Вечер веселых вопросов "Колесо истории"
план-конспект занятия

Акентьева Наталья Анатольевна

Способствовать развитию интереса к изучаемому предмету; формированию логического мышления; способствовать воспитанию патриотизма и развитию личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

«Кочетовский центр помощи детям»

 

Вечер веселых вопросов

«Колесо истории»

Колесо истории

Цели: способствовать развитию интереса к изучаемому предмету; формированию логического мышления; способствовать воспитанию патриотизма и развитию личности.

Правила:

В викторине участвуют две команды. За любой правильный ответ присуждается 10 балов.

В суперигре участвует команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ведущий. “За морем теплее, а у нас милее”. “На чужой стороне Родина мила вдвойне”. “Где кто родился, там и пригодился”. Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются две команды. Воевода красной дружины....   Воевода зеленой дружины.... Начнем нашу викторину.

I тур. “Историческая мозаика”

История таит в себе немало любопытных и интересных фактов. В какой бы области не происходили события – литературе, искусстве, точных науках, – все это достояние истории.

Вопросы:

1. Кто из этих российских царей умер своей смертью?

(Петр III;  Николай II;  Петр I;  Александр II.)

2. Кто из российских императоров и царей был первым коллекционером, занимаясь эти делом всерьез?   (Иван IV Грозный;   Петр I;  Елизавета Петровна;  Екатерина II).

3. Как в старину называли щеки?   (уста;  ланиты;  чресла;  персты).

4. За что в армейской роте отвечал хорунжий?  (знамя;  провиант;  лошади;  пленные).

II тур. “Маска, я вас знаю”

Биография тех, кто оставил в истории страны заметный след, – это в какой то мере ключ к пониманию истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить о ком идет речь. Вам предоставляются варианты ответов. Выберите правильный, прикрепив на него свой знак.

1. Он: одновременно был другом опального декабриста М.Ф.Орлова и доверенным лицом императора Николая I; получил прозвание “келейный реформатор”; был назван Николаем I “начальником штаба по крестьянской части”; в конце своей карьеры был русским послом в Париже; обладал незаурядными дипломатическими способностями и участвовал в заключении Адрианопольского мира; добился здания царского указа 1842 г., который историки назвали “своеобразным” памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России. (Киселев,  Канкрин,  Сперанский,  Уваров)

2. Он: свою карьеру начал в армии, был участником военных действий в Грузии и войн против Наполеона; говорил на нескольких языках, но не умел правильно писать ни на одном из них и вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя; сыграл не слишком благовидную роль в следствии по делу декабристов; “взлет” его карьеры состоялся в июне 1826 года, когда он возглавил два государственных органа; стал графом Российской империи.  (Бенкендорф,  Нессельроде, Чаадаев, Аракчеев).

3. Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все, что он имел он хотел передать не своему сыну, а брату. Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение. Во время всеобщей переписи он, заполняя анкету, в графе “Профессия” написал: “Хозяин земли русской”.

(Александр,  Николай II,  Петр I,  Николай I).

4. Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с канцлером А.М. Горчаковым. Он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, умер в Киеве. Его правая рука практически не действовала, тем не менее он ухитрялся ей исписывать горы бумаги. Своим оппонентам он однажды твердо отметил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”. На его жизнь дважды покушались, и второе оказалось роковым…  (Столыпин,  Витте,  Керенский, Плеве).

III тур. “Исторические события”.

История и литература неразделимы. Через литературу история глубже входит в создание народа. Иногда об исторических событиях мы узнаем из литературных произведений. В свою очередь история стала неисчерпаемым источником вдохновения, откуда выходит мысль, вооруженная рифмой. Приведенные отрывки литературных произведений повествует т том или ином историческом событии. Постарайтесь определить, о ком идет речь и какие мгновения истории отражены в них.

…Позади у воинов Непрявда,

Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Вот сейчас – не в дальней дали где-то –
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Теми-Мурзой.
(Н. Старшинов. Там за Непрявдою, за Доном…Куликовская битва 1380 г)

А впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
(К. Симонов. Ледовое побоище. Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.)

