Консультация для педагогов "Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
консультация

Карпушина Елена Михайловна

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать те черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и ответственность перед обществом и Родиной, обладать такими личными качествами, как патриотизм и гуманное отношение к людям и природе. Зачатки этих качеств должны формироваться у детей как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать те черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

        Ребенок впервые узнает свою родину в семье. Это его ближайшее окружение, откуда он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь» и «Родина». Чувство Родины начинается с отношения ребенка к семье, к самым близким ему людям: отцу, матери, дедушке, бабушке.

Семья и детский сад - два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но их взаимодействие необходимо для полноценного развития личности ребенка. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути с беспомощным и доверчивым ребенком находятся самые важные люди в его окружении - его семья. Семья традиционно является основным институтом воспитания. То, что ребенок приобретает в детстве в семье, он сохраняет на протяжении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, а по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, которая закладывает основы личности ребенка.

Для маленького ребенка Родина начинается дома, на улице, где живет он и его семья, и будущий гражданин своей страны начинает «взрослеть» в семье. Взаимодействие с родителями на эту тему способствует развитию эмоционального и бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Поэтому нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольных учреждений, важным условием которой является тесное сотрудничество с родителями и семьей как ядром общества и хранительницей национальных традиций.

Формы совместной работы детских садов и родителей по формированию нравственно-патриотических качеств:

Работа с семьей - важный и сложный аспект деятельности воспитателей и других работников дошкольных учреждений. Его целью является решение следующих проблем:

- установление единства в воспитании детей;

- педагогическое просвещение родителей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

•        беседы;

•        консультации («Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина);

•        совместные конкурсы поделок;

•        досуги, праздники  («День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «А, ну-ка, папы»);

•        поручения родителям;

•        групповые и общие родительские собрания;

•        конференции, выставки, лекции;

•        оформление информационных и тематических стендов;

•        вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях темы патриотизма и воспитания гражданственности не считаются важными и часто вызывают лишь недоумение.

Необходимо учитывать, что в наше время люди интересуются своей генеалогией, изучением своих национальных, сословных, профессиональных и семейных корней в разных поколениях. Поэтому изучение своей родословной в семье поможет детям начать понимать очень важные и глубокие постулаты:

- Корни человека - в истории и традициях его семьи, его народа и прошлом его страны;

- Семья является ядром общества и хранительницей национальных традиций;

- Счастье семьи - это счастье и благополучие народа, общества и государства.

У каждой семьи своя история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья - это часть нации. Зная историю своей семьи, вы сможете лучше узнать историю своего народа.

Задача педагога - научить детей тому, что семья - это место, где они живут в гармонии. Все, и молодые, и пожилые, ощущают любовь и поддержку всех членов семьи, чувствуют себя в безопасности, не стесняются открыто выражать свои чувства, высказывать свои пожелания и верить, что их поймут.

 Ошибочно думать,  что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что  любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.



Предварительный просмотр:

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать те черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

        Ребенок впервые узнает свою родину в семье. Это его ближайшее окружение, откуда он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь» и «Родина». Чувство Родины начинается с отношения ребенка к семье, к самым близким ему людям: отцу, матери, дедушке, бабушке.

Семья и детский сад - два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но их взаимодействие необходимо для полноценного развития личности ребенка. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути с беспомощным и доверчивым ребенком находятся самые важные люди в его окружении - его семья. Семья традиционно является основным институтом воспитания. То, что ребенок приобретает в детстве в семье, он сохраняет на протяжении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, а по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, которая закладывает основы личности ребенка.

Для маленького ребенка Родина начинается дома, на улице, где живет он и его семья, и будущий гражданин своей страны начинает «взрослеть» в семье. Взаимодействие с родителями на эту тему способствует развитию эмоционального и бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Поэтому нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольных учреждений, важным условием которой является тесное сотрудничество с родителями и семьей как ядром общества и хранительницей национальных традиций.

Формы совместной работы детских садов и родителей по формированию нравственно-патриотических качеств:

Работа с семьей - важный и сложный аспект деятельности воспитателей и других работников дошкольных учреждений. Его целью является решение следующих проблем:

- установление единства в воспитании детей;

- педагогическое просвещение родителей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

•        беседы;

•        консультации («Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина);

•        совместные конкурсы поделок;

•        досуги, праздники  («День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «А, ну-ка, папы»);

•        поручения родителям;

•        групповые и общие родительские собрания;

•        конференции, выставки, лекции;

•        оформление информационных и тематических стендов;

•        вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях темы патриотизма и воспитания гражданственности не считаются важными и часто вызывают лишь недоумение.

Необходимо учитывать, что в наше время люди интересуются своей генеалогией, изучением своих национальных, сословных, профессиональных и семейных корней в разных поколениях. Поэтому изучение своей родословной в семье поможет детям начать понимать очень важные и глубокие постулаты:

- Корни человека - в истории и традициях его семьи, его народа и прошлом его страны;

- Семья является ядром общества и хранительницей национальных традиций;

- Счастье семьи - это счастье и благополучие народа, общества и государства.

У каждой семьи своя история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья - это часть нации. Зная историю своей семьи, вы сможете лучше узнать историю своего народа.

Задача педагога - научить детей тому, что семья - это место, где они живут в гармонии. Все, и молодые, и пожилые, ощущают любовь и поддержку всех членов семьи, чувствуют себя в безопасности, не стесняются открыто выражать свои чувства, высказывать свои пожелания и верить, что их поймут.

 Ошибочно думать,  что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что  любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Семья и духовно-нравственное воспитание дошкольников."

Один пустынник, великий по  святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли». При этом он указал на молодое, но пустившее глубоко корни, паль...

Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Консультация для родителей на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семьеЗадачи:приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны;развитие внимательного отношения к родным и бл...

Консультация для родителей на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех  человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияния...