Проект "Школа"
проект (подготовительная группа)

                                                    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечение становления  полноценной готовности детей к обучению к школе. 

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Сформировать у детей подготовительной группы правильное представление о школе и обучении, познакомить с традициями школьной жизни.

2. Развивать интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую  и личностную готовность к школе.

3. Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_el.variant.docx412.67 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Т.е. у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ  готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивнее желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов,  способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ.

В образовательном пространстве участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.

Недостаточное просвещение родителей в вопросах готовности ребенка к поступлению в школу, процессах адаптации к обучению в школе, психологических особенностях протекания кризиса семи лет, слабая информированность родителей о психологических особенностях детей в период подготовки и адаптации к школе приводит к различным трудностям в обучении детей  в школе и коммуникации с родителями. Не все родители осведомлены о разных видах готовности ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, делать выводы. Ребенок должен владеть элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

 У ребенка  со сформированной эмоционально-волевой готовностью проявляется эмоциональное отношение к позиции школьника; ребенок адекватно переживает процесс смены, переключения эмоций, сопровождающих учебные ситуации;  у него сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению может быть выражена в отношении ребёнка к учёбе, к учителям, к самому себе. Считается, что ребёнок полностью готов к обучению в школе, если школа привлекает ребёнка не своими атрибутами (портфель, тетради, учебники, новые знакомства), а возможностью получать новые полезные знания. Будущий школьник должен управлять своим поведением, чтобы эффективно познавать новые знания и науки.

Личностная готовность выражена также в отношении к себе – в осмыслении своих способностей, результатов собственной работы, в адекватном поведении.

На начало года при диагностике мотивационной готовности к обучению в школе мы получили следующие результаты: у 43% детей  выявилась сформированная  мотивационная готовность к обучению в школе, 49% выпускников детей не вполне психологически готовы к обучению в школе, у 4% детей  не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе. Один ребенок (4%) не смог пройти тест.

 Это означает, что 57% выпускников психологически не достаточно готовы к обучению в школе: испытывают трудности в саморегуляции поведения, у них не сформированы учебные мотивы, слабо знакомы со школой.

Таким образом, становится актуальна потребность проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьника» и всех видов готовности к школьному обучению.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечение становления  полноценной готовности детей к обучению к школе.  

ЧТО ЕСТЬ?

У многих современных детей недостаточно развита мотивационная готовность к школе.  Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из положительных представлений о школе, из желания учиться в школе. Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,

как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

К сожалению, не все дети к началу младшего школьного возраста мотивационного готовы к школьному обучению.

ЧТО ХОТИМ?

  1. Разработать перспективный план по подготовке детей к школе. Создать необходимые условия для реализации данной проблемы.
  2. Разработать систему мероприятий и сроки их реализации.
  3. Создать необходимую среду, обеспечить  педагогов и детей необходимым дидактическим и наглядным материалом, пособиями, играми.
  4. Обобщить и распространить педагогический опыт среди педагогов и родителей старших дошкольников.

ЧТО ПЛАНИРУЕМ?

Систематизировать работу по  интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной подготовке детей старшей и подготовительной группы к школе.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Желание родителей воспитывать в детях тягу к знаниям, стремление дать своим детям лучшее образование. В обществе  ценится статус «образованного человека».

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Родители в силу различных причин (занятости, некомпетентности в данных вопросах, отсутствия педагогического опыта и специальных знаний) не уделяют должного внимания интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной подготовке ребенка к школе.

ПОЛЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Полноценная интеллектуальная, эмоционально-волевая и личностная подготовка  ребенка к школе.

Мягкая адаптация ребенка к школьному обучению.

Повышения уровня качества  образования в обществе.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Сформировать у детей подготовительной группы правильное представление о школе и обучении, познакомить с традициями школьной жизни.

2. Развивать интеллектуальную, эмоционально-волевую,социально-психологическую  и личностную готовность к школе.

3. Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

1.Непосредственно образовательная деятельность (подготовка к учебной деятельности)

2.Беседы

3.Экскурсия в школу

4.Дидактические игры

5.Интеллектуальные игры, викторины.

6.Чтение художественной литературы

7.Коррекционная работа

8.Сюжетно-ролевая игра «Школа»

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:

1.Кадровые ресурсы: старший воспитатель, воспитатели группы, педагог-психолог, преподаватель изобразительного искусства, музыкальный руководитель.

2. Информационные ресурсы: теоретическая литература, программы и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.

3.  Материально-технические ресурсы: канцелярские товары (карандаши, краски, бумага, клей и т.д.), наглядные и дидактические пособия, сборники детских песен про школу,  музыкальный центр, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

МЕТОДЫ

СРОКИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1 этап-

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

1.Диагностика по мотивационной готовности к школе

Сентябрь,

Сентябрь

Выявление уровня мотивационной готовности к школе

Психолог

2. Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником»

Октябрь  

Выявление психологической компетентности по вопросам подготовки детей к школьному обучению

Воспитатели

3. Оформление в группе школьного уголка

Сентябрь-октябрь

Вызвать интерес у детей к школьной жизни

Воспитатели

4. Оформление информационного стенда для родителей  по подготовке ребенка к школе

«Кризис 7 лет»

«Интеллектуальная готовность ребенка к школе», «Как выбрать программу обучения для своего ребенка» и пр.

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Расширение знаний родителей о различных сферах (интеллектуальной, волевой и личностной) подготовки к школе

Воспитатели

     2ЭТАП -

ОСНОВНОЙ

1.Непосредственно образовательная деятельность

Сентябрь-май

Сентябрь-май    

Расширение представлений детей о школе и ее роли в жизни людей; развитие стремление стать школьниками

Воспитатели

2.Беседы:

-Профессия «Учитель»

-«Школьный урок»

-«Школьные годы чудесные»

-«Путешествие в прошлое ручки»

-«Путешествие в прошлое школьной формы»

-«Школьные годы родителей» (Рассматривание школьных фото родителей)

Сентябрь-май

Расширение представлений о содержании школьной жизни, об учителе и его роли человека, о его качествах, необходимых школьнику, развитие интереса детей к школьным годам родителей, желание общаться на школьную тему

Воспитатели

3. Экскурсия в школу

Формирование положительного отношения к школе, знакомство со школьными помещениями: классами, столовой, библиотекой, спортивным залом. Принятие роли ученика

Воспитатели

4. Дидактические игры

-«Тренировка памяти»

-«Говорящие рисунки»

-«Дорожные знаки»

-«Угадай, где спрятано»

-«Составь число»

-«Составь слово по первым буквам картинок»

-«Расшифруй слова»

-«Геометрическое лото»

-«Ребусы»

-«Города России»

Сентябрь-май

Развитие творческого мышления, логического мышления, памяти, воображения, пространственного  мышления в арифметических действиях, расширение словаря, развитие речи, обучение грамоте.

Воспитатели

4. Интеллектуальные игры

-«Что, где, когда»

- «Самый умный»

-Викторина  с учениками 1 класса школы№24

«Хочу все знать!»

Май

Ноябрь

Апрель

Развитие умений работать в коллективе, обогащение знаний, развитие умений рассуждать на различные темы; самостоятельно находить решение поставленных задач

Воспитатели

5. Чтение художественной литературы:

-Загадки

-В.Драгунский «Денискины рассказы»

-В.Осеева «Вырванный лист», «Синие листья», «Все вместе».

 -Сборник «Смешные рассказы  про  школьников».

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Обогащение представлений о школьной жизни

Воспитатели

6. Коррекционная работа:

-Артикуляционная гимнастика

-Логоритмические упражнения

-Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи «Подбери признак», «Исправь ошибку» «Подскажи словечко».

-Упражнения «Нелепицы», «Иностранка».

-Составление описательных рассказов

-Пальчиковая гимнастика

-Работа в прописях и рабочих тетрадях.

Сентябрь-май

Развитие тонкой моторики, развитие слухового и зрительного внимания и памяти; закрепление правильного употребления и согласования различных частей речи; обогащение словаря различными частями речи; работа над  дыханием, темпом , ритмом и силой голоса;

над  правильным звукопроизношением; работа по профилактике дисграфии и дислексии.

Воспитатели

7. Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Октябрь

Закрепление в игре правил поведения в школе. Принятие детьми роли ученика.