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба
В Отрепьева свой дух переселя.
(К. Бальмонт. Смутное время. Лжедмитрий I)

Дело было так под Плевной,
Дело славное друзья!
Мы дрались тогда все с туркой под знаменами царя.
В бой водил нас всех кровавый
Наш ли Скобелев удалый.
(Казачья песня. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.)

IV тур. Аукцион

участникам задается конкретный вопрос;

Вопросы открытого лота.

Воспитатель Александра I (Ф.Лагарп.)

Бабушка Николая I. (Екатерина II)

Чьи это слова: “Дней Александровых прекрасное начало”? (А.С.Пушкина.)

Год открытия лицея в Царском Селе. (1811г.)

Высший судебный орган страны. (Сенат.)

Автор “Записки о древней и новой России”. (Н.М.Карамзин.)

Место ссылки М.Сперанского. (Нижний Новгород.)

Командующий 2-й русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.И.Багратион.)

Первое тайное общество декабристов. (Союз спасения.)

Какие станции связала первая в России железная дорога? (Петербург — Царское Село.)

Создатели первого паровоза в России. (Братья Ю. и М. Черепановы.)

Место смерти Александра I. (Таганрог.)

Вопросы закрытого лота.

Прозвище Екатерины И. (Фике.)

Сколько отделений было при императорской канцелярии Николая I? (6.)

Место проведения торговли. (Ярмарки.)

“Светило русской бюрократии”. (М.М.Сперанский.)

Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов.)

Губернатор Москвы в 1812 г. (Ф.В.Ростопчин.)

Архитектор, творец храма Христа Спасителя. (К.Тон.)

Автор оперы “Жизнь за царя”. М.Глинка.)

Командующий 1-й русской армией в Отечественной войне 1812 г. (М.Б.Барклай де Толли.)

Самый крупный город в начале ХIX века. (Петербург.)

Самое многочисленное сословие в России. (Крестьянство.)

0 ком сказал П.Вяземский: Сфинкс, не разгаданный до гроба”? (об Александре I.)

Самая знаменитая ярмарка. (Нижегородская.)

Самая знаменитая ювелирная фирма в России. (Фаберже.)

Национальность П.И.Багратиона. (Грузин.)

Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.? (6 месяцев.)

Финал.

3 дорожки ведут к портретам Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли.

Отвечая на вопрос финалист выбирает одну из дорожек. Путь до портрета представляет три вопроса, на которые необходимо ответить.

О ком идет речь в эпиграмме?

“К чему так лаврами шатер мой украшают –   сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять”. “Пожалуйте, ему солдаты отвечают. –  Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять”.

1. Кружок особо близких Александру I лиц, сильно влиявших на политику императора в первые годы правления.

А) негласный комитет
Б) ученая дружина
В) верховный тайный совет

2. Судебник

А) свод законов единого государства
Б) княжеская грамота
В) крепостной крестьянин

3. Кто является основателем династии Романовых?

А) Петр I
Б) Александр I
В) Михаил Федорович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ» по правилам дорожного движения

сценарий тематического вечера-развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения...

Познавательный вечер "Истории русского костюма"

Сценарий познавательного вечера "История русского костюма " с включением регионального компонента...

Вечер веселых и находчивых

Тема: « Вечер веселых и находчивых»(сценарий тематического вечера-развлечения по ознакомлению детей с правилами дорожного движения) Ход мероприятия Ведущая. Всем! Всем! Всем! Начинаем  ...

Вечер досуга для детей старшей группы «Веселая история»

План вечера досуга для детей старшей группы «Веселая история»...

Сценарий развлечения по ознакомлению детей с ПДД "Вечер веселых и находчивых"

Сценарий тематического вечера развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения....

Культурная практика социально-коммуникативного направления "Веселая Карусель" История праздника Дня защиты детей "Я и мои друзья"

Что такое «Конвенция о правах ребенка»? Очень важно не только формировать чувства собственного достоинства у детей, но и обратить их внимание к жизни их сверстников, нуждающихся в поддержк...