программа наставничества
рабочая программа

Болгерт Светлана Викторовна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа наставничества303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия  №93  г. Челябинска имени Александра Фомича Гелича»

Структурное подразделение

Адрес: индекс 454138,г. Челябинск, ул. Куйбышева 61, тел. (351) 741-12-41

электронный адрес: dogimnaziya93@mail.ru

Программа наставничества

«Что может быть честнее и благороднее

                                                                                       как научить других тому, что сам

                                                                                       наилучшим образом знает?»

                                                                                                         

Марк Фабий Квинтилиан

       В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.

Именно поэтому акцент сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере.

        Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.

Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы». В нашем детском саду решением данной проблемы является наставничество.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период для новичка. Педагог знакомится с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка. Начинающий педагог направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать непрерывно образовательную деятельность, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения воспитателей.

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально.

система работы с молодыми кадрами, используются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности. Это:

- обучение на рабочем месте;

- осуществление практики наставничества;

- участие в работе методических объединений (ДОУ, района);

- обучение на курсах повышения квалификации;

- методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Алгоритм данной программы предполагает следующее:

  • Постановка цели, задач;
  • Составление программы;
  • Подбор средств реализации программы;
  • Определение способов реализации программы,
  •  Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат.

  • Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественное изменение отношений в коллективе.
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:

  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
  • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.
  • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи:

Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.

Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления.

  • Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
  • Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
  • Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и обсуждение планирования.
  • Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
  • Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.

Условия эффективности работы.

  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • Сочетание теоретических и практических форм;
  •  Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  •  Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информации.

Поэтапная реализация программы

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

  • Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).
  • Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
  • Наличие опыта практической работы с детьми.
  • Ожидаемый результат педагогической деятельности.
  • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

Содержание и цели работы:

        

Формы и методы работы:

        

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста.
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

План работы по наставничеству

    На основании Положения о наставничестве и приказа о назначении педагогов наставников для молодых специалистов разработан план работы.

Цель: Оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также для формирования в ДОУ квалифицированного педагогического состава.

Задачи:

• привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в прогимназии;

• ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива прогимназии, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

Месяц

Мероприятия

Выполнение

Сентябрь

Оказание помощи в организации работы с документацией. Ознакомление с нормативной базой. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Консультация, оказание помощи.

Октябрь

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым педагогом по развитию речи.

Консультация «Подготовка и проведение занятий по развитию речи»  Изучение методической литературы по развитию речи. Обсуждение

Ноябрь

Инновационные технологии

в системе дошкольного образования. Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Декабрь

Организация индивидуальной работы с детьми.  Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника.

Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми. Консультации наставника. Наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность.

Январь

Помощь в ведении портфолио. Общие вопросы ведения портфолио.

Консультация, оказание помощи.

Февраль

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ, локальных актов ДОУ; Диагностика умений и навыков молодого специалиста.

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Март

Планирование работы с родителями, нетрадиционные формы взаимодействия. Оформление наглядной информации для родителей.

Консультация и помощь в составлении плана  работы с родителями, подбор материала для родителей.

Апрель

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».

Май

Составление аналитической справки за 2021 – 2022 учебный год. Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение.

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;

- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- Оценка педагогического труда по результатам;

- Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

                                               С.А. Макаренко.

Используемая литература.

Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.

Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.

Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.

Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004

Приложение

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитиезвуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целью работы педагога- воспитателя по развитию речи детей дошкольноговозраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5).

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др. (1).

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быто-лексическими, вербально-оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть«Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие»(цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей»(упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король»«Коршун»«Змея»«Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился»«Краски»«Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик«Кто кого запутает»«Поручение»«Похожи – не похожи»«Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача»«Звонок маме на работу»«Бюро добрых услуг».

Кузеванова О. В., Коблова Т. А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей (10).

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

     При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно–развивающей средой и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ

Тема: «Культура речи педагога»

    Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

    Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском образовательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя, а культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя.  

    Для воспитателя детского сада, равно как и для других специалистов, владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому постоянная забота о совершенствовании своей речи – долг педагога, как начинающего, так и имеющего педагогический опыт. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

    Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, установленным традицией для литературного языка.

    Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

    Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка или языковое чутье.

    Высшей культурой речи называют чувство стиля. Поэтому педагог должен иметь общее представление о стилях литературного языка, т.е.  о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят. Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь – разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями – научной, публицистической, поэтической, деловой речью.

    Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения

говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, чувство собственного достоинства проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является

основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение

стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

    Педагог обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь

осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

    Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище – дом – квартира – жилплощадь, пристанище – приют – угол – гнездо – крыша над головой – обитель – кров – жилье – берлога – логово – нора – гнездышко); грамматической (идти полем, по полю – через поле; идущий – который идет; красивее – более красивый);

фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив при этом свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

    Педагог, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов – лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего

существует в языке столько лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно ими пользоваться в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Педагог, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии – аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов-конструкций простых и сложных предложений.

    Знание синонимии родного языка поможет педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старшей группе) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами», встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола:оснащенный парусами – значит «флот, который ребята оснастили

(оборудовали) парусами.

    Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса – для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

    Важность совершенствования произносительной культуры речи педагога обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ним общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя. Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Требования к звуковой стороне речи

    Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

    К нелитературному произношению относится побуквенное произношение, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево) и т. д. Отклонением от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), оканьем, с неправильным ударением в словах (километр, каталог, квартал).

    Выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей можно не только с помощью слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, логического ударения. Пауз, ритма, тембра мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

    Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

    Голос – это профессиональный инструмент педагога и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив темп речи.

    Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Требования к связной речи

и ее лексико-грамматическому оформлению

    Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

    Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), т. к. при употреблении длинных, да к тому же сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

    Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие,

наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия.

    Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего правильным и точным использованием слов. Необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей.

    В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, устаревших слов и жаргонизмов. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога, тем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

    В качестве недостатков словаря педагогов можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами или словами-паразитами (ну, вот, так сказать, значит и др.), в общении детьми – подлаживание под речь малышей. Нужно постоянно вводить новые слова, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

    В целом рассказ педагога должен быть красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

    Кроме того, речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

    Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
  7. Не допускать в разговоре повышенного тона, грубых выражений.

Консультация  для родителей «ТЕАТР ДОМА»

 Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд. Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… . Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика- теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по- разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе. Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально- игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям. Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем. Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же « как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации ( инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми. Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится. Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения. Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры. В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Сценарий сказки «лубяная избушка»

Ведущий: Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную – из снега и льда, а зайчик лубяную – из прочных веточек да досочек. Стали они жить каждый в своей избушке. Но вот пришла весна - красна. Стало греть солнышко, и у лисы избушка растаяла. Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой! Как же быть? Где домик мой? Заяц: Вся изба твоя с крылечком Убежала в речку. Очень не переживай, Ты ко мне переезжай. Лиса: …(в сторону говорит): Повезло, скажу, косому Выгоню его из дому. Не хочу с ним вместе жить, Хлеба корочку делить… (обращается к зайцу): Эй, послушай, милый Зая! Новость есть! Заяц: Да ну! Какая? Лиса: Есть за лесом огород, Там капуста – круглый год! Заяц: Неужель уже поспела? Ну-ка, ну-ка, побегу И капусту поищу! Ведущий: Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг – и заняла его домик. Прибежал зайчик, а деверь заперта. Заяц: Это что? Закрыта дверь. Лиса: (выглядывает из домика) Я в избе живу теперь. Заяц: Да ведь это домик мой! Лиса: Не пущу тебя, косой! (заяц отходит, садится рядом плачет) Ведущий: Строил себе заяц очень крепкий дом, Да лисица злая поселилась в нём. Кто не побоится заиньке помочь? Хитрую лисицу Кто прогонит прочь? (появляется собака) Собака: Гав, гав, гав! У меня горячий нрав! Не боюсь ни ссор, ни драк! Покажи мне, где твой враг? Заяц: Вот сидит в моей избушке, Вот торчат в окошке ушки. Собака: Эй, лиса, слышишь лай? Гав, гав, гав, прочь ступай! Лиса: Как взмахну хвостом, Опалю огнём, берегись! Собака: (трусливо) Ой, совсем забыл, косой! Нужно мне скорей домой! (собака убегает) Ведущий: На пеньке опять сидит Бедный заинька, грустит. Что же делать, он не знает, Лапкой слёзки утирает. (скачет козлик) Козлик: Ме-е-е! Ме-е-е! У меня бодучие рога. Забодаю, забодаю я. Не боюсь ни ссор, ни драк! Покажи мне, где твой враг! Заяц: Вот сидит в моей избушке, Вот торчат в окошке ушки. Козлик: Ме-е! Кто там в избе? Вот достанется тебе! Лиса: Как взмахну хвостом, Опалю огнём, берегись! Козлик: (трусливо) Ой, совсем забыл, косой! Нужно мне скорей домой! (козлик убегает) Заяц: Кто не побоится Заиньке помочь? Хитрую лисицу Кто прогонит прочь? (появляется петушок) Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! Я помогу, я помогу! Ты не плачь, не плачь, косой, Живо справимся с лисой! Лиса: Как взмахну хвостом, Опалю огнём, берегись! Петух: Как тряхну гребешком – И развалится весь дом! У меня есть коса, Ну-ка, выходи, лиса! Лиса: Ой, боюсь я петуха! Ой, подальше от греха! (лиса выбегает из домика и бежит в лес) Заяц: Ну, спасибо, Петушок! Справиться с лисой помог! Будем вместе в доме жить.

Сценарий сказки в стихах «развеселый колобок»

автор Соколова О. И.

Действующие лица:

Дед (д.) – седая борода, шапка- треух, рубаха подпоясана, штаны длинные, валенки или лапти; Бабка (б.) – в платочке хлопковом, завязан спереди под подбородком, платье в цветочек длинное, фартук, лапти;

Колобок (к.) – маска колобка, светлая одежда, например, рубашка от желтого до кремового цвета; Заяц (з.) – маска зайца, с корзинкой, костюм зайца;

Волк (в.) – маска волка, мохнатая жилетка, мохнатые перчатки;

Медведь (м.) – маска, костюм медведя;

Лиса (л.) – маска лисы, одета кокетливо, можно в длинной юбке, с бусами, зонтиком, в шляпке (или костюм, с хвостом;

Сказочник (с.) – сидит за ширмой или в окошке, можно бабушка – сказочница.

На сцене: слева – домик, справа- елка или дерево, возле него пенек, в центре – куст с ягодами. В домике – стол, лавка. Окно с подоконником. С. :

«В деревушке, рядом с речкой, В теплом доме с русской печкой, Жили-были много лет Бабка старая и дед». Дед и бабка сидят за столом.

Д. : «Затоплю я, бабка, печь Надо к чаю нам напечь Шанежков, да пирожков, Да румяных крендельков».

Б. : «Что ты? Что ты? Старый дед, Аль забыл, - муки-то, нет». Дед затылок почесал и старухе наказал:

Д. : «По амбарам помети, По сусекам поскреби. Может горсть муки найдешь И хоть колоб испечешь». Бабка встает, берет миску, ложку деревянную и начинает скрести в емкость. Месит в чашке, достает колобок круглый и кладет на окошко.

Ск. : «Бабка колоб испекла, На окошко унесла. Облежался колобок И скатился под кусток (колобок падает с окошка) . Пыль дорогой поднимая, Покатился напевая». Из-за елки или деревца выходит Колобок (ребенок поднимает с пола шарик- колобок). Он улыбается, веселый поет подпрыгивая.

К. : «Колобок, я, Колобок, - Подрумяный правый бок. Я от бабушки ушел И от дедушки ушел. Всех умней я оказался И на зуб я не попался». Останавливается возле пенька (пенек под елкой). На него запрыгивает зайка с корзинкой.

З. : «Здравствуй, Колоб-Колобок, Съем - ка я тебя, дружок. Только в домик заскочу, Да сметанки захвачу». Зайка скачет на задних лапках. Колобок убегает за елку.

Ск. : «Зайка лишь за кустик скок, - Колобок скорей в лесок, Через елки и осинки Покатился по тропинке». Опять появляется на сцене Колобок, - прыгает и поет весело.

К. : «Колобок, я, Колобок, - Подрумяный правый бок. Я сбежал от бабки с дедом, Зайцу я не стал обедом, - Всех умней я оказался И на зуб им не попался». Пока Колобок поет, под елкой спит волк. Колобок допел и как вкопаный остановился возле волка.

Ск. : «Неожиданно под елкой Колобок увидел волка». Волк потирает глаза, встает.

В. : «Вот кто спать мне не дает, Песни весь лес поет. Проглочу тебя, дружок (Поглаживает живот) Да посплю еще часок». (Потягивается) Тянет лапы к Колобку, хочет его поймать, но Колобок уварачивается и убегает. Волк с досады подвывает, встяхивает лапы и уходит. На сцену опять выскакивает веселый Колобок и поет свою песенку.

К. : «Колобок, я, Колобок, - Подрумяный правый бок. Я сбежал от бабки с дедом, Зайцу я не стал обедом, И от волка улизнул, Между лап я проскользнул». На сцене возле елки появляется куст с ягодами, а за ним медведь.

Ск. : «Колобок наш убегал И дороги не видал, И в малинник закатился. Там медведь его поймал». (Медведь схватил колобка) М. : «Если ты малину кушал, Рев и треск ты мой не слушал, Я тебя сегодня съем; Неповадно будет всем Мой малинник обирать, - И малину воровать». К. : (вырывается) «Я не ел твою малину, Я – честнейший Колобок. У меня ни рук, ни ножек (прячет руки за спину) Как я рвать малину смог? » Ткнул медведя в правый бок, вырвался и бросился бежать. Медведь привес на пенек, покачал головой с сожалением, встал и пошел за елку. На сцену опять выбегает веселый Колобок и поет. К. : «Колобок, я, Колобок, - Подрумяный правый бок. Я сбежал от бабки с дедом, Зайцу я не стал обедом, Волку в лапы не попался, И медведь ни с чем остался». Ск. : «Долго ль, коротко ль он прыгал, Колобок совсем устал, (Колобок садится на корточки на пенек и кладет голову на колени) В ельник тихо закатился И на время затаился. Только засыпать он стал, Как шаги он услыхал (Колобок резко поднимает голову) . Видит он – идет лисица, Шубка золотом искрится». Появляется нарядная лиса, идет, оглядывается, довольна собой. Вдруг видит Колобка, делает хитрую мордочку. Л. : «Здравствуй, милый Колобок, Спой мне песенку, дружок. Слышала, что этой песни Нет во всем лесу чудесней». Колобок встает на пенек и гордо поет свою песенку. К. : «Колобок, я, Колобок, -Подрумяный правый бок… » (Лиса его прерывает) Л. : «Ой, ой, ой – стала я совсем стара, Что-то плохо слышу я. Может, все же подойдешь Ты ко мне поближе? И тогда с тобой вдвоем, Твою песню мы споем». Ск. : «Колобок совсем растаял, Страхи все свои оставил. И забрался очень ловко Он на мордочку плутовке. Там устроился удобно Да забыл, что он съедобный». Колобок слезает с пенька, подходит к лисе, та его обнимает, смотрит на него, облизывается. Потом лиса хватает Колобка и убегает с ним со сцены. Ск. : «И схватила Колобка за румяные бока, Не успел моргнуть он глазом, - Был лисой проглочен сразу. Не горюй, дружок, о нем, - Печали здесь не месть, Загляни ты в бабкин дом – Бабка месит тесто». Опять в избушке на сцене появляются бабка и дедка. Бабка подает деду круглый колобок. Выходят они на сцену, к ним присоединяются все герои сказки и сказочник. Все ждут, пока закончит сказочник. Ск. : «Значит, скоро по дорожке Вновь помчится Колобок, Звонко, звонко напевая Про румяный правый бок И завидев лишь лису Быстро спрячется в лесу». Все «артисты» взявшись за руки, делают шаг вперед и поклон.

Консультация для родителей
Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

       Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?
        Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
        Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
       Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
        К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
           Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.
           Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
           Задача воспитателя - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковый тренинг
Простые
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Комплексы упражнений (потешки)
1. "Дружба"
"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.
1. "Прогулка"
При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.
1. "Человечки"
Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.
1. "В гости"
В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
2. "Ну-ка, братцы, за работу!"
"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
3. "Алые цветки"
"Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают".
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
4. "Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
5. "Прятки"
"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
9. Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме.  Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
10. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
11. "Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
12. "Солнышко улыбается". Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
13. "Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.
14. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.
15. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку".
17. Берем решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек". Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
18. Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
19. Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
20. Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
21. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
1. Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
2. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
3. Кухонная утварь
4. Различные емкости, пузырьки, коробочки
5. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
6. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
7. Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
8. Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.
   А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
1. Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
2. Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
3. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
4. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
5. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
8. Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
13. Перелистывать страницы книги.
14. Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
   Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
1. рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
2. раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
3. вырезать крупные многоугольные фигуры;
4. лепить из пластилина мелкие детали;
5. застегивать и расстегивать пуговицы;
6. одеваться и обуваться;
7. шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
8. наливать в чашку молоко из пакета;
9. умываться и чистить зубы.
   Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосрественное участие в этом увлекательном процесс.

Конспект НОД по развитию речи в 1-й младшей группе «Оденем куклу Катю на прогулку»

Цель: учить детей запоминать последовательность одевания на прогулку, формировать умения действовать с предметами, уточнить представления об одежде, развивать речь, мелкую моторику пальцев рук.

Задачи.

Образовательная: познакомить детей со словами, обозначающими одежду (шапка, шуба, шарф, рукавички, кофта, сапоги).

Воспитательная: учить детей бережно относиться к одежде.

Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание иллюстраций с одеждой, беседа по содержанию.

Материал: Кукла, кукольная зимняя одежда (шуба, шапка, варежки, сапожки, колготки, штаны).

Ход занятия

Воспитатель: Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось

Лучик теплый золотистый поздоровался с тобой.

Воспитатель: Ребята давайте и мы поздороваемся с солнышком. (дети здороваются с солнцем)

Вы слышите кто то плачет? Пойдем те, посмотрим, кто же это? (выходят в раздевалку вместе с детьми)

Воспитатель: да это же наша кукла Катя плачет. Давайте, спросим у нее,  что случилось? (дети спрашивают у куклы, что случилось).

 Катя мне сказала, что она очень хочет пойти с нами  гулять. Ребята посмотрите на Катю, почему она не может с нами пойти гулять? (ответы детей).

Воспитатель: ребята посмотрите вокруг, наступила зима, а Катя совсем, раздетая в одном платье. Ей будет холодно. Что же делать? (ответы детей)

Воспитатель: не волнуйся Катя (дети гладят куклу по голове), мы подскажем тебе, что нужно надеть, когда на улице холодно. Хорошо, что ты принесла нам свою одежду.

Воспитатель: ребята давайте Катю развеселим.

Физкультминутка:

«Где же, где же наши ручки, наши ручки? (2 раза) - дети прячут руки за спиной.

Вот ручки, наши ручки, - выполняют движение «фонарики»

Пляшут, пляшут наши ручки (2 раза) – сжимают и разжимают кулачки.

Поплясали, стоп!

«Где же, где же наши ножки, наши ножки? (2 раза) - дети приседая закрывают ножки руками.

Вот ножки, наши ножки, -выставляют ножки на каблучок

Пляшут, пляшут наши ножки (2 раза)

Поплясали, стоп!

«Где же, где же наши детки? - дети закрывают лицо ладонями.

Вот детки, наши детки, - раскидывают руки в стороны

Пляшут, пляшут наши детки  – пружинка

Поплясали, стоп!

Дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает детям загадки о одежде, а дети отгадав загадку подают поочередно одежду.

Воспитатель надевает кукле колготки, затем спрашивает детей, что нужно надевать дальше. Дети по просьбе воспитателя находят в шкафу вещи. Воспитатель одевает куклу, каждый раз уточняя у детей какую вещь, нужно взять, и просит кого-нибудь из детей найти ее. Одевание происходит в следующей последовательности: колготки, штаны, кофта, валенки, шубка, шарф, шапка, варежки. Воспитатель в индивидуальном порядке спрашивает у детей, что нужно надевать сначала, а что потом.

Воспитатель: Молодцы, ребята.  А если мы с вами замерзнем на улице, то можно поиграть в веселую игру «Снежки». Покажем Кате, как играть в эту игру?

Игра «Снежки»

Итог.
Воспитатель: ребята, мы научили куклу Катю одеваться, а теперь она посмотрит, как вы сами умеете одеваться, и потом мы вместе с куклой пойдем на прогулку.
Воспитатель берет куклу и выводит детей в раздевалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...

Приказ об утверждении программы наставничества 2014

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичесого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей....

Программа наставничества в ДОУ "Ступеньки к мастерству"

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами....

Программа наставничества с молодыми педагогами

В данной программе описаны основные  формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...

Программа "Наставничество"

Современному дошкольному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманис...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.

В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...