Памятка для воспитателя «Правила планирования игр детей»
материал

Соколик Лариса Викторовна

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - А. С.Макаренко

«Игра – школа воли. Игра – школа морали» - Л. С. Выгодский

«Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений» - С. А.Шмаков

 

1. Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников.

2. Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности.

3. Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде.

4. Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.

5. Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.

6. Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.

7. Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним.

8. Старайтесь найти индивидуальный подход к детям «разрушителям». «сочинителям», и детям «наблюдателям», активизируйте «исполнителе», обеспечивая комфортность в игре каждому.

9. Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование замысла игры.

10. Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте её в продуктивное русло.

Особенности (Возраст, Характер игровых действий, Выполнение роли, Развитие сюжета)

 

3-4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер.

Роль осуществляется фактически, но не называется.

Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

 

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

 

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

 

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

 

Правила по проведению игр (для воспитателей):

 

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из неё трудные правила, выполнить которые нелегко.

 

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

 

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.

 

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ: не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождётесь! не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

 

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазёры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Правила создания гербов и эмблем"

Маиетиал по ознакомлению детей с государственной символикой...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Рекомендации для педагогов, как вести себя с детьми...

Памятка для воспитателей: «Правило безопасной прогулки в летний период в детском саду».

информация будет полезной для педагогов ДОУ и родителей.  О правилах безопасной прогулки летом....

Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»

Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...