Методическая разработка для педсовета на тему: «Активные методы работы с педагогами, как условие личностно – ориентированного взаимодействия».
методическая разработка

Цель: преодоление профессиональных дефицитов педагогов в реализации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми на основе апробации альтернативной модели внутрифирменного развития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Улучшение социально-психологического фона и качества взаимодействия воспитателей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педсовета на тему:

«Активные методы работы с педагогами, как условие личностно – ориентированного взаимодействия».

Цель:

преодоление профессиональных дефицитов педагогов в реализации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми на основе апробации альтернативной модели внутрифирменного развития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Улучшение социально-психологического фона и качества взаимодействия воспитателей и детей.

План:

1.Вступительная часть  

2.Этапы методической работы с кадрами.

3.Методы работы с педагогами

Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.  Поэтому уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОУ.

В процессе изучения уровня методической подготовки педагогов нашего детского сада, их способности к профессиональному совершенствованию, методами тестирования и анкетирования (заполнение диагностической карты успешности педагога и информационной карты о работе воспитателя), было выявлено, что воспитатели испытывают трудности в овладении новыми технологиями, установлении личностно – ориентированного взаимодействия, при анализе и самоанализе, зачастую не могут самостоятельно решить возникающие проблемы. Вследствие этого, наблюдалась пассивность воспитателей, их недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах, отсутствие заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Поэтому для повышения профессиональной компетентности воспитателей, их уровня активности и самостоятельности, развития навыков анализа и рефлексии своей деятельности, а также развития диалогического взаимодействия педагогов, было решено наряду с традиционными формами методической работы, использовать интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом, которые наиболее эффективно способствуют достижению этой цели и решению поставленных задач:

  • создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов;
  • познакомится с передовым педагогическим опытом работы;
  • развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом;
  • повысить педагогическую компетентность педагогов;
  • активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня

Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащегося в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Традиционные формы методической  работы:

  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • эстафеты педагогического мастерства
  • педагогические советы

     Инновационные:

  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа  психологии
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная

Мы выделяем  следующие этапы  методической работы с кадрами:

1. Теоретический (осмысление передовых систем):

  • Теоретический семинар «Особенности работы ДОУ в соответствии с ФГОС»,
  • Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».
  • Консультации: «Правила оформления портфолио педагога»,

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

  • Школа психологии (тренинги)
  • Организационно - деятельностные игры
  • Методические недели.
  • Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

  • Взаимопосещения.
  • Творческая мастерская «Сказочная  игротерапия».
  • Мультимедийный конкурс
  • Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».
  • Семинар  «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ -  Семья Социум».
  • Педагогические совещания, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.  

Модель
системы непрерывного образования, повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

  • интуитивный (низкий)
  • поисковый (средний)
  • мастерский (высокий)

   В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя  разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня надо  вырабатывать у них положительное отношение к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

  • дискуссии
  • тренинги
  • круглые столы
  • презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

         В первую очередь, с такими воспитателями проводить конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

   Цели методической работы, с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

   Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

  В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Она открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их  использовать в образовательном процессе.

Информатизация образования - это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми. Считая данную проблему актуальной, коллектив нашего дошкольного учреждения пришёл к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Интерактивные методы работы с педагогами

Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

При использовании этого метода каждый педагог может:

  • сосредоточиться на содержании;
  • действовать целенаправленно;
  • сохранить возможность для импровизации;
  • проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
  • проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

Метод «Модерации» может применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства, которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.

Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП?

Рассмотрим основные термины и этапы организации работы.

  • Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета. В нашем случае тема перекликается с одной из годовых задач детского сада.
  • Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов - минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале.
  • Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов.
  • Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы.
  • Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым.

Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом «Модерации»:

  • Первый этап - опрос педагогов. В начале педсовета проводится опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, в их работе.
  • Второй этап - поиск. Поиск самого актуального для педагогов вопроса, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Педагоги, на листках анонимно пишут вопрос. После, собранные листки группируются по темам или направлениям работы. На этом этапе у некоторых педагогов возникают затруднения в формулировке вопроса, особенно у молодых специалистов, поэтому лучше заранее нацелить их на специфику педсовета, познакомить с темой.
  • Третий этап - выбор. На плакате помещаются все собранные у педагогов листки с ответами и распределяются по содержательным кластерам (группам). Затем все члены педагогического совета делятся на рабочие группы в зависимости от количества кластеров. В нашем случае рабочие группы разделились по проблемам привлечения родителей к активизации речи детей и развития речи детей во время составления творческих и описательных рассказов.
  • Четвертый этап - проработка. Педагоги в рабочих группах детально работают над выделенной темой. Надо отметить, что на этом этапе при первоначальном использовании этого метода у некоторых педагогов возникают проблемы в обсуждении вопросов. Они сначала не понимают, как можно обсуждать вопрос, на который они сами хотят получить ответ. Они ждут, когда им кто – либо объяснит или детально расскажет, как решить эту проблему. Понимание приходит только в процессе обсуждения вопроса. Поэтому иногда необходима помощь лидера (руководителя или методиста). В помощь педагогам раздаются заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы. Педагоги выбирают те карточки, на которых вопросы им более понятны и близки.

Карточка № 1  

Если да, то как?

Если нет, то в чем причины?(сдерживающие факторы)

Что еще можно сделать?

Что я уже делаю? (обмен опытом)

 Карточка №2

Как должно быть?

Как на самом деле?

Что для этого должно быть сделано?

Что должны сначала сделать?

 Карточка №3

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Что еще не ясно?

Что должны сначала сделать?

  • Пятый этап - мероприятия – как заказ на работу. Обсуждение конкретных мероприятий для решения проблемы.

Карточка 4

Что?

Для чего?

Кто?

Когда?

Глагол действия

Пригласить ….

Обновить …..

  • Шестой этап - заключение. Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения?) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения.

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Презентация включает в себе не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как ТРИЗ, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, гармоническая ритмопластика, рифмотерапия, но и возможности их применения в работе педагогов.

Метод дидактической игры, который подразумевает – моделирование, разработку технологий деятельности, проводимые в игровой форме.

Рассмотрим реализацию этого метода на примере игры «Разбор почты руководителя», где моделируется деятельность учреждения, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю для разбора. В нашем учреждении, как правило, рассматриваются приказы и распоряжения по составлению планов или отчетов деятельности учреждения по организации работы с детьми и сотрудниками по безопасности жизнедеятельности, сотрудничеству с другими социальными институтами города, проведению тестирования с детьми.

В ходе игры участники изучают документы, принимают по ним необходимые решения. Кроме того, они составляют определенное мнение о ситуации в учреждении и в конце игры разбирают действия игроков.

Использование такой игры эффективно способствует развитию самостоятельности у педагогов, ответственность за принятие решений.

Примерная тема педсовета: «Актуальные проблемы работы с родителями в дошкольном учреждении»

                                    Начало педагогического совета.

Введение.

Опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, при работе на конкретной группе, с конкретными родителями.

1.  Поиск – самый продолжительный этап.

Поиск – задача найти самый актуальный для педагогов вопрос, на который  бы они хотели получить ответ на педагогическом совете.

После сбора всех ответов на актуальный вопрос собранные карточки группируются по темам или направлениям работы.

«Какие особенности я учитываю при работе с родителями?»

Что?

Для чего?

Задан вопрос: «Какие вы можете выделить самые большие трудности при работе  с родителями?»

Концентрируем внимание группы на одной цели

Раздали карточки (листки), регулируем количество и краткость заполнения

Письменный ответ (каждый пишет самостоятельно),желательно фломастерами на листке с самоклеящейся полоской) для размещения на доске).

Сбор свободных (спонтанных) реакций.

Сбор корточек, перемешивание

Анонимность ответов

Структурирование на доске с обсуждением (куда отнести?)

Выявление содержательных стержней. Формирование кластеров (групп)

2.  Выбор.

Выбор – помещаем на плакате (доске) все собранные у педагогов карточки (листки) с ответами.

Пока ведущий педсовета обсуждает полученные результаты с педагогами, помощники (творческая микрогруппа) распределяет их по кластерам. Задача  творческой группы сгруппировать все ответы на оптимальное количество кластеров, в случае необходимости сформулировать самим вопрос (проблему) для обсуждения и проработки ту тему, которая  кажется наиболее

актуальной. Постарайтесь так сгруппировать ответы педагогов, чтобы обсуждаемые вопросы были интересны всем. В этом случае будет легко распределить педагогов для обсуждения тех или иных вопросов на рабочие группы.

Таким образом, все члены педагогического совета делятся на 4-5 рабочих групп в зависимости от  количества клостеров и количества участников педсовета.

Проработка. Проработка – детальная работа над выделенной темой, вопросом, предложением.  Например – рабочая группа обсуждает вопрос «Учитываю ли я при работе с родителями их образование, возраст, состав семьи, материальное положение семьи, стиль семейного воспитания, религиозные убеждения, национальную принадлежность».

Педагоги получают  заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы.

Карточка 1

Если да, то как ?

Если нет, то в чём причины?

(сдерживающие факторы)

Что ещё можно сделать?

Что я уже делаю? (обмен опытом)

Карточка 2

Как должно быть?

Как на самом деле?

Что для этого должно быть сделано?

Что должны сначала сделать?

Карточка 3

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Что ещё не ясно?

Что должны сначала сделать?

3.  Мероприятия.

Мероприятия – как заказ на работу. Что мы конкретно можем сделать?

Карточка 4

Что?

Для чего?

Кто?

Когда?

Глагол действия

Пригласить…

Обновить…

4.  Заключение

Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп предлагается составить  общее заключение.  По итогам формулируется решение педсовета. В конце идёт  оценка работы над темой (Довольны ли результатом обсуждения? Устраивают ли предложенные перспективы  решения?)

Старший воспитатель  выступает в качестве модератора, он авторитарен по процессу, но нейтрален по содержанию, отдаёт всё содержание в группу, должен иметь системное видение, уметь «провести» рабочие группы от начала до конца работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОУ "Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми"

Работа с детьми интересная и привлекательная, но к каждому ребенку нужно найти свою "дистанцию общения" и это зависит от мастерства воспитателя. В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сер...

Разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями на тему: «Растим детей здоровыми»

Пояснительная записка Данная методическая разработка  посвящается проблеме укрепления и сохранению здоровья дошкольников. Воспитание здорового образа жизни детей - одна из актуальных проблем в на...

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей предпосылки учебной деятельности....

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...