Рабочая программа вторая группа раннего возраста
рабочая программа

Мокрова Анна Александровна

    Настоящая рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста

(2-3  года) МБДОУ «Солнышко»  разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию. Рабочая программа для детей 2-3 лет МБДОУ «Солнышко»   построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vt.gr_._ran.vz_.docx121.6 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цель и задачи рабочей Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

1.1.3.

Возрастные особенности воспитанников от 2 до 3 лет

5

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

6

1.2.1.

Целевые ориентиры

6

1.2.2.

Оценка результатов освоения рабочей Программы

7

1.2.3.

Срок реализации рабочей Программы

7

1.3

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Содержание образовательной деятельности

8

2.1.1.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

8

2.1.2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

9

2.1.3.

Образовательная область «Речевое развитие»

9

2.1.4.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

9

2.1.5.

Образовательная область «Физическое развитие»

10

2.2.

Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста

10

2.2.1.

Модель воспитательно-образовательного процесса

13

2.2.2.

Модель образовательного процесса на день

14

2.3.

Ежедневное планирование воспитательного и образовательного процесса

18

2.4.

Организация образовательного пространства

18

2.4.1.

Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования

18

2.5.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

19

2.6.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников (законными представителями)

21

2.6.1.

Характеристика контингента, особенности семей воспитанников, комплектование группы

21

2.6.2.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

22

2.7.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

22

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

26

3.1.

Методическое обеспечение Программы

26

3.2.

Режим дня

26

3.2.1.

Режим пребывания детей в ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет

26

3.2.2.

Организация занятий обучающих

27

3.3.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

28

3.3.1.

Перспективный план праздников и вечеров развлечений

28

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

29

3.5.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

31

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста

(2-3  года) МБДОУ «Солнышко»  разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию. Рабочая программа для детей 2-3 лет МБДОУ «Солнышко»   построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

    Данная учебная программа по развитию детей 2-3 лет (группа раннего возраста) разработана, в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребенка;  
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13; ФГОС ДО;
  • Типовое положение  ДОО;
  • Устав ДОО обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

  1.1.1. Цели и задачи рабочей Программы 

Программа направлена на реализацию следующих целей:

1. Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

2. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, речевой, чтение художественной литературы и фольклорных произведений, музыкальной, изобразительной, конструктивной, восприятие всех видов искусств, двигательной.

Для достижения целей программы поставлены следующие задачи:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в младшей группе независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  1. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  2. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  3. обеспечения вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  1. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  1. 2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

      Программа сформирована с учетом следующих принципов:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
  • Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
  • Принцип междисциплинароного подхода.
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

 Среди подходов к формированию программы можно выделить:

  • личностно-ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы права на уважение;
  • деятельностный, связанный с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.); формами и методами воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность;
  • аксиологический (ценностный), предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. д.;
  • компетентностный, в котором основным результатом образовательной деятельности становится, формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;
  • диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект - субъектных отношений;
  • системный —  качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;
  • средовой, предусматривающий использование возможностей, внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

1.1.3. Возрастные особенности воспитанников от 2 до 3 лет

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Дети 2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное  значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

1.2.1. целевые ориентиры

Целевые ориентиры

Образовательная область

Результаты освоения ООП

Оценочные материалы (с учетом показателей)

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Социально-коммуникативное развитие

• Сформированность простейших навыков самообслуживания

• Развитие положительного отношения к себе

• Развитие стремления к общению со взрослыми

• Проявление интереса к общению со сверстниками

• Развитие игровой деятельности

• Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст.

• проявляет интерес к стихам, песням и

сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

Художественно-эстетическое развитие

• Развитие основ художественно-

эстетической деятельности

• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек

Речевое развитие

Развитие речи:

- понимания речи (пассивной речи);

- развитие активной речи

- формирование фонематического слуха,

- развитие речи как средства управления своим поведением (планирующая

и регулятивная функций речи).

• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Познавательное развитие

• Сформированность действий с предметами и игрушками

• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Физическое развитие

• Освоение различных видов движений

1.2.2. Оценка результатов освоения Рабочей программы.

Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Так как целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Но при реализации программы мы можем проводить оценку индивидуального развития детей, опираясь на педагогическую диагностику индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) помогают решить, исключительно, только следующие образовательные задачи:

1)        индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

           2)   оптимизации работы с группой детей.

         

 1.2.3. Срок реализации рабочей Программы.

Сентябрь 2018 – май 2019 г.

  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

       Кружок по развитию сенсорных эталонов у детей младшей группы «Мир сенсорики».

Цель и задачи реализации программы:

Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи:

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1.  Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями

           2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

«Социально – коммуникативное развитие» включает в себя:

Трудовое воспитание

Игровую деятельность

Патриотическое воспитание

       2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений: о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

«Познавательное развитие» включает в себя:

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование.

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающая игра

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Интегративная деятельность

Беседа

Проблемная ситуация

           2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

 «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

«Речевое развитие» включает в себя:

Рассматривание

Игровая ситуация

Дидактическая игра

Ситуация общения

Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)

Хороводная игра с пением

Игра-драматизация

Чтение

Обсуждение

Рассказ

Игра

           

  2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

«Художественно-эстетическое развитие» включает в себя:

Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Игра

Организация выставок

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Экспериментирование со звуками

Музыкально-дидактическая игра

Разучивание музыкальных игр и танцев

Совместное пение

                 2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

 «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

«Физическое развитие» включает в себя:

Игровая беседа с элементами движений

Игра

Утренняя гимнастика

Упражнения

Экспериментирование

Ситуативный разговор

Беседа

Рассказ

Чтение

Проблемная ситуация

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста 

Организация образовательной деятельности – одно из важных условий реализации программы. Главными образовательными ориентирами являются: 
• Обеспечение эмоционального благополучия детей; 
• Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; 
• Развитие детской самостоятельности (инициативности, ответственности); 
• Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. 
Обеспечение в группе эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог: 
• общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; 
• внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями; 
• создает ситуации, в которых дети при помощи разных средств (игра, рисунок, движение и т.д.) могут выразить свое отношение к значимым для них событиям, в том числе происходящим в детском саду; 
• обеспечивает в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть одному или в небольшой группе детей. 
Формирование доброжелательных, внимательных отношений. Для формирования доброжелательных, внимательных отношений, воспитатели в группе: 
• устанавливают понятные для детей правила взаимодействия; 
• создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; 
Формирование развитие самостоятельности. 
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли: 
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами; 
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; 
• быть по возможности автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. 
Поддержание детской инициативы. Воспитатели регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся: 
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; 
• совершать выбор и обосновывать его (детям предлагаются способы фиксации их выбора); 
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); 
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде; 
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. 
Игровая деятельность. С целью развития игровой деятельности педагоги: 
• создают в течение дня условия для свободной игры детей; 
• определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; 
• наблюдают за играющими детьми, отмечают, какие именно события дня отражаются в игре; 
• отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; 
• косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (предлагают новые идеи или способы реализации детских идей). 
Познавательная деятельность. Стимулировать детскую познавательную активность педагог может: 
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; 
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно- противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; 
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; 
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; 
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; 
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход беседы; 
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; 
• помогая организовать обсуждение; 
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу. 

2.2.1. Модель воспитательно-образовательного процесса.

        

2.2.2. Модель образовательного процесса на день.

Режимные моменты

Формы организации образовательного процесса

Вид деятельности

Время в режиме дня

Длительность

Прием детей

Игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-роевые, подвижные)

Самостоятельная и совместная со взрослым игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная деятельность

Физическая активность

7.00-8.05

1 час

5 минут

Беседы с детьми

Коммуникативная  деятельность

Экскурсии по участку (теплое время года)

Поисково-исследовательская, коммуникативная деятельность

Наблюдения

Гигиенические процедуры

Самообслуживание

Дежурство в уголке природы, в столовой

Элементарная трудовая деятельность

Утренняя гимнастика

Физическая активность

8.00-8.05

5мин.

Завтрак

Формирование культуры еды

Самообслуживание

8.05-8.30

25 мин.

Режимные моменты

Формы организации образовательного процесса

Вид деятельности

Время в режиме дня

Длитель-ность

Игра

Самостоятельная игровая деятельность

8.30-9.00

      30 минут

Подготовка к занятиям

Элементарная трудовая деятельность

Организованная образовательная деятельность

Занятия

Коллекционирование

Реализация проектов

Решение ситуативных задач

Чтение художественной и познавательной литературы

Дидактические и сюжетно-дидактические игры

Конструирование

Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная),

музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая,

двигательная активность

9.00-9.30

30 минут

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей по интересам

Игровая деятельность, коммуникативная деятельность (общение), конструирование

9.30-10.00

30 минут

Подготовка к прогулке, прогулка

Занятия

Коллекционирование

Реализация проектов

Решение ситуативных задач

Чтение художественной и познавательной литературы

Наблюдения и экскурсии

Беседы

Элементарные опыты

Дидактические и сюжетно-дидактические игры

Конструирование

Труд в природе

Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструктивная, изобразительная (продуктивная), элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, физическая активность

9:30-11.00

1,5 часа

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей по интересам

Игровая деятельность, элементарный труд (дежурство), коммуникативная деятельность (общение)

11.00–11.15

15минут

Подготовка к обеду. Обед

Формирование культуры еды

Самообслуживание

11.15–12.00

45 минут

Сон

Воспитание навыков здорового образа жизни

12.00–15.00

3часа

Постепенный переход от сна к бодрствованию

Гимнастика пробуждения

Физическая активность

15.00–15.15

15минут

Закаливающие процедуры

Воспитание навыков здорового образа жизни

Игра

Самостоятельная игровая деятельность

Подготовка к полднику, полдник

Формирование культуры еды

Самообслуживание

15.15–15.45

30 минут

Совместная деятельность педагога с детьми

Игра сюжетно-ролевая, сюжетно-дидактическая, дидактическая, чтение художественной литературы

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы

15.45–16.00

15 минут

Дополнительное образование

16.00–16.30

30 минут

Совместная со взрослым образовательная деятельность

Мастерская, коллекционирование, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, тематические досуги (игровые, физкультурные, познавательные, театрализованные, музыкальные и др.), реализация проектов

Изобразительная (продуктивная), музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная,  игровая,

16.30–16.45

15 минут

Подготовка к прогулке, прогулка

Коллекционирование

Реализация проектов

Решение ситуативных задач

Дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры

Конструирование

Труд в природе

Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность и др.

16.45–17.30

45 минут

Уход детей домой

17.30

Общий подсчёт времени

На занятия

30 минут

30 минут

На прогулку

2 часа 15 минут

2 часа 15 минут

На игру (без учёта времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями)

1 час 30 минут

1 час 30 минут

2.3. Ежедневное планирование воспитательного и образовательного процесса (Приложение №1)

        2.4. Организация образовательного пространства


Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных

особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. 
В работе с детьми группы раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

2.4.1. Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования

Для успешной реализации Программы обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие: 
• Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей). 
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. 
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. 
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. 
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. 
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия. 
• Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. 
Обеспечение эмоционального благополучия 
• через непосредственное общение с каждым ребенком; 
• через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. 
Поддержка индивидуальности и инициативы детей 
• через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 
• через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 
• через непосредственную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Установление правил взаимодействия в разных ситуациях 
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях 
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным и социальным слоям; 
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; 
• развитие умения детей работать в группе сверстников. 
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка) 
• через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; 
• через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; 
• через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; 
• через оценку индивидуального развития детей 
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, для выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.5 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Развитие ребенка в образовательном процессе осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. 
Особенность организации образовательной деятельности по Программе - ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенность образовательной ситуации – появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка: материальный (рассказ, рисунок, поделка, коллаж); нематериальный (новое знание, образ, идея, отношение). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. 
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. 
Образовательные ситуации используются в процессе НОД, с целью формирования у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. 
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, проявления ребенком активности, самостоятельности и творчества. 
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, атрибуты для сюжетно-ролевой игры). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения дневников. 
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) - основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО. 
Игровая деятельность - ведущая деятельность ребёнка, в организованной образовательной деятельности выступает в качестве основы для интеграции других видов деятельности дошкольника. 
Игровая деятельность представлена в формах: д/игры и сюжетно-дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры; подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием НОД. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется в режимных моментах (утром и во 2-ой половине дня). 
Коммуникативная деятельность - направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке НОД она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. 
Познавательно-исследовательская деятельность - включает широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и др. странами), ОБЖ, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. 
Восприятие художественной литературы и фольклора - процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение организуется, как непосредственно чтение (рассказывание сказки) педагогом вслух, и как прослушивание аудиозаписи. 
Конструирование и изобразительная деятельность детей - представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка) деятельности и связана со знакомством с ИЗО-искусством, развитием способности художественного восприятия, что обогащает личный опыт, обеспечивает интеграцию познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. 
Музыкальная деятельность - организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОУ. 
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, в соответствии с правилами действующего СанПиН. 

