Консультация для воспитателей:"Создание условий для экологического воспитания в детском саду".
консультация (старшая группа)

Галкина Татьяна Алексеевна

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию воспитанников в учреждении дошкольного образования является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галкина Т.А.

МДОУ «Детский сад «Березка»

Консультация для воспитателей:

«Создание условий для экологического воспитания в детском саду»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:

1. Создание условий для экологического воспитания детей.

2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.

3. Формирование системы знаний о природе.

4 .Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.

5. Элементарная поисковая деятельность детей.

6. Совместная работа с родителями.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель  дошкольного образования помогает воспитанникам:

- видеть и понимать связи между явлениями природы;

- эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию воспитанников в учреждении дошкольного образования является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.

Для познания большого мира педагоги знакомят детей с образом этого мира. Необходимо вносить в развивающую среду глобус, географические карты. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.

1. Проводить многоразовые наблюдения объектов природы.

2. Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами.

3. Обсуждать увиденное.

4. Осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы.

5. Отражать впечатления от природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

1. Первично-ознакомительные, воспитанники приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Ознакомление  с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дошкольники получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.

2. Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий направлено на выявление и показ дошкольникам причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы), где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее.

3. Элементарное экспериментирование с объектами природы. На этих занятиях воспитатель  дошкольного образования демонстрирует модели, раскрывающие взаимосвязь растений и животных с внешней средой,  подводящие детей к пониманию причинных связей в природе.

4. Обобщающие занятия. Они проводятся с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей.

5. Комплексные занятия. В занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию дошкольников и разные виды деятельности.

 Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

- воспитанники познают явления с различных позиций, меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена деятельности, одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического развития.

Первая часть занятия - беседа по календарям природы, формирование обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах). Воспитанники  и воспитатель дошкольного образования осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему (решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно-творческого развития).

Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых воспитанники знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (очистка участка от мусора, вывешивание кормушек и прочее).

Методы экологического воспитания.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

1. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с дошкольниками. Словесный метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей,

2. Беседа, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.

3. Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца. Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода.

4. Наглядный метод. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. В зависимости от возраста воспитанников используются картинки, значки – пиктограммы, календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

5. Труд воспитанников в природе. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей  учреждения дошкольного образования. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд в природе – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями.

6. Элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводит воспитанников к пониманию причинных связей в природе.

7. Дидактическая игра. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для экологического воспитания в детском саду.

Цель экологического воспитания – формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.Задачи экологического воспитания.1. Формировать у детей умения ...

Консультация для педагогов"Создание условий для экологического воспитания в детском саду"

Консультация для педагогов «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание ус...

Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты.1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...