" Кинезиологичекские упражнения в развитии речи дошкольников"
консультация

Яроцкая Наталья Александровна

«Кинезиологические упражнения в развитии речи дошкольников»

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: 

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

2. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя осуществляется по трём направлениям: - диагностика речевого развития детей;

- практическое взаимодействие;

-консультативно-просветительская работа.

Логопеды нашего детского сада. поддерживает тесную взаимосвязь с нами – с воспитателями. Проводит консультации, круглые столы. Выступает на родительских собраниях, консультирует родителей, дает рекомендации о том, как заниматься с детьми дома.

Логопед рекомендует нам различные упражнения для развития речи детей. И сегодня нам хотелось бы вам показать и рассказать про кинезилогические упражнения.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение,

и «логос» - наука, т. е. кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, которые позволяют усилить межполушарное воздействие.

Эти упражнения способствуют:

-Развитию межполушарного взаимодействия;

-Развитию общей и мелкой моторики;

-Развитию памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.

“Снеговик”

Воспитатель говорит детям: - Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и развивают самоконтроль и произвольность.

 

“Ныряльщик”.

Исходное положение – стоя. Дети делают глубокий вдох, задерживают дыхание, при этом закрывают нос пальцами. Приседают, как будто готовятся нырнуть в воду. Считают до 5 и встают, как будто вынырнули – открывают нос и делают выдох.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма.

 

«Глазки»

Чтобы зорькими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

 

Тремя пальцами каждой руки дети легко нажимают на верхние веко соответствующего глаза и держат 1-2 секунды.

Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

 

«Ухо – нос».

Левой рукой берутся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши, меняют положение рук "с точностью до наоборот".

Упражнение для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

 

«Зеркальное рисование».

Дети рисуют на листе бумаги, на мольберте одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.

Массаж благотворно воздействует на биологические активные точки.

 

«Пила»

Кисть и предплечье левой руки расположены на столе. Ребром ладони правой руки имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделывают то же для другой руки.

Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления, от напряжения.

 “Ковер-самолет”.

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Дети ложатся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Дети в нашей группе с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети выполняя упражнения знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать.

Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения нужно делать ежедневно, по 5-15 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!

Для эффективной результативности работы мы учитываем определенные условия:

-Упражнения проводятся утром.

-Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

-Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

-хУпражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.

-От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Мы пришли к такому выводу: регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.

Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи дошкольника.

Игры и упражнения для развития речи дошкольника....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников

В данной статье подобраны занимательные игры и упражнения для развития речи. Предложенные нами игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников,...

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

Упражнения для развития речи дошкольника.

Практически советы для родителей по развитию  речи дошкольника....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...