ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
учебно-методический материал (младшая группа)

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

2021-2022 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Гулиева М.А.

 

г. Санкт-Петербурга

2021г.

Пояснительная записка

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными  психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте  интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в  познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

 

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой рук неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать молнию. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и рисования, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются проблематичным. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко и быстро ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

 

Задачи:

- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

- Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

- Развитие тактильной чувствительности рук.

- Развитие зрительного, слухового восприятия.

- Формирование познавательной активности.

- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

- Создать атмосферу радости и удовольствия, формирование дружеских взаимоотношений.

 

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Развитие познавательных способностей;

- Развитие представлений об окружающем мире;

- Развитие речи;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие творческих способностей;

- Развитие сенсорных ощущений;

- Развитие двигательной активности;

- Развитие музыкального слуха и ритма

 

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-родители воспитанников.

 

План работы на 2021-2022 учебный год

 

Работа с детьми

Месяц

Содержание

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Д/и «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Постираем»

Формировать умение различать грязные вещи от чистых и умение называть их.

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Игра «Волшебные коврики»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Д/и «Волшебные палочки»

Упражнять детей выкладывать по образцу.

Игра «Пазл»»

Развивать умения находить  подбирать правильные фигуры, развивать глазомер.

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Д/и «Крышки»

Формировать умения детей выкладывать узор по образцу.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра «Покажи картинку»

Уметь определять предметы по запросу взрослого .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на песке»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Д/и «Веселые карандаши»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

 

 

 

 

Январь

Игры «Шнуровки»

Формировать умение просовывать шнурок через отверствие.

Игра «Застегивание и расстегивание»

Развивать умения расстегивать замочки, крючочки и застегивать.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от начала картинки до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Мышка»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

 

 

 

 

 

 

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Д/и «Собери бусы»

Формировать умения детей нанизывать бусы в определенной последовательности.

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

 

 

 

 

 

 

 

Май

Игра «Пошумим»

Развивать слуховую память, обучать к технике сотрясение.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра с прищепками «Птички»

Развивать воображение, умение разжимать прищепку пальцами рук.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

 

Работа с родителями:

Месяц

Мероприятие

 

Сентябрь

 

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

 

Папка передвижка «Ум на кончиках пальцев»

Ноябрь

 

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

 

Декабрь

 

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

 

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Февраль

 

Поздравительная газета «Папам и дедушкам»

 

Март

 

Папка передвижка «Мамин день»

 

Апрель

 

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

 

Май

 

Памятка «Книга в жизни ребенка»

 

 

Самореализация:

- Изучение литературы по данной теме.

- Подбор материала по теме.

- Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

- Оформить картотеку пальчиковых игр.

- Написать конспект НОД в 1 младшей группе на тему: «В гостях у Мишутки» по развитию мелкой моторики.

 

 

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

1. С.Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Москва.2002

2.Т.П. Высокова Сенсомоторное развитие для детей раннего возраста. Волгоград 2016

3.М.Д. Маханева, С.В.Рещикова Игровые занятия с детьми 1-3 лет. М.-ТЦ Сфера. 2008

4.И.В. Тимофеичева О.Е. Оськина Развивающие игры- занятия для детей раннего возраста. Москва 2011

Е.Н. Солянник Развивающие игры для детей раннего возраста Санкт- Петербург.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010

6. Картотеки

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия рук...

Программа по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»....

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020 – 2022 учебный год.

    Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы,...

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...