Статья «Традиции и инновации в обучении»
статья

Тюлина Юлия Николаевна

       В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

    В любую эпоху традиции переделывали, переосмысливали и применяли к своим целям, сохранялось лишь то, что соответствовало укладу и культуре общества в данный период, т. е. некоторые элементы старой традиционной системы выживали, приспосабливаясь к новым обстоятельствам, изменяя свои функции или входя в новую систему в качестве элементов. Нельзя говорить о традициях как о чем-то прочном и неизменном, на самом деле вокруг идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Традиции и инновации в обучении»

Старший воспитатель Тюлина Юлия Николаевна

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

В любую эпоху традиции переделывали, переосмысливали и применяли к своим целям, сохранялось лишь то, что соответствовало укладу и культуре общества в данный период, т. е. некоторые элементы старой традиционной системы выживали, приспосабливаясь к новым обстоятельствам, изменяя свои функции или входя в новую систему в качестве элементов. Нельзя говорить о традициях как о чем-то прочном и неизменном, на самом деле вокруг идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последние два десятилетия в нашей стране. Развитие педагогической инноватики ранее у нас было крайне затруднено в виду монопольного господства одной идеологии и централизованной методологии образования. Необходимость в инновационной педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования в России определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

В-третьих, если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Передовой педагог становиться инициатором инноваций. Это доказывает, что процесс пошел «снизу».

В-четвертых, в условиях рыночных отношений создается реальная ситуация конкурентной борьбы. Каждое учебное заведение, чтобы выжить, должно быть конкурентоспособно.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Помимо новизны, о которой уже шла речь, критериями инновационности можно считать: оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте [7].

Ясно, что нововведение связано с обновлением. Что такое «новое»? Словарь С. И. Ожегова дает следующее толкование: новый – «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к недавнему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный» [5]. Однако не все новое дает всегда и везде положительный результат. Неверно отождествлять все новое с прогрессивным и современным. Далеко не все новое прогрессивно! Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Например, изобретенная Я. Каменским еще в XVI веке классно-урочная система обучения развивается, модернизируется, еще раз демонстрируя относительность нового.

Новое, даже если оно прогрессивно, чаще всего пробивало себе дорогу к признанию с трудом. Для большинства нововведений и сейчас справедлива меткая фраза, высказанная И.В. Гёте, об отношении людей к любой значимой новой идее: «…сначала говорят, что это «чушь»; потом – «а в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной, – «а кто этого не знал?» [6].

В теоретической, но особенно в практической педагогике острой, а нередко и конфликтной является проблема соотношения инновации и традиции, хотя и та и другая одновременно необходимы.

Традиция (лат. – tradic) понимается как устойчивое явление, существующее длительное время, система связей настоящего с прошлым [2], т. е. традиция – это «своеобразная эстафета, обеспечивающая преемственную связь поколений» [8]. Проблема теоретического осмысления традиций в российской педагогике достаточно глубоко была раскрыта Р. Б. Вендеровской. Сущность этого феномена она определяет, как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «способ развития человеческой культуры, в том числе и образования» [1].

Сам процесс развития традиций можно рассматривать как ряд этапов. Вначале появляется значимая для личности или группы людей идея, затем проходит апробация и реализация этой идеи различными способами, после чего происходит отбор наиболее подходящего способа, который получает признание общества. Далее в него привносятся новые элементы, не нарушающие его основу, т. е. взаимосвязь нового и старого обеспечивается толерантным отношением новых поколений к ценностям прошлого. Если же традиция вступает в резкое противоречие с изменившимися социально-культурными условиями, то она либо отмирает, либо заменяется инновацией, которая может впоследствии стать новой традицией. Природа педагогической традиции двойственна: она субъективна и объективна. Ее субъективность обусловлена тем, что она реализуется через людей и зависит от их личностного восприятия. Ее объективность обусловлена историческими особенностями социально-культурного контекста.

Таким образом, традиция обладает двойственной сущностью. Она объективна и субъективна, прерывна и бесконечна, изменчива и устойчива. В ее содержании взаимодействует старое и новое. Все это позволяет рассматривать ее как продолжение инноватики.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно строить свою деятельность, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности.