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – выстроена посредством особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. 
Образовательная деятельность, осуществляемая утром включает: 
• индивидуальные игр, игры подгруппами (д/игры, развивающие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры); 
• создание игровых, проблемных ситуаций, ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости; 
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов; 
• индивидуальную работу в соответствии с задачами образовательных областей; 
• двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в 2-ой половине дня; 
• работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. 
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: 
• подвижные игры, упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности; 
• наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; 
• экспериментирование с объектами неживой природы; 
• сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); 
• элементарную трудовую деятельность детей на участке; 
• свободное общение педагога с детьми. 

              2.6.Особенности взаимодействия  с семьями воспитанников (законными представителями)

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), «введение в ФГОС», проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Предметно-развивающая среда для родителейэто уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. Например, «Правила дорожного движения», «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Инфекционные заболевания», анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

  На информационных стендах  размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню. Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки)

            2.6.1. Характеристика контингента, особенности семей воспитанников, комплектование группы.

В младшей группе «Рябинка» - 24 ребенка, из них 13 девочек, и 11 мальчиков.

Группу посещают все дети. Все дети со II группой здоровья. Уровень жизни семей удовлетворительный. В группе 11 мальчиков и 13 девочек. На данный момент группу посещают 16 детей, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные.

Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Социальный паспорт семей воспитанников:

Количество детей - 24

Особенности семьи

Полные

20

Неполные

4

Многодетные

4

Опекуны

1

Социальный статус

Рабочие

16

Служащие

8

Не работающие

-

2.6.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

1. Материал в уголок для родителей: «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе».
2. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».
3. С помощью родителей утеплить окна.

Октябрь

1. Проведение родительского собрания по теме: «»
2. Выставка поделок «Чудо с огорода»
3. Консультация «Здоровье всему голова».

Ноябрь

1. Консультация «Капризы и упрямство».
2. Оформление газеты к празднику «День матери»
3. Привлечение родителей к пополнению «Книжного уголка группы»

Декабрь

1. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

2. Конкурс «Новогодняя открытка» 

3. Папка-передвижка« Сенсорное развитие»
4. Участие родителей в оформление группы к Новому году.

Январь

1. Консультация «Как уберечь ребёнка от зимних травм».
2. Беседа: «Важность прогулки с ребёнком в зимний период».
3. Фотовыставка « Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!»

Февраль

1. Консультация «Кризис трёх лет».
2. Папка-передвижка: « 23 февраля».
3. Памятка: «Играем со снегом и познаём его свойства».

Март

1. Привлечение мам и бабушек к участию в развлечении «Мамин день – 8 Марта»
2.
Выставка семейных поделок: «Золотые руки наших мам».
3. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки»

Апрель

1. Беседа «Ребенок на улице»
2. Консультация «Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» 
3. Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц.

Май

1. Родительское собрание «Чему мы научились за год»
2. Выставка поделок «Мирное небо» 
3. Консультация для родителей «Если ваш ребенок кусается»

2.7. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов «Мир сенсорики»

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование

Сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Октябрь

1.«Назови геометрическую фигуру».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2.«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

3. «Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

4.«Сортировка».

Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

Ноябрь

1.«Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

2. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

3.«Шумящие коробочки».

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

4.«Огоньки ночью».

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

Декабрь

1.«Волшебный поднос».

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2.«Шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

Январь

1. «Кто скорее соберет игрушки».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки».

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.

3. «Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

Февраль

1. «Воздушные шары».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары».

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

3. Окрашивание воды.

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими  фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

Март

1. «Ткани».

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Строим башню».

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

3. «Что лежит в мешочке? ».

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4.  «Подбери петушку перышко»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Дидактическая игра  «Подбери петушку перышко».

Апрель

1. «Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2. «Спрячь мышку».

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Дидактическая игра  «Спрячь мышку».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Башня из кубов».

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

Май

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

             3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

           

                     3.1. Методическое обеспечение Программы

Области

Методическое обеспечение

Социально-коммуникативное развитие

Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»

Физическое развитие

Познавательно-исследовательское развитие

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

Речевое развитие

В. Алексеенко, Я. Лощинина «Играем в сказку»

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

Художественно-эстетическое развитие

Д. Н. Колдина «Лепка»

Д. Н. Колдина «Рисование»

3.2. Режим дня

           3.2.1. Режим пребывания детей в ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет

Режим дня составлен с расчетом на 10,5 - часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т. д.).

В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 2-3 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 10-15 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор — слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.

Режим пребывания детей в ДОУ

Группы общеразвивающего вида для детей с 2-3 лет

( с 10.5 часов пребыванием)

Дома

Режимный момент

Время

Подъем, утренний туалет

6.30- 7.30

В детском саду

Режимный момент

Время

Прием, осмотр детей, игры, ежедневная утренняя гимнастика

7.00- 8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

( образовательная деятельность в режимных моментах)

8.05 -8.30

Игры, самостоятельная деятельность

8.30-9.00

Непосредственно образовательная деятельность (игры-занятия по подгруппам)

9.00 – 9.30

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.30-11.00

Возвращение с прогулки, игры,

подготовка к обеду,

11.00-11.15

Обед

11.15- 12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.15 -15.45

Игры, самостоятельная деятельность детей,

чтение художественной литературы

15.45 -16.00

Непосредственно образовательная деятельность

16.00- 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

(образовательная деятельность в режимных моментах)

16.30 -17.30

Дома

Режимный момент

Время

Возращение с прогулки

17.30 – 18.00

Ужин

18.00-18.30

Спокойные игры

18.30-20.30

Гигиенические процедуры

20.30 -21.00

Укладывание, ночной сон

21.00 – 06.30 (07.00)

3.2.2. Организация занятий обучающих

Понедельник

  1. Познавательно-исследовательская (Реб-к и ОМ) 09.00- 09.10
  2.  Музыкальная 16.00-16.10

Вторник

  1. Изобразительная Лепка 09.00-09.10
  2. Двигательная 16.00-16.10

Среда

  1. Коммуникативная (восприятие х\л и фольклора) 09.00-09.10
  2. Двигательная 16.00-16.10

Четверг

  1. Изобразительная Рисование 09.00-09.10
  2. Коммуникативная (восприятие х\л и фольклора) 16.00-16.10

Пятница

  1. Музыкальная 09.00-09.10
  2. Двигательная (на улице)

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.3.1.Перспективный план праздников и вечеров развлечений

Месяц

Неделя

Дата

Название мероприятия

Сентябрь

1 неделя

1-9

Праздник: «День знаний»

2 неделя

10-16

Неделя здоровья

3 неделя

Настольный театр по сказке «Репка»

4 неделя

24-30

Концерт «Примите поздравления» 27 сентября

Октябрь

1 неделя

1-7

Концерт ко дню пожилого человека 2 октября

2 неделя

8-14

Физкультурное развлечение «Мы смелые умелые»

3 неделя

15-21

Вечер развлечений «Музыкальные игрушки»

4 неделя

22-28

Осенний праздник «Осенины»

5 неделя

29-4

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Ноябрь

1 неделя

5-11

Конкурс чтецов (корпус2)

