"Картотека бесед и дидактических игр"
картотека (подготовительная группа)

Картотека бесед и дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_besed_na_fevral.docx476.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и бесед на февраль

C:\Users\1\Pictures\пед.png

Беседы по нравственному развитию.

«Доброжелательность» №9.

Цель: Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

«Игры без ссор» №10.

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает играть и дружить. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

«Вежливость» №11.

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

«Бережливость» №12.

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Беседы по познавательному развитию

«Погодные условия февраля» №9.

Цель: Познакомить детей с особенностями погодных условий февраля, с характерными для этого месяца природными явлениями (метели, гололёд, образование сосулек, массивных снежных «шапок» на крышах). Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть в данных погодных условиях, учить выявлять источник опасности, избегать её.

«Осторожно, гололёд»№10.

Цель: Познакомить детей с основными правилами передвижения по скользкой поверхности, формировать навыки осторожного и осмотрительного отношения к своему здоровью. Формировать представления о потенциально опасных для человека ситуациях, учить избегать их.

«Средства гигиены для полости рта.»№11.

Цель: Продолжать знакомить детей со средствами гигиены полости рта, рассказать о назначении таких средств, как зубная нить, щётка для языка, зубная щетка, паста, средства для полоскания рта. Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление правильно ухаживать за зубами.

«Польза и вред жевательной резинки»№12.

Цель: Познакомить детей с полезным и вредными свойствами жевательной резинки, рассказать от жизненных ситуациях, при которых употребление жевательной резинки под контролем взрослых приносит пользу. Закрепить знания о средствах гигиены.

Дидактические игры

По краеведению

«Сквозь замочную скважину»№9.

Цель: - закреплять знания детей о памятниках города Барнаула.

- развивать зрительную память, восприятие.

Материал: в комплект игры входит картинки с видами памятников города Барнаула, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.

Ход: воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребёнок, перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.

Игровое правило: рассматривать картинку можно только с помощь замочной скважины.

«Знаешь ли ты?»№10.

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.

Материал: портреты известных соотечественников, которые оставили свой след в истории родного края.

Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает назвать того, кто изображен на портрете и рассказать чем он знаменит. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек.

«Найди отличия»№11.

Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растёт, благоустраивается и лучшие его новостройки удачно дополняют.

Материал: картинки с видами старого и современного города.

Ход: в игре принимают участие 2 команды по несколько человек. Они рассматривают одну и ту картинку и находят отличия. Кто больше назвал различий, тот и победил. Игра повторяется с другой картинкой.

«Где находится памятник?»№12.

Цель: познакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображение памятников.

Ход: воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, что это за памятник и где установлен. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек.

По экологии

«Угадай, что в мешочке?»№10.

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: (лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.).

Ход игры: играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предметы в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.

«Природа и человек»№11.

Цель: закрепить и систематизировать знания тетей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существует в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ, а дома, заводы создаёт человек.

«Где снежинки?»№12.

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т.д.

Ход игры: 

Вариант1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточки. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т.д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарке припекать,

Где снежинку нам искать?

С последними словами все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами.

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Входите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь вбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.

Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы.

- В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

По художественной – продуктивной деятельностью

«Забавный клоун»№10.

Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.

Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.

Ход игры: детям предлагается нарядить клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме), может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов по цветам радуги.

«Собери пейзаж»№11.

Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных измерений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.

Материал: картинки с изображением предметом в различное время года, а также несколько плоскостей с изображением различных времён года.

Правила игры: детям предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определённого сезона (зима, весна, лето, осень), а так же подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помои своих знаний построить правильную композицию.

«Матрёшки сарафан»№12.

Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей о основных элементах росписи русской матрёшки, закреплять знания о русской национальной одежды.

Материал: силуэты матрёшек, а так же отдельные части матрёшек с определённой росписью.

Игровые действия: педагог показывает детям нарисованные силуэты трёх матрёшек, и дети на выбор одевают свою матрёшку.

По музыкальному развитию

«Музыкальное лото по памяти»№10.

Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности  к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому, духовому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.

Материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, большие карты с изображением разных видов оркестра. На одну большую карту помещается восемь маленьких карточек.

Описание игры: воспитатель раздаёт детям по одной большой карте, а маленькие картинки раскладываются на середине стола рисунком вверх. В течение какого – то промежутка времени дети запоминают их расположение. Затем все карточки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной картинке. Если эта картинка, то забирают её себе, если нет, кладут обратно рисунком в низ. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает.

«Какой инструмент лишний»№11.

Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Материал: карточки с изображением различных музыкальных инструментов.

Описание игры: воспитатель выкладывает перед ребёнком – игроком несколько карточек 4 - 5. Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пять – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

«Воздушные шары»№12.

Цель: закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне.

Демонстрационный материал: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Раздаточный материал: карточки и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

Описание игры: Все на шарики смотрел, даже песенку запел.

(поёт на слог «ля» попевку, прохлопывая ритм).

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определят количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

Педагог: медвежонку в магазине много шариков купили –

Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку.

По развитию речи

«Звуковые шапочки»№10.

Цель: развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Описание игры: в игре принимают участие 2 ребёнка. Они выбирают шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: жук остановится на цветке с буквой «А», ребёнок произносит слог «Жа».

«Закончи слово»№11.

Цель: развивать умение детей делить на слоги.

Описание игры: дети стоят в кругу. Воспитатель с мячом в центре: дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слова. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слово, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за и т.д.).

«Угадай слово»№12.

Цель: развивать умение детей делить на слоги.

Описание игры: воспитатель предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирает слово с заданным количеством слогов. За правильный ответ получает фишку.

