Программы дополнительного образования «Пластилинография» для воспитанников
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Содержание занятий кружка «Пластилинография» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения, которое проводится один раз в неделю, во вторую половину дня на коллективных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УТВЕРЖДАЮ:                                          

Заведующая МБДОУ

 «Детский сад «Снежинка»

_____________ Зорина Е.В.

                                                                                                                                          Приказ № 50  от 30.08.2019 г.

Программа дополнительного образования «Пластилинография»

для воспитанников 4-5 лет

Подготовил воспитатель:

Андреенкова Е.М.

г. Гагарин

2020-2021г.г.

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилинография».

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

        Содержание занятий кружка «Пластилинография» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения, которое проводится один раз в неделю, во вторую половину дня на коллективных занятиях (по подгруппам), продолжительностью 20 минут.

Цель работы кружка: развитие мелкой моторики рук детей и творческих способностей.

Задачи:

Обучающие:

-продолжать знакомить с основными приемами, учиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

-обучать технологии изготовления различных изделий из пластилина.

Развивающие:

- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца; развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей; 

-способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Календарно - тематическое планирование занятий 4-5 лет

п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь

1

«Созрели яблочки в саду» (коллективная работа)

Пластилинография

1. Учить передавать посредствам пластилинографии изображение яблока: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта яблока.

2. Развивать эстетическое восприятие природы.

Ватман с силуэтом дерева, шаблон яблока; пластилин красного, желтого или зеленого цветов; стека.

2

«Осенние листья»

Пластилинография

1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать навыки аккуратности.

Правильно подбирать цвета и оттенки.

Плотный картон голубого цвета для основы рамер А4, шаблон кленового листочка,; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека.

Октябрь

1

«Радужное настроение»

Пластилинография

1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали; правильно подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность

Плотный картон белого цвета с силуэтом радуги, размер А4; пластилин разных цветов; стека;

2

«Весёлый ёжик в лесу»

Пластилинография

1. Закрепить представления детей о диких животных, особенностях их внешнего облика.  Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2.Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику.

Осенние листья, игрушка Ёжик, картон жёлтого цвета размером А4 с контур ёжика, пластилин; стека; картинки с изображением ёжика.

Ноябрь

1

«Подарок для Хрюши»

Пластилинография

1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1\2; бисер; бантики.

Декабрь

1

«Откуда ёлочка пришла»

Пластилинография

1. Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации)

Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета.

Январь

1

«Снеговик»

Пластилинография

1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.

2

« Дикие животные зимой» (коллективная работа)

Пластилинография

1. Закрепить представления детей о жизни  диких животных зимой, особенностях их внешнего облика.

 2. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

Пейзаж зимнего леса; шаблоны животных на выбор детям, картинка сороки, пластилин,  стека;

Февраль

1

«Танк»

Пластилинография

1. Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать любовь к своей родине.

Картон голубого цвета с силуэтом танка; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк.

Март

1

«Цветок в горшочке»

Пластилинография

1.Учить детей раскатывать ладонями длинные колбаски одинакового размера, затем накладывать их по контуру рисунка,  заполняя (закрашивая) весь рисунок.

2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Картон для фона с силуэтом цветка, пластилин, стека, иллюстрации цветов в горшочках.

2

«Воздушные шары для праздника»

Пластилинография

 1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик.

Апрель

1

«Ветка цветущей яблони»

Пластилинография

1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.

3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Картон розового цвета для основы; размер А4; пластилин; стека; иллюстрации цветущих деревьев.

Май

1

«Божья коровка на ромашке»

Пластилинография

1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А4; пластилин; стека; наклейка «божья коровка».

Литература

1.Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.

2.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

3.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

4. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

6.Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук, Издательство Махаон. 2010.

7.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                                          

Заведующая МБДОУ

 «Детский сад «Снежинка»

_____________ Зорина Е.В.

                                                                                                                                           

Программа дополнительного образования «Пластилинография»

для  воспитанников 5-6 лет

Подготовил воспитатель:

Андреенкова Е.М.

г. Гагарин

2021-2022г.

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилинография».

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

        Содержание занятий кружка «Пластилинография» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения, которое проводится один раз в неделю, во вторую половину дня на коллективных занятиях (по подгруппам), продолжительностью 25 минут.

Цель работы кружка: Создание        условий        для        развития сенсомоторной функции        и        творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать умение грамотно отбирать содержание для пластилинографии.
  • Совершенствовать изобразительные умения.
  • Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.
  • Формировать умение отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе.
  • Формировать умение создавать многофигурные композиции.

Развивающие:

  • Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
  • Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • Способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
  • Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
  • Развивать интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать интерес к произведениям искусства.

Календарно-тематическое планирование 5-6 лет

п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь

1

2

«Ветка рябины» (коллективная работа). (1 неделя)

«Ветка рябины» (коллективная работа). (2 неделя)

Пластилинография

Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Учить оформлять композицию из отдельных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

4. Развивать цветовосприятие

Плотный картон (размер А4) с силуэтами рябиновой грозди с листьями, пластилин, стека, лист ватмана с силуэтом рябины, для коллективной работы.

