Программа социального партнерства с семьей
рабочая программа (подготовительная группа)

Лебедева Ольга Леонидовна

Программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsialnogo_portnerstva_s_semyami_.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 «Ладушки»

Программа социального партнерства

музыкального руководителя

с семьями воспитанников

Педагог: Лебедева Ольга Леонидовна

г. Бор

Введение

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Семейное воспитание – это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на основе социального партнерства.

Семья и ДОО - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей  базировалось  на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

В  дошкольной   организации  ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются  оптимальные условия для повышения  культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  музыкальном воспитательном  процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость:

Реализация программы способствует созданию единой образовательно- воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность  и заинтересованное отношение родителей за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации.

Цель программы:

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и повышение компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка).

Основные задачи взаимодействия музыкального руководителя с семьей:

  • изучение отношения родителей к вопросам музыкального воспитания;
  • знакомство родителей с лучшим опытом музыкального воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в этом процессе;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, районе, области;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Принципы и подходы к реализации программы:

  • доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • преемственность согласованных действий.
  • гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
  • индивидуальный подход.
  • сотрудничество, а не наставничество.
  • динамичность.
  • этапность реализации.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Информационно - аналитические:

  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Вопросы – ответы

2. Познавательные:

  • Родительские собрания
  • Круглые столы
  • Консультации
  • Беседы, дискуссии
  • Совместное создание предметно-развивающей среды

3. Наглядно-информационные:

  • Папки-передвижки
  • Родительский уголок
  • Фотовыставки
  • Библиотека-передвижка
  • Дни открытых дверей

4. Досуговые:

  • Совместные праздники и развлечения
  • Дни здоровья
  • Экскурсии
  • Выставки, творческие конкурсы
  • Выставка семейных коллекций и фотографий

Ожидаемые результаты программы:

  • увеличение роста посещаемости родителями, другими членами семьи,
  • участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,
  • педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,
  • родительская компетенция.

Условия реализации программы.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Перспективный план реализации программы

Младший дошкольный возраст

  • Анкетирование родителей.
  • Родительское собрание «Давайте познакомимся».
  • Консультация «Дети и музыка».
  • Семейный праздник «День семьи» .
  • Выступление на родительском собрании.
  • Консультация «Пальчиковые игры».
  • Папка передвижка «Играя развиваем».
  • Консультация по изготовлению шумовых инструментов .

Средний дошкольный возраст

  • Анкетирование родителей.
  • Индивидуальные и групповые беседы «Учим детей слушать музыку».
  • Консультация «Звуки вокруг нас».
  • Семинар – практикум «Волшебные бусы».
  • Спортивный праздник «Наши мамы».
  • Консультация «Играем в театр».
  • Выступление на родительском собрании «Развитие духовно- нравственных качеств средствами театрализованной деятельности» .
  • Папка-передвижка.
  • Открытое занятие.

Старший дошкольный возраст

  • Анкетирование родителей.
  • Семинар-практикум «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
  • Оформление альбома «Наши праздники».
  • Участие в конкурсе детской песни.
  • Консультация «Учим детей музыке».
  • Совместное развлечение «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога».
  • Участие в групповых конкурсах «Лучший музыкальный уголок».
  • Досуг с родителями «Рождественские встречи».
  • Досуг с родителями «Ярмарка».
  • Выступление на родительском собрании «Идём в музыкальную школу. Ищите талант.»
  • Посещение концерта учащихся ДШИ.

Методическое обеспечение программы

Анкета для родителей

ФИО____________________________________________группа______________

1. Какое значение имеет музыка в повседневной жизни Вашего ребёнка?
(нужное подчеркнуть)
• Помогает познавать мир;
• Воспитывает художественный вкус;
• Развивает творческое воображение;
• Формирует внутренний мир ребёнка;
• Другое 
(укажите).

2. Какая музыка чаще звучит в Вашем доме?

(подчеркните)
• Классическая, народная, современная.

3. Прививаете ли Вы Вашему ребёнку навыки слушания музыкальных произведений? Каким образом?
• Посещаете концерты;
• Составляете домашнюю фонотеку;
• Другое 
(укажите).

4. Кто является инициатором прослушивания музыкальных произведений? Вы или Ваш ребенок.

(Нужное подчеркнуть)
• Родители, ребенок.

5. Умеете ли кто-то из родителей играть на музыкальных инструментах? 
(Если да, то указать, название инструмента)

6. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок имел музыкальное образование?

(Нужное подчеркнуть)
• Да
• Нет.

7. Организуются ли в Вашей семье домашние концерты, праздники?

Назовите________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Поёте ли Вы с Вашим ребёнком (нужное подчеркнуть)
• Да
• Нет

9. Есть ли в Вашем доме музыкальные инструменты и игрушки?

(нужное подчеркнуть)
• Нет
• Да.

Назовите какие?___________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Интересуетесь ли Вы организацией музыкального воспитания в ДОУ?_______________________________________________________________

11. Нуждаетесь ли Вы в консультациях музыкального руководителя по вопросам музыкального воспитания Вашего ребёнка______________________________________________________________

12. В каких мероприятиях, проводимых в ДОУ, Вы хотели бы принимать участие? (подчеркните). 
• В праздниках;
• В развлечениях;
• В музыкальных гостиных;
• В семейных конкурсах;
• В оформлении костюмов, музыкальных и театральных уголков в группе.

13. Достаточно ли Вам информации о музыкальном воспитании в уголке для родителей?___________________________________________________________

14. Ваши предложения по музыкальному воспитанию вашего ребёнка______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература:

1. Арнаутова Е. П./ Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. -

М. , 1994.

2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

3. Доронова Т.Н./ Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.

Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П.Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.

5. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...

Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг

В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....

Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг

Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...