«Сплетём венок из предложений»№13.

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Описание игры: воспитатель произносит предложение. Дети называет последнее слово и с ним же придумывает новое предложение. Например: Серёжа читает книгу. Книга лежит на столе.

По социально – эмоциональному развитию

«Мимическая гимнастика»№10.

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Ход игры: - улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришёл волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землёй.

«Маска»№11.

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Ход игры: на одного ребёнка воспитатель надевает маску с настроением (ребёнок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз.

«Театр»№12.

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Ход игры: ребёнок изображает с помощью мимики какое – то настроение, но при этом часть его лица будет скрыт (зарывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги). Остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

«Мои хорошие качества»№13.

Цель: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Ход игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказывать всем желающим и не заставлять, если кто – то отказывается).

По валеологии

«Назови правильно»№9.

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: мяч.

Содержание: воспитатель кидает мяч и называет предмет, про который нужно рассказать (для чего предмет нужен).

«Когда что одеваем?»№10.

Цель: формировать умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Содержание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.

«Кто я?»№11.

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своёй фамилии, возрасте.

Материал: зеркало.

Содержание: - расскажи, что ты знаешь о себе: (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет газ, дата рождения, девочка или мальчик).

- расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

- есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

«Ты покажи - я отгадаю»№12.

Цель: воспитывать уважительное отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Содержание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывают (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа – отгадывает, кто был изображён (лыжник, пловец, хоккеист, гимнастка ит.д.).

По познавательному развитию

«Так у нас. А как у вас?»№9.

Цель: разъяснять детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участи в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи.

Игровое правило: рассказать, как проходит вечер в семье.

Содержание: воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома. Первый рассказывает воспитатель.

«Что умеет делать?»№10.

Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Игровое правило: ведущей называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).

Содержание: - телевизор,

- что может мяч?

- что может светофор?

- что может растение?

- что может слон?

- что может дождь?

- что может краска?

- что может художник?

«Раньше - позже»№11.

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры: - Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

- Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

- Вы подошли к перекрёстку. Что будет делать дальше, чтобы перейти дорогу?

- Вы сегодня живёте в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

- Какая часть суток сейчас?

- А что было раньше?

- А раньше? И т.д.

«На что похоже?»№12.

Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Игровое правило: ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него по звуку, по запаху, по размеру, по форме, по материалу).

Ход игры: - На что похож абажур?

- На что похожа улыбка?

- На что похож половник?

- На что похож дождь?

- А душ, какой бывает?

- На что похожа коробка цветных карандашей?

- На что похожа кисть? И т.д.

по Ф.Э.М.П.

«Линии и точки»№9.

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход: воспитатель раздаёт листы и карандаши и просит детей украсить «ковриков для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева на право и сверху вниз, называет их направление, и уточняет: что образует линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим  коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

«Художники»№10.

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Ход: ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают её сюжет: город, комната, зоопарк и т.п. затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он дожжен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя её мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы идёт дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом, и т.д.

«Расскажи про свой узор»№11.

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Ход: у каждого ребёнка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.

«Кто первый назовёт»№12.

Цель: развитие внимания.

Ход: воспитатель - показывает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы. Воспитатель – договаривается, откуда начинать пересчёт предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовёт игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

По нравственному воспитанию

«Мешок плохих поступков»№9.

Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: чёрные бумажки – кляксы, мешок.

Описание игры: дети поучат чёрные бумажки – кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказывает какие похие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«Копилка добрых дел»№10.

Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать дл них добрые дела. Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения. Побуждать детей к положительным поступкам и делам. Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Описание игры: дети поучат бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

«Колечко красоты»№11.

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Описание игры: сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нём сразу же становится видно всё самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперёд. Педагог незаметно вкладывается колечко кому – ни будь в ладошки.  Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них.

«Палочка - выручалочка»№12.

Цель: воспитывать в детях чувства взаимопонимания и сотрудничества, развитие связной речи.

Описание игры: дети встают в круг и по очереди, вспоминает какую – либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болит зуб, кто – то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках  красивая палочка – выручалочка. Когда первый ребёнок рассказал о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка – выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!».тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему паучку – выручалочку. Этот ребёнок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если некто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой – выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

По театрализованному развитию

«Зеркало»№9.

Цель: развивать монологическую речь.

Ход игры: Петрушка – загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть, ему покажет!

Что же, это? (зеркало).

В группу вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый – хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем меняются.

«Телефон»№10.

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Ход игры: Петрушкина – загадка.

Поверчу волшебный круг –

И меня услышал друг.

Что же это? (телефон).

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

  1. Поздравить с днём рождения и напроситься в гости.
  2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
  3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
  4. Вас обидели, а друг вас утешает.
  5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
  6. У вас именины.

«Пантомима»№11.

Ход игры: дети одной команды с помощью пантомимы показывает предметы (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок и т.д.). Дети другой команды угадывают.

«Сугроб»№12.

Цель: развивать выразительность  мимики и жестов.

Ход игры: дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой – большой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонько стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодни листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

детки.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед и дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию

Картотека бесед и дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию...

Картотека "Беседы по ЗОЖ", "Беседы о профессиях"

Данная картотека содержит материалы для тематических бесед о профессиях и ЗОЖ. Материал предназначен для подготовительной к школе группы...

Картотека бесед и дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (младшая группа)

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

"картотека бесед и дидактических игр"

картотеки бесед и дидактических игр...

"Картотека бесед и дидактических игр"

картотека бесед и дидактических игр...