Обобщение педагогического опыта
материал (младшая группа)

Юлия Сергеевна Косовских

аттестация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogieskogo_opyty.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Здравствуйте,  уважаемые коллеги!

Меня зовут Косовских Юлия Сергеевна, я работаю воспитателем в разновозрастной младшей группе МКОУ «Ольховская СОШ» структурное подразделение «детский сад»

 Сегодня я хочу представить свой опыт работы   Пластилинография – как средство развития художественно- творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

     Актуальность опыта. 

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. 

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография).

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомоторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе рук и глаз, координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

       Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно – пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. 
    Авторы исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Наталья Борисовна Халезова, Вера Борисовна Косминская, Нина Павловна Саккулина, Тамара Семеновна Комарова и др.) отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности,  степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

      Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

    Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

В 2021 году я начала свою работу по самообразованию. Тема: “Пластилинография – как средство развития художественно- творческих способностей у детей дошкольного возраста»

     Новизна этого опыта заключается в дополнении традиционных подходов в изобразительной деятельности использованием нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.

     Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям.

       Провела анкетирование родителей, Диагностику воспитанников по методике доктора педагогических наук профессора Тамары Семеновны Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельности и развития их творчества». Согласно результатам первичной диагностики, уровень развития детей, на период начало учебного года 2021г., был на среднем уровне.

 С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.

       Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе

 Исходя из выше изложенного была определена 

       ЦЕЛЬ: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.

 Исходя из цели мною были определены следующие 

         ЗАДАЧИ:

  1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
  4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
  5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
  6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы:

                  Этапы организации работы.

  Подготовительный.

  1. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
  2. Выработать правильную постановку пальца;
  3. Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;
  4. Научиться работать на ограниченном пространстве.

     Основной.

  1. Научиться не выходить за контур рисунка.
  2. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.
  3. Использовать несколько цветов пластилина.
  4. Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.
  5. Доводить дело до конца.
  6. Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.
  7. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

      Итоговый.

  1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.
  2. Выбирать рисунок для работы.
  3. Самостоятельно выполнять задания.
  4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Работа проводится 1 раз в  неделю по следующим формам: групповая (10 человек) и индивидуальная.

При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.

Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры.

 Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.

      Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

        Художественные средства:

  • Пластичный материал(разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

           Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

        Словесные средства: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. 
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем. 

      Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

     Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки, наглядное пособие. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

    Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.

По данным проведенных анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски).

Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом.

     Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

           Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:

  • У детей появился повышенный интерес, творческая активность.
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

За время работы, я с детьми принимала участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, работы моих воспитанников были удостоены дипломами и благодарственными письмами.

За время работы  мною были и проведены выставки детских работ : 

- Подводное царство" 

- Елка новогодняя огоньками светится

- Мир глазами детей

- По сказкам К.И.Чуковского.

Изготовлены несколько альбомов с технологическими картами способов лепки.  

Так же был составлен перспективный план работы  на год с привлечением родителей. 

В приемной младшей группы периодически помещаю консультации для родителей по работе с пластилином, постоянно выставляю детские работы в изостудии там я провожу выставки коллективных работ.

Неоднократно проводились консультации, родительские собрания, мастер классы.

Несмотря на то, что работа уже ведется по освоению детьми новой нетрадиционной техники работы с пластилином, мною намечены новые задачи на следующий учебный год:

  1. Разработать перспективный план работы  для средней группы.
  2. Учить детей использовать в своих работах новый прием работы с пластилином: путем вливания цвета в цвет.
  3. Использовать вспомогательные предметы в своей работе(перышки, горошки, бусины, пае тки и т. д.)
  4. Для успешного освоения навыков пластилинографии использовать в работе следующие приемы: воспроизведение движений в воздухе, работа детей на общем фоне.
  5. Создание новых дидактических игр.
  6. Организация родительского клуба.

                Результаты исследования позволили мне сформулировать следующие выводы:

  1. Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
  2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
  3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....