Использование музейной педагогики в ДОУ
консультация

Выступление на педагогическом совете . Создание и использование  виртуальных музеев в обучающей деятельности в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:


Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В дошкольной музейной педагогике активно развивались  два крупных направления:

сотрудничество ДОУ с музеями;

создание и использование мини-музеев в детском саду.

В условиях детского сада  достаточно сложно организовать непосредственное  взаимодействие с музеем (сложно организовать экскурсии для группы дошкольников, низкая заинтересованность со стороны родителей,) , но создавать собственные экспозиции «мини-музеи» вполне реально.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.         

Но время идет: развиваются новые технологии, создаются компьютерные программы, электронные игротеки, социальные сети.

В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, используя которые любой желающий может в виртуальном формате просмотреть книгу, пройти залами музея, поплавать с глубоководными обитателями.

Как же можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим миром, начиная уже с дошкольного возраста?

 С этой целью создаются виртуальные музеи. В.М, - «это некая организация[4], обладающая необходимой и достаточной программно-аппаратной платформой для сбора, хранения и представления общественности цифровых объектов, как реальных, так и их моделей».

Существуют две разновидности В.М. которые можно использовать в Доу.

1.Это создание  В.М.

2.Это виртуальные экскурсии.

Предлагаю рассмотреть алгоритм создания В.М. на примере мини-музея Великой Отечественной войны.

С детьми в дошкольном учреждении была проведена образовательная экскурсия в мини-музее детского сада. Придя домой, ребенок рассказывает, что видел интересные экспонаты. Ребенку хочется еще раз увидеть эти экспонаты, показать родителям, друзьям, вспомнить, какие выполняли действия в музее: рассматривали разные виды экспонатов, проводили экскурсию, смотрели образовательный фильм и т.д.

И нужно отметить, что такая закрепляющая деятельность является довольно полезной, так как ребенок продолжает в дальнейшем самостоятельные познавательные действия.

В этом случае на помощь приходит специально созданный электронный ресурс с подборкой качественных материалов, которые в дальнейшем можно использовать дистанционно.

1. Картотека экспонатов музея

Музей – это, прежде всего, большое количество экспонатов со своей историей, назначением, материалом изготовления и т.д.

2. Фотографические изображения экспонатов музея

Чтобы иметь представление о внешнем виде музея первоначально создается фото общего вида музея.

В дальнейшем делаем подборку наиболее интересных экспонатов музея и создаем серию фотографических изображений

3. Материалы образовательной деятельности в музее. Видеофрагменты

 Мини-музей создавался с определенной целью. В связи с этим следует отразить в содержании электронного музея фрагменты  деятельности.

1) фрагмент: занимательная экскурсия

Как правило, любая деятельность в музее начинается с экскурсии, в процессе которой посетителей знакомят с историей музея, экспонатами, правилом поведения и т.д.

2) фрагмент: образовательная деятельность с экспонатами

Изучив в процессе экскурсии экспонаты музея и получив первоначальные знания, можно организовать с  подгруппой детей образовательную деятельность, в процессе которой педагог предоставит детям возможность более подробно узнать о назначении тех или иных предметов, истории их возникновения. Даст возможность детям провести некоторые исследовательские действия. В результате такой деятельности детям задают вопросы, предлагают сделать элементарные умозаключения, подержать экспонаты в руках.

3) фрагмент: самостоятельная деятельность детей

Детям предлагается самостоятельно организовать познавательную деятельность, серию развивающих игр, викторины и т.д. В качестве предметов для такой деятельности могут послужить экспонаты музея.

4) Картотека авторских игр, заданий

Серия методических рекомендаций развивающих игр и занимательных заданий, связанных с экспонатами музея.

 Данный материал будет очень полезен не только для детей, но и  педагогам, и родителям для организации деятельности с детьми в направлении изучения предметов.

 Используя такие компоненты виртуального образовательного пространства, можно получить быстрый доступ к методическим разработкам, подобрав дополнительно наглядный материал, организовать познавательную деятельность с детьми. Ребенок и сам сможет спокойно работать в данном пространстве, просматривая экспозиционные материалы и  видеосюжеты. Родители получая доступ к мини-музею, смогут видеть результаты общей деятельности и будут более заинтересованы в дальнейшем развитии музея.

2, Виртуальные экскурсии.

В современном мире  благодаря создании сети В.М. у нас появилась возможность посетить огромное количество музеев не покидая ДОУ.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

  1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Путешествие по России»    и т. д.);
  2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир»,  «Русский музей» и т .д.);
  3. Интерактивное общение с помощью программы Skype (позволяет сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.

Говоря о виртуальных музеях мира, просто нельзя не упомянуть о проекте, который запустила поисковая система Google. Это проект (http://www.googleartproject.com/). Обязательно посетите данный сайт. Там можно найти практически любой музей мира .На сайтах музеев существуют программы различной направленности: экскурсии, фотографии  экспонатов, мастер-классы, квесты, в том числе и ля детей. Проект совсем молодой, и продолжает развиваться. Google, как мы все знаем, компания очень серьезная, и они выкроили время, чтобы уделить его таким важным темам как искусство и культура, за что им огромное спасибо!

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного и разностороннего воздействия на личность ребенка.

  В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение эстетическому восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...

Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

В  материале представлен опыт работы с детьми, который позволил определить наиболее эффективные методы и формы работы по использованию музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ.Тем...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Цели и задачи создания мини-музеев  в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...

Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ

Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Музейная педагогики  создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различ...