Проект "Ритм-волшебник"
проект

Гутор Любовь Дмитриевна

Ритм учит разбираться в многообразии характера музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ритм-волшебник180.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                               МБОУ «Гимназия № 11»                                  

                     Проект в средней группе

«Ритм-волшебник»






    Подготовил: муз. руководитель Гутор Л.Д





Бийск – 2021

Автор проекта: Гутор Л.Д.

Продолжительность проекта: 2 месяца (ноябрь, декабрь 2021 г.)

Вид проекта:

  • Информационно – творческий
  • Групповой

Участники проекта:

  • Музыкальный руководитель
  • Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
  • Педагоги
  • Родители

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети не знают ничего о ритме, для чего он нужен. При проведении диагностики не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений. Таким образом, появилась необходимость развивать у детей чувство ритма с помощью специально подобранных упражнений.

Актуальность проекта:

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке. Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование (игра на детских музыкальных и шумовых инструментах). В младшем  и среднем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда.

Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка. На успешное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста и направлен данный проект.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного отношения к ритму, как к одному из средств музыкальной выразительности.

Задачи проекта:

  • Учить детей слышать различные ритмические отношения в музыке и передавать их хлопками, голосом, движением.
  • Развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
  • Развивать выразительность танцевальных движений.
  • Добиваться ритмичной игры на шумовых и ударных инструментах.

Методологическая база:

  • Методическая литература.
  • Игры и упражнения на чувство развития ритма.
  • Интернет.

Подготовительный этап.

  • Изучение методической литературы педагогов новаторов Т.Тютюнниковой, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм».
  • Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма.

Основной этап.

Знакомство детей с музыкальным ритмом:

  • в стихах
  • в играх с палочками
  • в играх с предметами
  • использование ритмических дорожек.

Развитие чувства ритма:

  • в музыкально-ритмических движениях
  • в играх на шумовых и ударных  инструментах
  •  Оркестр «Музыка зимы»

Завершающий этап.

  • ООД «Ритм-волшебник»
  • Обобщение результатов
  • Анализ деятельности


Ожидаемые результаты:

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

  • При правильно подобранных музыкально - ритмических упражнениях у детей будут развиваться метроритмический, тембровый слух

А также:

  • У детей разовьётся слуховая память.
  • Дети научатся понимать ритмическое строение музыкальных произведений.
  • Дети будут ритмично выполнять танцевальные движения, т.к. у них повысится двигательная активность.
  • Развитие чувства ритма повлияет на развитие речевой активности детей.
  • Дети будут чувствовать ритм и реагировать на смену музыки.

Механизмы реализации проекта:

  • Ритм в стихах
  • Ритмические дорожки
  • Игры с палочками
  • Игры с предметами
  • Музыкально-ритмические движения

Работа с родителями:

Наглядная пропаганда в уголке для родителей

Памятка «Музыкальное развитие в семье»

Консультация «Мастерим шумовые музыкальные инструменты»

Цель: Привлечь родителей в совместном творческом труде,

   

                                        Ритмические дорожки

      C:\Users\Любовь Дмитриевна\Desktop\фото\IMG_20220112_094947.jpg       C:\Users\Любовь Дмитриевна\Desktop\фото\IMG_20220112_102634.jpg

                                                       

                                             Игры с палочками

   

      C:\Users\Любовь Дмитриевна\Desktop\фото\IMG_20220112_094139.jpg       C:\Users\Любовь Дмитриевна\Desktop\фото\IMG_20220112_094400.jpg

               Музыкально-ритмическая игра «Веселый маракасик»


                                 
F:\фото и видео\IMG-20220103-WA0018.jpg 

                     

                                            «Веселые музыканты»

                                    F:\фото и видео\IMG_20210910_103629.jpg

                                                     

                                             ООД «Ритм-волшебник»

                                     F:\фото и видео\IMG-20220103-WA0039.jpg

                                                     

                                                       Оркестр «Музыка зимы»

                                     F:\фото и видео\IMG-20211227-WA0027.jpg


В процессе работы над проектом достигнуты следующие результаты:

Дети узнади, что такое ритм, для чего он нужен, начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, стали более точно передавать ритм музыкальных произведений.

               

                  Программно-методические ресурсы:

•Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

•И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб - 2005

•.М.П.Малыгина «Сказки-шумелки»

 Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение: Владос, 1994.

•Т.Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010

• Материалы по теме из интернет-ресурсов.

                       

                             Конспект занятия в средней группе

Тема: « Ритм –волшебник»

 (в рамках проекта «Ритм - волшебник»)


Подготовил: муз. руководитель Гутор Л.Д.

