Отчет работы по самообразованию на 2021–2022 гг. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Недведская Ирина Викторовна

    Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы  мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_gendernoe_vospitanie.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Анжеро-Судженского городского округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад № 23»

Отчет работы по самообразованию на 2021–2022 гг. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

(РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 3-5 ЛЕТ)

Воспитатель: Недведская Ирина Викторовна

Что такое «гендер»(gender? По одним источникам- с английского «род», по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.

Цель. Повысить свой профессиональный уровень по теме через изучение основных принципов гендерного развития детей. Подключить к процессу по гендерному воспитанию детей родителей, с целью предотвращения серьезных проблем в будущем.

 Задачи:

Собрать и изучить необходимую литературу для того, чтобы разбираться в физиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;

Активизировать представление о различии полов ( физических , поведенческих , нравственных) посредством ролевых игр.

Развивать способы взаимодействий характерных для мужского и женского типов поведения , через знакомство с русским фольклором .

Обогащать знания детей о своей  семье, роде , семейных традициях , знакомить с функцией семьи .

Прививать нравственные качества характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно – продуктивной деятельности.

Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию, развитие семейного творчества и сотрудничества детского сада и семьи.

Развивать представления о себе и о других людях со своими достоинствами и недостатками, а так же индивидуальными особенностями .

 Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

    Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы  мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

     Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома.

Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей в детском саду у меня вызвало тревогу: некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей.

Реализация интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. Мы в своей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отвели разное пространство. Игрушки для детей подобраны с учётом полового признака.

В группе созданы  уголки. Например, мальчики играют в уголке «Строители», «Такси»,»Автопарк» и они используют необходимые атрибуты для игры: строительный материал, руль, строительныё инструменты   и т. д. Мальчики любят играть в игру  « Автомобили", « Лего – конструктор». Девочки играют чаще в таких уголках, как «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». Мы их обучаем выполнять работу, такую, какую выполняют люди этих профессий.. Мальчики предпочитают конструировать и моделировать, развивая творческие способности.

Для игровой деятельности детей мы постоянно пополняем и обновляем такие сюжетно-ролевые игры, как «Больница», «Парикмахерская», , «Магазин», «Набор слесаря»…

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем в старших группах самостоятельно  охотно конструируют для коллективных игр. Предлагаю сконструировать  большую машину, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. Мальчики рады, что им поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Особое внимание  обращаю на состояние книжных уголков.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе при выполнении культурно-гигиенических навыков. В туалетной комнаты имеются таблички с условными обозначениями. Ведётся работа по культуре поведения и общения детей, обращаю внимание на то, чтобы мальчики были более внимательными к девочкам (уступать место, пропускать  вперёд, помогать  им). А девочки предлагаю быть более доброжелательными по отношению к мальчикам (благодарить  их).

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

Поэтому я с родителями планирую провести  анкетирование по гендерному воспитанию.  

С целью педагогического и психологического просвещения родителей провожу индивидуальные беседы по вопросам воспитания мальчиков и девочек. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В группе оформлен фотоальбом «Моя семья». В  группе проводится праздник Матери. Проведено занятие   «Портрет мамочки», "Цветы для любимой мамочки". К празднику "День защитника Отечества" сделали коллаж  "Мой папа в Армии служил", спортивное развлечение « Мама, папа, я – дружная семья.

Ведётся систематическая работа, которая направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Наработанный мною опыт будет  углубляться  и совершенствоваться в дальнейшем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"

Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.

Гендерное воспитание  детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание  является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...

Исследовательская работа "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

В работе представлено теоретическое исследование на тему "Гендерное воспитание в ДОУ" . Представлены ученые работавшие над этой темой. Дано обоснование психолого педагогических основ гендерн...

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год. "Развитие речи детей дошкольного возраста в театральной деятельности"

План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Опыт работы по теме: "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

Зоя АтрощенкоОпыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»Пояснительная записка Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки ...