Консультация для педагогов "К трудовому воспитанию дошкольников, через физическое воспитание""
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«К Трудовому воспитанию дошкольников через Физическое воспитание»
Консультация для педагогов
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.
Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
В детском саду ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию. Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.
Необходимо развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта.
Игра «А я маме помогаю».
труд людей
Задачи:1. Прививать любовь к труду, желание помогать.
2. Развивать внимание, память, смекалку.
3. Тренировать реакцию, скоростные качества.
Оборудование: карточки с предметами одежды.
Играющие, встают в круг в центре взрослый водящий. У него в руках рисунки с предметами одежды. Дети берутся за руки, и идут по кругу, проговаривая слова: Как я маме помогаю, всё на место убираю. Ты нам вещи покажи и на место разложи! А водящий раздаёт ребятам картинки (4 штуки) отвёрнутые, чтобы остальные дети не видели. По окончании слов, ребята у которых в руках картинки поворачивают их к остальным. Дети смотрят, что на них одето и подбегают к соответствующей картинке. Ведущий смотрит, все ли верно встали и игра продолжается.
Игра «Покажи движение»
труд людей
Задачи: 1. Прививать любовь к труду, желание помогать. 2. Развивать скоростные качества, ловкость, умение уварачиваться и догонять. 3. Развивать воображение, сообразительность, смекалку, память. 4. Воспитывать интерес к совместному участию со сверстниками в подвижных играх.
Оборудование: лейка.
Все ребята берутся за руки и встают в круг. Педагог даёт одному ребенку лейку. С началом слов ребята передают лейку друг другу:
Мы с утра много трудились и ни сколько не ленились. Мы старались, убирались, подметали, не игрались! Покажи, что делал ты, может ты сажал цветы? Отвечает тот, на ком остановилась лейка: Нет! И показывает, что он делал, а ребята угадывают! Лейку отдают тому, кто угадал и игра продолжается! В любой момент педагог может сказать слово цветы и тогда тот у кого лейка в руках говорит : Да, а теперь их поливаю! И догоняет ребят, а все ребята разбегаются. Тот до кого водящий дотронулся должен озвучить название любого цветка, если не смог выходит из игры, а если назвал, то берёт лейку, и все встают в круг и игра продолжается.
Контролёр
профессии
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий. 2. Закреплять умение детей действовать по сигналу, развивать быстроту реакции, скорость. 3. Развивать внимание, память.
Группа делится на 2 равные команды, образуя пары. Одна — пассажиры (внутренний круг), а другая — «билетики» (внешний круг). Ведущий стоит в центре, и по его команде начинается движение. Пассажиры поворачиваются направо и бегут по кругу, а «билетики» — налево; все при этом поют песню Мы, едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи, счастливые друзья. Нам весело живётся, мы песенку поём, А в песенке поётся о том, как мы живём…». Внезапно ведущий кричит: «Контролёр!». «Билетики» останавливаются на месте, а пассажиры стараются встать впереди «билетиков» (ища пару). Ведущий тем временем старается опередить кого-то и занять пустое место. Оставшийся без места становится ведущим.
Чистюли
Навыки самообслуживания
Задачи:1. Тренировать выполнение культурно-гигиенических навыков.
2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и желание помочь.
3. Развивать скоростные качества.
Оборудование: 2-3 ленточки.
Дети стоят спиной в круг, близко друг к другу плечами. Педагог, ведущий в центре у него в руках 2 или 3 ленточки в зависимости от количества детей. Дети проговаривают слова и имитируют движения: Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.) Вытираем их по суше. (Имитируют растирание полотенцем.) Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.) Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.) Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.) Вот, грязнули их лови! (Имитируют чистку зубов.)
По окончании слов, педагог кладёт двум или трём детям ленточки на плечи и ребята ловят этих детей, а поймавши имитируют как они их приводят в порядок. Все вместе умывают, причёсывают, поправляют одежду и т.д. и опять игра продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода проектов в физическом воспитании дошкольников»
Использование метода проекта в дошкольном образовании...
Консультация для родителей Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников
Консультация для родителейСпорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников...
Консультация «Влияние использования разных форм работы по физическому воспитанию на развитие физических качеств дошкольников».
физическое воспитание детей...
Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...
Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольника»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитани...
Организация работы по физическому воспитанию дошкольников через обучение детей элементам спортивных игр и упражнений, внедрение системы коррекционно-оздоровительных игр на воздух
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физическ...
Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников через подвижные экологические игры
В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть своего дня. Дошкольники еще малы и не могут без ...