Воспитатели

 3 ЭТАП-

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1 Диагностика на конец года

Май

Выявление уровня готовности к школе

Воспитатели

Психолог

 

2. Выпускной бал

Май

Сформировать эмоциональное положительное отношение к школе.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей  со сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей воспитанников.

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА:

МОНИТОРИНГ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Среди родителей  детей подготовительной группы в начале учебного года  было проведено анкетирование. Было заполнено 23 анкеты.

После мониторинга  анкет выявились следующие результаты:

12 человек (52%) родителей считают, что их  дети уже готовы к школьному обучению.

8 родителей (35%)  родителей считают, что их дети недостаточно готовы к школьному обучению.

3 человека (13%)  родителей считают, что их дети не готовы к школьному обучению.

15 человек (65%) родителей уже определились с выбором школы для своего ребенка

8 человек (35%) родителей еще не определились с выбором школы.

2 человека (14 %) определившихся с выбором школы родителей  считают, что главное в школе- ее престижность, статус.

3 человека (20 %) определившихся с выбором школы родителей  считают, что главное в школе- уровень образования в ней.

10 человек  (66%)  определившихся с выбором школы родителей  выбрали школу рядом с домом.

18 человек (78% ) родителей планируют на момент поступления ребенка в школу на время оставить работу (взять отпуск и т.п.)

5 человек (22% ) родителей не планируют прерывать свой рабочий график в связи с поступлением ребенка в школу.

Выводы по результатам анкетирования родителей.

Большинство родителей на момент перехода ребенка в подготовительную группу уже определились с выбором школы.  

Многие родители считают своих детей уже полностью подготовленными к школе. При этом замечено, что не все адекватно оценивают уровень подготовки своего ребенка. Некоторые  из детей, родители которых указали, что  их ребенок уже на начало подготовительной группы полностью готов к школе, по результатам диагностики показали противоположный результат. И, наоборот, дети, родители которых считали своего ребенка не готовым к школьному обучению,  по результатам диагностики показали высокую готовность к школьному обучению уже на момент перехода в подготовительную группу детского сада.

Большинство  определившихся с выбором школы родителей выбрали школу «рядом с домом».

Большинство родителей планируют взять отпуск на момент поступления ребенка в школу, чтобы сопровождать его в школу и из школы и помогать в подготовке заданий.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

В ходе реализации проекта  также необходимо контролировать уровень усвоения знаний и уровень мотивационно-психологической готовности к школе, и при возникновении необходимости корректировать. Для этого необходима диагностика детей. Диагностика проводится для выявления эффективности проводимой  работы. Проводится диагностика 2 раза в год (в начале и конце учебного года).

Проводится два вида диагностики:

  1. Психологическая диагностика (педагогом-психологом) на выявление мотивационной готовности детей к школе, на определение уровней развития памяти, внимания, образного мышления, а также на исследование  межличностных эмоциональных связей в организованной группе  и определение места ребенка в этом коллективе (социометрия).
  2. Диагностика уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и уровней развития интегративных качеств (воспитателями группы). Данная диагностика осуществляется с использованием диагностических методик по программе «Детство» (автор-составитель Верещагина Н.В.).

Система данного мониторинга соответствует Федеральным государственным требованиям

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ,ВЫВОДЫ:

1.Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы.

2. У детей сформирована интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, социально-психологическая готовность к школе.

3.Повышена грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

4.У детей  сформировано положительное эмоциональное отношение к школе.

5. У детей развито стремление к школьному обучению.

Данных результатов мы добились благодаря систематической работе в этом направлении на протяжении двух лет

6.jpeg

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вьюнова Н.И. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»/М, 2003г
  2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова,

Т.И. Бабаева

      3. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. «Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах./Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.

      4. Луньков А.И. «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома»/М, Социс, 2002г

      5. Шипицина Л.М., Воронова А.П, Нилова Т.А. «Азбука общения». /М, «Детство- пресс», 1998г.

      6.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием»/Психологическая наука и образование, 2010, №3.

     7.Семерикова В. «Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» /Детский сад от А до Я. - 2007. - №5

    8.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.. «Роль детского сада в подготовке детей к школе. Причины неготовности детей к школе.» Ярославль, Академия развития, 2006

9. .     Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).

10. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 2001.

11.  Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 2002

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕСТ ВЕКСЛЕРА