3

4

«Гусеница» (3 неделя)

«Гусеница» (4 неделя)

Пластилинография

1.Расширить представления детей о многообразии насекомых.

2.Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.

Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

Плотный картон розового цвета с силуэтом гусеницы, размер А4; стека.

.

Октябрь

5

6

«Осенние деревья» (коллективная работа) (2неделя)

«Осенние деревья» (коллективная работа) (3неделя)

Пластилинография

Ознакомление с понятием пейзаж. Продолжать обучать отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их в тонкие колбаски, скручивать улиточкой, использовать пластилин разных цветов, развивать мелкую моторику

Основа, эскиз размер А3; шаблоны деревьев, пластилин, стека.

.

7

8

«Лебеди» (4неделя)

«Лебеди» (5неделя)

Пластилинография

1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

2. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.

3. Развивать мелкую моторику.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом лебедя, размер А4; стека.

.

Ноябрь

9

10

«Совушка, сова - большая голова» (1неделя)

«Совушка, сова - большая голова» (2неделя)

Пластилинография

1. Расширить представления детей о лесной птице – сове.

2. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.

3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

Плотный картон фиолетового цвета с силуэтом совы, размер А4; стека.

.

11

12

Натюрморт из чайной посуды (3неделя)

Натюрморт из чайной посуды (4неделя)

1. Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте.

2. Закрепить представления детей о натюрморте.

3. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета.

4. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения- пластилинографии. 5. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.

Плотный цветной картон размером в половину альбомного листа, трафареты чайника, чашки с блюдцем; пластилин, стека.

Декабрь

13

14

15

16

«Пингвины на льдине» (1неделя)

«Пингвины на льдине» (2неделя)

Пластилинография

1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами.

2. Учить передавать характерное строение птицы.

3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

Плотный картон голубого цвета с силуэтами льдины и пингвина, размер А 4; стека.

«Чебурашка» (4неделя)

«Чебурашка» (5неделя)

Пластилинография

1. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. 2. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой.

Плотный картон с силуэтом чебурашки размер А 4; стека.

Январь

17

18

19

Зимний лес (3неделя)

Зимний лес (4неделя)

Зимний лес (5неделя)

1. Закреплять изученные ранее приемы лепки (раскатывание, размазывание, скатывание шариков), умение работать стекой, нанося насечки для придания изображения иголок на ветках ели.

Лист картона чёрного цвета А4; пластилин, стека.

Февраль

20

21

«Три поросенка» (1неделя)

«Три поросенка» (2неделя)

Пластилинография

1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.

2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.

3. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета.

4. Развивать моторику пальцев рук.

Плотный картон розового цвета с силуэтом поросёнка, размер А4; стека.

22

23

«Мишка косолапый» (3неделя)

«Мишка косолапый» (4неделя)

Пластилинография

1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.

2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

3. Развивать цветовосприятие.

Плотный картон белого цвета с силуэтом медведя, размер А4; стека.

Март

24

25

«Разные коты» (2неделя)

«Разные коты» (3неделя)

Пластилинография

1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».

2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон лилового цвета с силуэтом кота, размер А4; стека.

.

26

27

«Ярмарка дымковской игрушки» (коллективная работа 4неделя)

«Ярмарка дымковской игрушки» (коллективная работа 5неделя)

Пластилинография

1. Закрепить знания о дымковских игрушках, элементах росписи. Закрепление умений работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах.

Учить составлять знакомые узоры из пластилина.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.

Шаблоны дымковских игрушек на выбор, пластилин,стека.

Апрель

28

29

30

31

«Осьминог» (2неделя)

«Осьминог» (3неделя)

«Земляника». (4неделя)

«Земляника». (5неделя)

Пластилинография

Пластилинография

1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.

2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

3. Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином.

Закреплять познавательный интерес к природе, обучение созданию композиций из отдельных деталей.

Плотный картон синего цвета с силуэтом осьминога, размер А4; стека.

Плотный картон зелёного цвета А-4; стека, пластилин.

.

Май

32

33

«Жираф» (2неделя)

«Жираф» (3неделя)

Пластилинография

1. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

2. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон оранжевого цвета с силуэтом жирафа, размер А4; стека.

.

34

35

«Цветочная клумба». (4неделя)

«Цветочная клумба». (5неделя)

Пластилинографи

1. Обучение техники размазывания пластилинового шарика в виде цветка.

Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон в форме круга, стека, пластилин.

36

Подведение итогов работы

Используемая литература

1. Шкицкая. Аппликации из пластилина. Ростов н/Д,: Феникс, 2011.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Пластилинография для детей 3-4 лет"

Программа составлена по современным требованиям  образовательных стандартов,  с учетом психологических и физических особенностей детей данного возраста....

Программа дополнительного образования "Пластилинография"

Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно...

«ФАНТАЗЁРЫ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ И ТЕСТОПЛАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Программа разработана для дополнительного образования детей дошкольного возраста. Программа «Фантазёры» содержит полный курс образовательной деятельности по графической лепке, лепке из соленого теста,...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...

Отчёт о работе кружка по программе дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга» за 2018/ 2019 уч.год

Проводимая мной за отчетный период работа в данном направлении показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинограф...