Обобщение педагогического опыта
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Косовских Юлия Сергеевна, я работаю воспитателем в разновозрастной младшей группе МКОУ «Ольховская СОШ» структурное подразделение «детский сад»
Сегодня я хочу представить свой опыт работы “Пластилинография – как средство развития художественно- творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Актуальность опыта.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография).
Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомоторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе рук и глаз, координацию движений, их точность.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно – пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Авторы исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Наталья Борисовна Халезова, Вера Борисовна Косминская, Нина Павловна Саккулина, Тамара Семеновна Комарова и др.) отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
В 2021 году я начала свою работу по самообразованию. Тема: “Пластилинография – как средство развития художественно- творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Новизна этого опыта заключается в дополнении традиционных подходов в изобразительной деятельности использованием нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям.
Провела анкетирование родителей, Диагностику воспитанников по методике доктора педагогических наук профессора Тамары Семеновны Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельности и развития их творчества». Согласно результатам первичной диагностики, уровень развития детей, на период начало учебного года 2021г., был на среднем уровне.
С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.
Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе
Исходя из выше изложенного была определена
ЦЕЛЬ: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Исходя из цели мною были определены следующие
ЗАДАЧИ:
- Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы:
Этапы организации работы.
Подготовительный.
- Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
- Выработать правильную постановку пальца;
- Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной.
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Доводить дело до конца.
- Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.
- Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый.
- Научиться самостоятельно решать творческие задачи.
- Выбирать рисунок для работы.
- Самостоятельно выполнять задания.
- Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Работа проводится 1 раз в неделю по следующим формам: групповая (10 человек) и индивидуальная.
При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.
Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
- Пластичный материал(разноцветный пластилин).
- Бросовый и природный материал.
- Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Словесные средства: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Технические средства:
- Музыка.
- Видеофильмы.
- Слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки, наглядное пособие. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.
По данным проведенных анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски).
Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом.
Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.
Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:
- У детей появился повышенный интерес, творческая активность.
- В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
- Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
- У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
- Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
- Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
За время работы, я с детьми принимала участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, работы моих воспитанников были удостоены дипломами и благодарственными письмами.
За время работы мною были и проведены выставки детских работ :
- Подводное царство"
- Елка новогодняя огоньками светится
- Мир глазами детей
- По сказкам К.И.Чуковского.
Изготовлены несколько альбомов с технологическими картами способов лепки.
Так же был составлен перспективный план работы на год с привлечением родителей.
В приемной младшей группы периодически помещаю консультации для родителей по работе с пластилином, постоянно выставляю детские работы в изостудии там я провожу выставки коллективных работ.
Неоднократно проводились консультации, родительские собрания, мастер классы.
Несмотря на то, что работа уже ведется по освоению детьми новой нетрадиционной техники работы с пластилином, мною намечены новые задачи на следующий учебный год:
- Разработать перспективный план работы для средней группы.
- Учить детей использовать в своих работах новый прием работы с пластилином: путем вливания цвета в цвет.
- Использовать вспомогательные предметы в своей работе(перышки, горошки, бусины, пае тки и т. д.)
- Для успешного освоения навыков пластилинографии использовать в работе следующие приемы: воспроизведение движений в воздухе, работа детей на общем фоне.
- Создание новых дидактических игр.
- Организация родительского клуба.
Результаты исследования позволили мне сформулировать следующие выводы:
- Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
- Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
- Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....