"Кейс - технология в дошкольном учреждении"
материал

Ходоренко Ольга Анатольевна

Выступление на Педагогическом совете «Кейс-технология в дошкольном учреждении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_keys_-_tehnologiya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

Кейс технология – от латинского  casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в том числе и в России.

Кейс метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности  через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую д-ть и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

      Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»:

Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из:

1. Фото « Дети  обедают»

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали есть. И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Этапы работы с фото-кейсом те же. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).

Можно применять следующие кейсы:

2.Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3. Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и вывод

4. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы:

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться..

3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.

Это  подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ поддержать ребенка в его активном познании мира, как способ поощрить его самостоятельности и инициативности. Педагог признает то, что ребенок-дошкольник – это личность, имеющая определенные представления о мире и собственный опыт безопасного поведения. Педагог не стремится «вставить» ребенку свои слова в рот, не стремится быстро выполнить задание, подсказав готовый и правильный ответ. Он даёт время на размышление и поиск, на актуализацию собственного опыта, на обоснование своего выбора.

Это индивидуальный (личностный) подход, который побуждает педагога, работающего с кейсом, к уважению личности детей-участников. Это проявляется, с одной стороны, в том, что педагог готовит интересные и посильные задания, актуальные и понимаемые детьми. С другой стороны, педагог в работе с кейсом «видит» каждого ребенка, его активность, его достижения, его интересные высказывания. И в ситуации оценивания работы по кейсу подчеркивает оригинальный или активный вклад ребенка в обсуждение

Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:

-проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук);

-аудиосистема;

-магнитная доска, набор магнитов;

-набор мелких игрушек;

-набор карточек (может предъявляться на экране).

Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы с детьми– 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для детей.

Нет четкой последовательности введения типов кейсов. В методической литературе находим только упоминание о том, что начинать следовало бы с предъявления детям на обсуждение нескольких готовых вариантов решения кейса. Однако практика показывает, что в этом случае дети начинают ожидать от взрослого подсказки, и не сразу переходят к самостоятельному обсуждению.

Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

Первый этап: Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Показывает фотографию, зачитывает текст

Знакомятся с ситуацией

Второй этап: Мотивационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- формирует суть проблемы;

- формирует задание;

- мотивирует к поиску решения.

- осознают проблему;

- концентрируются на поиске решений в данной ситуации.

Третий этап: «Мозговой штурм»

Деятельность педагога

Деятельность детей

- активизирует детей при помощи ключевых вопросов;

- помогает проанализировать принятое решение.

- представляют свои варианты решения;

- находят совместное решение;

- формулируют выводы.

Четвертый этап: оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания

- размышляют, выдвигают аргументы;

- применяют полученные знания

        

И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании.

Консультация   Кейс-технологии в дошкольном образовании....

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Кейс-технологии в дошкольном образовании

Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном проце...

Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....