Изучая данную тему, я пришла к выводу, что инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса, что правильное включение педагога в деятельность влияет на успех инноваций. Мне очень понравилось, как о процессе включения педагога написал молодой ученый К.Р. Мамадалиев: Педагогу нужно выйти за пределы «своей системы» координат, привычных способов решения профессиональной задачи, своего представления о способах выполнения деятельности, осуществить переход, хотя бы кратковременный, на другую платформу, другую точку зрения. Такие переходы очень непросты. Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаются следующие: «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания; «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента; «метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе; «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения; «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым. Многие элементы не замещаются новыми, а продолжают действовать с ними и т.д. К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества: Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи. Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Педагог должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становиться несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Педагогу полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что педагог может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности. Но развитие общества требует от педагога инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. [4]

Технология обучения — это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Такая система обучения состоит из следующих составных частей: цели обучения; содержание обучения; мотивация и средства преподавания; организация учебного процесса; обучаемый; преподаватель; результат деятельности. Технология обучения включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Рассматривая технологии обучения, нельзя не остановиться на современных электронных средствах, которые можно назвать элементом стратегии инновационного обучения. Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения: дисциплины перегружены избыточной информацией. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию управления учебно-воспитательным процессом, в которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к обучаемому, к себе самому. Изменяется характер управления, воздействия на обучаемого. Изменяется и позиция обучаемого. Одной из приоритетных задач образования, связанных с инновационной стратегией, прежде всего является обучение самих организаторов учебного процесса, то есть преподавателей. Распространению современных инновационных технологий в учебном процессе мешает ряд значимых факторов, таких как: недостаточная оснащенность учебных заведений компьютерными и электронными средствами обучения; как правило, отсутствие выхода учебных заведений в Internet и другие международные информационные сети; нехватка научно-методической базы (электронных пособий, лабораторных и контрольных работ, тестов и т.д.) для проведения учебных занятий; недостаточная квалификация преподавателей в области современной компьютерной техники, незнание ими как программного обеспечения, так и технологии преподавания; и как следствие этого, недостаточные знания учащихся в области обращения с компьютерами, с материалом, представленным в электронном виде; отсутствие должного внимания руководителей учебных заведений этой методике обучения.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

Включение обучаемого в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности, становится ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с воспитанниками, учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие воспитанникам, ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

Сравнительная характеристика

традиционной и инновационной технологий обучения

Основные

характеристики

Традиционная

модель обучения

Инновационная

модель обучения

Целевой акцент

Результат обучения (усвоение установленного программой объема информации)

Процесс обучения
(научить учиться)

Роль
преподавателя

Ведущая (источник знаний)

Консультативная

(менеджер, режиссер)

Формы
предъявления
знаний

В «готовом виде», по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых форм

Активные формы (игровые, проблемные, инициирование самостоятельной работы, поиска и пр.)

Использование
знаний

Преимущественно в типовых заданиях

Акцент на прикладное использование знаний в реальных условиях

Преобладающая форма учебной деятельности

Фронтальная (лекции) и индивидуальная (подготовка к семинарам и контрольным)

Широкое использование коллективных и групповых форм учебной работы

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения». Традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Список литературы:

  1. Вендеровская Р. Б. Традиции как аксиологическая проблема в истории образования / Р. Б. Вендеровская. // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования, стратегии отечественного образования. – М.: Просвещение, 1994. – С. 29.
  2. Культурология. XX век: словарь. – СПб., 1997. – С. 630.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –

http://www.government.ru/data/new text.html 

  1. Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 450-452. http://moluch.ru/archive/46/5639/
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Язь, 2001. – С. 763.
  3. Поташник М. М. Управление развитием школы. Ч. 1. / М. М. Поташник. – М. : Новая школа, 1995. – С. 106.
  4. Хомерики О. Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомеринки, М. М. Поташник, А. В. Лоренцов. – М. : Новая школа, 1994. – С. 61.
  5. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец. – М. : Экономика, 2004. – С. 9–19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Традиции семейного воспитания".

Сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение и возрождения семейных традиций....

Статья "Традиции нашей группы"

В этой статье собран практический материал , способствующий формированию гуманных отношений к близким и сверстникам....

Статья "Традиции в ДО"

В статье рассказывается о традициях, которые поддерживаются в ДО. Традиции в ДО: ежедневные, еженедельные, и запланированные на учебный год....

«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»

создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ....

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Он характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Дошкольник буквально впитывает звуки, слова, пр...

Инновации в обучении и воспитании дошкольников(презентация).

Обогащение макросреды ДОУ и микросреды с учетом авторских разработок....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР)

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВЦель:    Способствовать овладению навыков у коллег применять элементы кинезиологии в коррекционной работе с воспитанниками дома ребенка для повышения эффективност...