Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.
методическая разработка (младшая группа)

Рыбина Людмила Алексеевна

В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, поступление в дошкольное образовательное учреждение может вызвать стрессовое состояние у ребенка. Поэтому педагогами и психологами были разработаны различные подходы по сопровождению ребенка в период адаптации к ДОУ.

Идея сопровождения возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку А.Маслоу и  К.Роджерса .

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.  Социально-педагогическое сопровождение ребенка - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие.

Исследуя вопрос проблему сопровождения детей раннего детства, мы не можем не согласиться с определением педагогической поддержки О.Г. Газмана. По его мнению, целью педагогической поддержки является помощь ребенку в нахождении собственных ресурсов в возникшей проблеме или в данном случае в процессе адаптации. 

В отечественной педагогике принято считать, что сопровождение в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, должен оказывать не только воспитатель, это процесс в который также задействованы родители. Сопровождение это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагогов, учителя-логопеда, медицинских работников, работающих в системе образования. 

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный или учебно-воспитательный процесс. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими, с самим собой.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • предупреждение возникновения проблем в развития ребенка при поступление в ДОУ;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.

В психолого-педагогической практике принято выделять такие направления сопровождения при работе с проблемами адаптации в раннем возрасте как профилактика и диагностика, индивидуальное консультирование, развивающая и коррекционная работа.

 Профилактика позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей. Диагностика помогает отследить степень готовности ребенка к условиям ДОУ, изучить особенности межличностных отношений между ребенком и родителями,  выявить психологическую готовность родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

В коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, а в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.

В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, поступление в дошкольное образовательное учреждение может вызвать стрессовое состояние у ребенка. Поэтому педагогами и психологами были разработаны различные подходы по сопровождению ребенка в период адаптации к ДОУ.

Идея сопровождения возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку А.Маслоу и  К.Роджерса .

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.  Социально-педагогическое сопровождение ребенка - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие.

Исследуя вопрос проблему сопровождения детей раннего детства, мы не можем не согласиться с определением педагогической поддержки О.Г. Газмана. По его мнению, целью педагогической поддержки является помощь ребенку в нахождении собственных ресурсов в возникшей проблеме или в данном случае в процессе адаптации.  

В отечественной педагогике принято считать, что сопровождение в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, должен оказывать не только воспитатель, это процесс в который также задействованы родители. Сопровождение это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагогов, учителя-логопеда, медицинских работников, работающих в системе образования. 

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный или учебно-воспитательный процесс. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими, с самим собой.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • предупреждение возникновения проблем в развития ребенка при поступление в ДОУ;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.

В психолого-педагогической практике принято выделять такие направления сопровождения при работе с проблемами адаптации в раннем возрасте как профилактика и диагностика, индивидуальное консультирование, развивающая и коррекционная работа.

 Профилактика позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей. Диагностика помогает отследить степень готовности ребенка к условиям ДОУ, изучить особенности межличностных отношений между ребенком и родителями,  выявить психологическую готовность родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

В коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, а в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа детей раннего возраста. Список литературы для детей от года до 2 лет

  Художественная литература.Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи)....

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возрастав период адаптацииАдаптация – это приспособление к новым условиям, обстоятельствам. Для ребенка детский сад является загадочным место...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...

Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.

В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, пост...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...