Цель занятия:

Развитие чувства ритма во всех видах музыкальной деятельности;

Задачи:

  • Развивать у детей музыкально-ритмический слух.
  • Формировать основы музыкальной грамоты.
  • Обогащать музыкальный опыт детей.
  • Активизировать эмоциональную реакцию детей на музыку.
  • Развивать у детей исполнительские умения и творческие способности в музыкальной деятельности.
  • Воспитывать у детей интерес к миру музыки, элементарному музыкальному анализу.

Пособия:

  • треугольники, колокольчики, шумовые инструменты, гофротрубки, шелестящие пакеты
  • Ход занятия:

Дети входят в зал и под музыку идут по кругу. Выполняют различные виды бега (лёгкий бег,  прямой галоп). Выстраиваются полукругом.

Исполняется музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»

М.Р.: Предлагаю вам поиграть в музыкальное эхо.

М.Р. индивидуально, поочерёдно 4 - 5 детям задаёт ритмический рисунок, который ребёнок должен повторить, затем этот же рисунок повторяет вся группа, причём детям предлагается воспроизвести заданный ритмический рисунок не только хлопками, но и притопами. Далее дети проходят на стулья к музыкальному инструменту.

М.Р.: Ребята, я сегодня хочу поговорить с вами о ритме. «Что вы знаете о ритме?»

(Ответы детей).

-  вы только что старались повторить заданные мною ритм. А знаете ли вы, что означает слово Ритм, где Ритм живёт?

Дети: Нет.

- А хотели бы узнать? Тогда я вам помогу, и мы попробуем вместе узнать ответы на эти вопросы. , вся наша жизнь состоит из ритма: капли дождя, тиканье часов

М.Р. предлагает нескольким детям поочерёдно озвучить ритмический рисунок тиканья часов, капель дождя.

- Замечательно, вы, конечно, заметили, что звуки были разной протяжённости - одни короче, другие длиннее. Теперь мы с вами можем сделать вывод о том, что ритм – это чередование коротких и длинных звуков. А если вы попробуете прохлопать своё имя, то вы откроете для себя ещё один секрет – ритм живёт и в вашем имени (2-3 примера). 

В прошлом году мы встречали Новый год, прошло определённое время, мы подросли и готовимся встретить его снова.

Слышится стук в дверь, воспитатель открывает и заносит красивую открытку с изображением Деда Мороза

М.Р.: Ребята, к нам пришла срочная телеграмма, здесь написано «ПОМОГИТЕ!», её прислали наш Д.М.  Что же могло произойти?

- Ой, ребята, Д.М.  сообщают нам тревожную весть. Дело в том, что все песенки потеряли ритм, а ведь без них невозможна встреча Нового года. Поможем? (ответ)

-Ребята, у меня есть ноты любимой песни Д.М, давайте проверим, как в ней обстоят дела с ритмом.

Играю без пения, не соблюдая ритмический рисунок.

- Ребята, вы узнали эту песню? Дети: Нет. М.Р.: А можете вы определить её характер? Дети: Нет. М.Р.: Да, действительно, без ритма не узнать песенку Ребята, я вам подскажу, эта песня называется «Музыка зимы», Нам нужно найти ритм звучащих предметов,( проиграть 2 разных ритма) 

- Как вы думаете, какой ритм подходит к нашей песне (даёт ребёнку треугольник, предлагает попробовать), получилось! Давайте проверим, может быть одной песне мы уже вернули ритм.

М.Р. исполняет песню «Музыка зимы» припев дети озвучивают треугольниками, гофрированными трубками, шелестящими пакетами, исполняя ритмический рисунок.

М.Р.: Теперь вы узнали эту песню? (ответ) - Какой у неё характер? (ответ) 

М.Р.:  Давайте поможем  еще вернуть одну песенку Д.М.

М.Р. исполняет без ритмического рисунка «Колокольчики для елочки»,

М.Р.: Вы по мелодии узнали эту песню?

Дети: Да.

М.Р.: А характер можно определить?

Дети: Нет, потому что в ней тоже пропал ритм.

М.Р.: Не беда, мы попробуем вернуть ей ритм.

Дети прохлопывают предложенные ритмические рисунки, выбирают нужный. М.Р. вновь исполняет песню, проводит краткую беседу о характере, содержании. Затем дети исполняют песню всей группой

М.Р.: Ну вот, ребята, мы выполнили просьбу Д.М. вернули песням пропавший ритм. Вы узнали, что означает слово Ритм, где Ритм живёт, и почему его называют волшебником,

М.Р. раздаёт детям треугольники и колокольчики.

М.Р.: Какой замечательный праздничный перезвон у нас получился, но пришло время расставаться.

Дети  покидают зал.