2 неделя

12-18

«Теремок» (настольный театр)

3 неделя

19-25

Неделя театра ( Эко сказки)

4 неделя

26-2

Показ народной сказки «Колобок»

Декабрь

1 неделя

3-9

 Фокусы «Цветная водичка»

2 неделя

10-16

Физкультурное развлечение «Зимние забавы»

3 неделя

17-23

Развлечение «В гостях у кошки Мурки»

4 неделя

24-30

Новогодние утренники

Январь

2 неделя

15-20

Зимние забавы

3 неделя

21-27

«Теремок» (настольный театр)

Февраль

1 неделя

28-3

Показ настольного театра «Маша и медведь»

2 неделя

4-10

«Игрушки в гостях у ребят»

3 неделя

11-17

Физкультурное мероприятие «Мой веселый мяч»

4 неделя

18-24

Спортивный праздник для мальчиков и пап «Русские богатыри»

5 неделя

25-3

Настольный театр по сказке «Репка»

Март

1 неделя

4-10

Праздник для мам к 8 марта: « Лучше мамы нет на свете»

2 неделя

11-17

«Как утенок маму искал» (кукольный театр)

3 неделя

18-24

«Шашечный турнир»

4 неделя

25-31

Настольный театр «Колобок»

Апрель

Месячник безопасности

1 неделя

1-7

«Начинаем мы играть»

2 неделя

8-14

Развлечение «Весенние забавы» 

3 неделя

15-21

Неделя экологических знаний (Маленькие исследователи)

4 неделя

22-28

«Репка» (настольный театр)

Май

1 неделя

29-5

 Развлечение «Петрушка в гостях у ребят».

2 неделя

6-12

Праздник: «День Великой Победы!»

3 неделя

13-19

Досуг «Едем, едем»

4 неделя

20-26

Игра-забава «Салют»

Июнь

27-2

1 июня – День защиты детей

3.4. Материально-техническое обеспечение

Области

Дидактическое обеспечение

Игровое обеспечение

Социально-коммуникативное развитие

-  Тематические плакаты.

-  Музыкальные инструменты.

-  Разрезные картинки (пазлы).

-  Наборы шнуровок, прищепок.

-  Картотека дидактических игр и атрибуты к этим играм.

- Уголки для сюжетно ролевых игр -  магазин, дочки матери, коляски, парикмахерская, больница,  кухня.

- Настольные игры «Подбери по цвету»,  «Большой - маленький» и т.д.

-  Строительный материал.

-  Конструктор крупный и мелкий.

Физическое развитие

-  Картотека здоровых игр и атрибуты к ним

- Рассказы по картинкам «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта».

-  Картотека «Считалки»

-  Мячи, обручи, пенечки, скакалки, кегли.

-   Картотека подвижных игр и игр малой подвижности.

- Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

Познавательно-исследовательское развитие

- Картинки для рассматривания «Овощи и фрукты».

- Картотека комнатные растения.

- Плакаты по ПДД, домашние и дикие животные, птицы, цветы, деревья.

- Набор для исследования (шишки, ракушки, песок, лупа)

-  Уголки для сюжетно ролевых игр -  магазин, дочки матери, коляски, парикмахерская, больница, кухня.

-  Набор для исследования (шишки, ракушки, песок, лупа)

Речевое развитие

- Картотека коммуникативных игр.

- Картотека по речевой и артикуляционной гимнастике.

- Книги с красочными иллюстрациями.

- Говорящие книги.

- Книги с красочными иллюстрациями.

- Говорящие книги.

- Книги – панорамки.

Художественно-эстетическое развитие

- Картотека дидактических игр «Радуга цвета».

- Пластилин, карандаши, краски, альбомные листы, раскраски.

- Музыкальные инструменты.

- Конструкторы.

- Магнитофон.

3.5. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3) НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направл...

Рабочая программа второй группы раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа второй  группы  раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа вторая группа раннего возраста

Рабочая программа вторая группа раннего возраста...

Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")

Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год

Рабочая программа младшей группы №1 для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» на основе ФГОС дошкольног...