы:

1.        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р)

2. Дыбина О.В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Старшая группа (5-6 лет)

 3. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая  группа. – М, 2003.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Жили-были..."

В рамках этого проекта мы с детьми придумали Сказочную страну, её жителей, сочинили небольшую пьесу и показали её на театральном фестивале в своём городе....

Коллективный информационно-творческий проект "Жили-были люди в доме"

 Долгосрочный коллективный проект был реализован воспитанниками старшей группы МДОБУ №118 г. Сочи в 2016 году, его результатами стали мини-музей макетов различных жилищ человека и обширная...

Проект "Жили-были ёжики"

Информационно-творческий, краткосрочный проект для детей первой младшей группы....

Творческий проект "Жили - были"

Совместный проект по мотивам русских народных сказок....

Проект "Жили-были лыжи"

Информационно-познавательный проект о лыжах для детей старшего дошкольного возраста....

Детский информационно исследовательский проект "Жила-была река Обь". (экологическая сказка)

Экологический проект о реке Обь: ее использовании людьми, животными, рыбами, птицами, сохранении  ее природных ресурсов от браконьеров и загрязнения.Презентация к проекту:https://cloud.mail.ru/pu...

Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...