Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
консультация (младшая группа)

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Привыкание ребенка к новым для него условиям ДОО  по большому счету зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Оптимизация процесса адаптации  ребёнка

к детскому саду»

Подготовила воспитатель

МАДОУ  «Детский сад №18»

Забатурина Е.В.

 

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Привыкание ребенка к новым для него условиям ДОО  по большому счету зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.

         С началом посещения детьми детского сада (с 1,5 до 3 лет) и увеличение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении, возникает проблема привыкания младшего дошкольника  к условиям ДОО.

         При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей, а также методы педагогического воздействия на них в этот период и требования к подготовке в семье.

         В период адаптации важная роль отводится воспитателю и его работе с семьёй ребёнка.

         Все дети без исключения при поступлении в детский сад переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть  эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

          Специалисты различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

          Лёгкая степень

          Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

- сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

- аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

- эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

- поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

- общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

         Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

         Средняя степень

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

- сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

- аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

- эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

- поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

- общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

- сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

- аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

- эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

- поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

- общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

         Частой причиной неуравновешенного поведения  служит неправильная организация деятельности ребёнка: когда ребёнок не получает достаточно впечатлений, не удовлетворяется его двигательная активность, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

         Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно  не удовлетворены его органические  потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение  всех режимных процессов – кормления, сна, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных  подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у ребенка позитивного настроения.

         Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок детского сада и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Очень важно, чтобы родители  были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (доброту, заботливость, внимание к людям).

         В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход  к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, состояния здоровья и учётом его эмоционального настроения в данное время.

         Для сбора  сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДОО  анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, о сформированности его навыков, интересах и т.п. Воспитателям это помогает правильно общаться с детьми в адаптационный  период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.

         До того как пройдет приём детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты  раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.

         Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитателями составляется план   воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные  направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных  эмоций, элементы устного народного творчества.

         Основные принципы работы по адаптации детей:

- постепенное заполнение групп (приём 2-3 детей в неделю);

- неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой);

- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
- ежедневный контроль  за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью  на каждого ребёнка заполняется так называемый  «адаптационный лист»);

- сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

          В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режим: кормление, укладывание,  а  также общения. Поэтому для оптимизации  процесса привыкания необходима последовательная и  чёткая работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.

          Адаптационный период  считается завершенным, если ребёнок играет один или со сверстниками, с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: "Общаемся в детском саду и дома"

Доклад был подготовлен на основе работы по данной теме в течении двух лет, в нем говорится о том что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социаль...

Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребенка в ДОУ"

Оптимизация процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения зависит от четкой и последовательной работы всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников....

Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...

Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду"

Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни...

Консультация для родителей "Организация процесса адаптации в детском саду"

Консультация для родителей "Организация процесса адаптации в детском саду" вторая младшая группа...

Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"

Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"...