Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно 1. Есть ли у вас дома библиотека, и как она выглядит? * несколько книжных полок; * книжный шкаф; * стеллаж с книгами; *
методическая разработка (младшая группа)

Терентьева Наталия Владимировна

Цель: демонстрация практического педагогического опыта изготовления обереговых кукол Самарского края.

Задачи:

-поделиться с коллегами опытом работы и показать последовательность изготовления тряпичной куклы «Чувашская берегиня»;

-познакомить с технологией изготовления русской куклы «Колокольчик» и загадочной мордовской куклы;

-расширить представления воспитателей о значении кукол-оберегов в жизни наших предков;

-повысить уровень профессионального мастерства педагогов в проведении мастер-класса (задачи, структура, использование созданного продукта в образовательной деятельности);

-вызвать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 17

г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»

Мастер-класс для педагогов «Куклы-обереги Самарской области»

(русская, чувашская, мордовская)

Подготовила:

Воспитатель: Терентьева Н.В.

Новокуйбышевск,2021

Цель: демонстрация практического педагогического опыта изготовления обереговых кукол Самарского края.

Задачи:

-поделиться с коллегами опытом работы и показать последовательность изготовления тряпичной куклы «Чувашская берегиня»;

-познакомить с технологией изготовления русской куклы «Колокольчик» и загадочной мордовской куклы;

-расширить представления воспитателей о значении кукол-оберегов в жизни наших предков;

-повысить уровень профессионального мастерства педагогов в проведении мастер-класса (задачи, структура, использование созданного продукта в образовательной деятельности);

-вызвать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «рождается» настоящая игрушка, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Деятельность по созданию игрушек своими руками раскрывает красоту и многообразие этого мира, научит ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

Традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики, но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой.

По своему назначению куклы делятся на три группы – игровые (предназначались для забавы детям), обрядовые (имели ритуальное назначение) и куклы-обереги. Сегодня я хочу подробнее рассказать вам о некоторых куклах-оберегах Самарского края. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Согласно народным традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя пользоваться иглой и ножницами. В наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Сейчас я хочу кратко рассказать о куклах-оберегах нашего края, вспомнить славянские обряды и своими руками попробовать сделать одну из тряпичных кукол. С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была атрибутом любых праздников.

Демонстрация образца куклы-Колокольчик с кратким комментарием.

Куклу-Колокольчик изготовляли как оберег для дома. Она считалась куклой добрых вестей. Эта кукла проста в изготовлении. На ней три юбочки (три царства, как в сказках - медное, серебряное, золотое; и счастье у человека складывается тоже из трех частей, если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив).  На головке красивый платочек. А звонкий колокольчик внутри куколки напоминает нам о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками, а, может ещё о чём – то родном и дорогом для каждого из нас. От одного взгляда на куклу теплеет внутри и поднимается настроение. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем любому человеку, ребенку получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Одним из самых загадочных символов считается мордовская кукла. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи мордовского народа. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия. Мордовскими куклами – оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильными помощницами в быту.

Демонстрация обереговой мордовской куклы.

Зольная куколка – передавалась по женской линии от бабушки к внучке в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага, семейного счастья. При переезде на новое место куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте были очаг и уют. Куклу хранили в «красном» углу и домочадцам не разрешалось этих кукол трогать.

В изготовлении чувашских народных игрушек наблюдается любопытное содружество детей и взрослых. Как малышу не любить игрушку, выполненную самостоятельно, его родителями или вместе? Ведь при изготовлении игрушки дети и взрослые вкладывают свою душу и талант. Так, самой распространенной игрушкой деревенских девчонок когда-то была тряпичная кукла. Куклы жили в каждой семье, их берегли, передавали по наследству мастерство их изготовления: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Таким образом, из поколения в поколение прививалась любовь к игрушкам, к памяти предков, родным местам, воспитывалось чувство патриотизма. Казалось бы, что нет ничего особенного в тряпичных куклах, но до сих пор в раскраске кукол, в их одежде присутствуют следы местных национальных традиций.

Мы с вами попробуем сделать своими руками самую интересную и необычную куклу- это «Чувашская берегиня». Но она грустит: не с кем хоровод водить. Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.

Для изготовления такой куклы нам понадобится:

1. 9 лоскутов ткани различных расцветок 7x21 cм (для туловища -«кĕпе»,и головы- «пуҫ»),

2.1 лоскут красной  или белой ткани 11x11 см или 15 x 15 см(для платочка и рук),

3.красная ленточка (для головной повязки - «пус тутри»);

4.красные нитки для завязывания.

Показ последовательности изготовления куклы-оберега:

Сначала формируем туловище и голову:

1.Оба края каждого из 9 одинакового размера лоскутков ткани сгибаем к его середине, затем пополам.

2.        Получается 9 тонких тканевых полосок.

3.        Складываем все полоски вместе, затем пополам.

4.        Далее перевязываем нитками, отступив от основного сгиба примерн1,5 или 2 см, формируя тем самым голову куклы.  

5.        Туловище и голова куклы готовы.

Приступаем к изготовлению рук и платочка.

6.        Для этого берем красный или белый лоскуток, отгибаем два его противоположных уголка (буквально 5-7 мм).

7.        Затем примерно на 3 мм сгибаем все стороны лоскутка.

8.        Складываем полученный квадрат по диагонали пополам, получился

платок в форме треугольника.

9.        Два противоположных уголка платка (которые мы подвернули)

перевязываем нитками на расстоянии 5 мм от сгиба – это будут руки

куколки.

10.        На голову куклы повязываем тесьму и сзади перетягиваем ниткой.

11.Надеваем получившийся платок с руками на голову куклы и

перевязываем его нитками.

Наша «Чувашская берегиня» готова.

Для того чтобы кукла стала оберегом при ее изготовлении необходимо постоянно быть с ней в контакте, вложить душу в процесс изготовления. Ее можно подарить близким, с ней можно играть в группе, использовать в деятельности по приобщению к народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ответы логопеда на вопросы родителей".

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?   Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?       Может...

Анкета«Ваше мнение о работе ДОУ» Уважаемые родители ответы на вопросы помогут нам понять ваше отношение к ДОУ, чем оно привлекает и учесть ваши пожелания в работе МАДОУ.

Анкета«Ваше мнение о работе ДОУ»Уважаемые родители ответы на вопросы помогут нам понять ваше отношение к ДОУ, чем оно привлекает и учесть ваши пожелания в работе МАДОУ....

Занятие по программе дополнительного образования "В гостях у сказки" Уважаемые родители! Позанимайтесь, пожалуйста, с детьми дома.

Занятие от 10.04.2020 №1 Чтение сказки «Лиса, заяц и петух» (Л.Поляк).Ритмическая разминка: «Рыбки» «Е.Железнова»Пальчиковая гимнастика: «Кулачки-ладошки&raqu...

Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенн...

Памятка для родителей Задавайте ваши вопросы уважаемые родители!!!! «В 4 года ребенок должен уметь…» Памятка подготовлена воспитателем высшей категории МДОУ д\сад Аленушка Еникеева В.Н.

Памятка для родителейЗадавайте ваши вопросы уважаемые родители!!!!«В 4 года ребенок  должен уметь…»Памятка подготовлена воспитателем высшейкатегорииМДОУ д\сад АленушкаЕникеева ...