КАРТОТЕКА ИГР, ЭКСПЕРИМЕНТОВ ВО 2 МЛ. ГРУППЕ.
опыты и эксперименты (младшая группа)

Писарева Ольга Иннокентьевна

КАРТОТЕКА ИГР, ЭКСПЕРИМЕНТОВ ВО 2 МЛ. ГРУППЕ.

 

1.«Отгадай на вкус», «Отгадай на ощупь».

Цель. Формировать представления детей об органах чувств, их назначении (пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Материалы. Апельсин, лимон, чеснок, сахар, машинка, кукла, мяч, тарелка, кружка, пирамидка.

Описание. Воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, апельсин, сахар; затем дети опускают руку в отверстие ширмы («волшебный» мешочек), отгадывают предмет и затем достают его. - Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по вкусу, на ощупь? (На доске с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

2. «Рисовальнички».

Цель. Вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материалы. Большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Описание.

Художественное слово

Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы.
В синем море плещет рыбка

Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Вода, краски, стаканы.

Описание. Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Итог. Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода прозрачная, но легко окрашивается в любой цвет).

4. «Угадай, что звучит»,  «Угадай по запаху».

Цель. Формировать представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах).

Материалы.  Доска, ширма,  колокольчик, молоток,  погремушка, свисток, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон.

Описание. На столе разложены  колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток.  Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки? (отгадать по запаху…  т.д.).

•  Игра «Угадай, что звучит»  — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

•        Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали?

(На доске с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

 5. «Запах воды».

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

 Описание. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

 

6. «Пейте куклы вкусный сок».

Цель. Выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде, и изменять её цвет.
Материалы. Акварельные краски, кисточки, прозрачные  стаканы с водой.

Описание.

Художественное слово:

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.

- Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая  - в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

7. «Сухой песок сыпучий».

Цель. Знакомить детей со свойствами песка.

Материалы. Песочница, сухой песок, формочки.

Описание. Что это? (песок). Какого цвета песок? (коричневого).

 - Из чего состоит песок? (песок состоит из песчинок.)- Какие песчинки?  (маленькие, круглые, не прилипают между собой.) - Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).- Что мы сейчас делаем: (мы сыплем.) Как сыплется песок? (струйкой). Предложить детям сделать колобок из сухого песка. Он не получился, рассыпался. Почему? (песок сыпучий.)

8. «Вкус воды».

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Описание. Спросить у детей, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль, а в другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

9. «Сказка о камешке».

Цель. На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материалы. Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Описание.

Художественное слово.
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!»

10. «Что в пакете?».

Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материалы.  Полиэтиленовые пакеты.

Описание. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

11. «Считалочка-купалочка».

Цель.  Познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материалы. Ванночка с водой, игрушки.

Описание.

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

12.«Поиграем с водой».

Цель. Познакомить детей со свойствами воды, показать детям, что вода переливается из разных сосудов.

Материалы. Разнообразные сосуды с водой, пустые тазы.

Описание. Воспитатель готовит разнообразные сосуды с водой, показывает их детям. Предлагает определить что это. Дети отвечают, что это вода. Воспитатель берёт один сосуд и выливает медленно из него воду в таз. Дети наблюдают за опытом. Воспитатель спрашивает: Какая вода? – Вода жидкая. Что делает вода? Вода льётся. Дети выбирают сосуд с водой и выливают воду, по желанию снова набирают воду и выливают её. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода жидкая, вода льётся.

13. «Игры с соломинкой».

Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы. Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Описание. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Воспитатель рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

14. «Мыльные пузырьки».

Цель. Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материалы. Мыльная вода, трубочки.

Описание.

Художественное слово
           
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёнку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь.

15. «Тает снег в тепле».

Цель. Познакомить детей с агрегатным состоянием снега (в тепле снег растаял).

Материалы. Ёмкость со снегом, тарелочки, совочки по количеству детей.

Описание.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть снег, поиграть с ним.  Дети раскладывают снег по тарелочкам, собираясь покормить кукол, формируют «пирожки» из принесённого снега и т.п. Но снег в тепле тает, и дети не могут поиграть с ним. Воспитатель подводит детей к выводу, что снег в тепле тает.

16. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».

Цель. Выявить свойства воды: вода льётся.

Материалы. Куклы, стаканы, вода.

Описание. Посадить за стол кукол. – Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Итог. Какая вода? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.).

17. «Надуваем воздушные шары».

Цель. Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Материалы. 1 надутый воздушный шар, воздушные шары не надутые, султанчики, ленточки на каждого ребёнка.

Описание. Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушным шаром. Воспитатель незаметно прокалывает шар. Дети огорчены, играть нельзя, шар лопнул. Воспитатель объясняет детям, что воздуха в лопнувшем шарике нет и, предлагает детям найти воздух. Дети дуют на султанчики, ленточки. Вот воздух. Воспитатель раздают шары детям, и предлагает надуть их. Теперь можно играть с шарами. Воспитатель подводит детей к выводу, что в шарике - воздух, шар лопнул – воздуха нет.

18. «Рыбалка».

Цель. Закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материалы. Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Описание. Художественное слово  

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока.
Два дырявых башмака!

- Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

19. «Как вода гулять отправилась»

Цель. Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материалы. Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Описание.

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью. То же самое проделайте и со шприцом.

20. «Пенный замок».

Цель. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материалы. Мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Описание. Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку.
Заиграет принц на дудочке. 

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

21. «Горячо – холодно»

Цель. Формировать представление о температурных свойствах веществ и предметов.

Материалы. Ёмкости с водой разной температуры; ванночка.

Описание. Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый просит детей выбрать воду для умывания куклы (холодной водой умываться неприятно, горячей – можно обжечься, надо выбрать тёплую), определив, какая вода в ведёрках (осторожно потрогать не воду, а ёмкости, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Взрослый вместе с детьми выясняет, почему ёмкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по – разному). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый предлагает детям добавить ещё тёплой воды, но как её получить? (Налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями температуры воды. После купания проверяют температуру ёмкостей, в которых была вода (она одинаковая, так как без воды ёмкости быстро остыли). Взрослый с детьми обсуждают результат.

22. «Почему кораблики не плывут».

Цель. Обнаружить воздух, образовать ветер.

Материалы. Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Описание. Художественное слово

- Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

-Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

23. «Тает льдинка».

Цель.  Познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материалы. Свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Описание. Художественное слово

- Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица. Куда же пропала льдинка?

«Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем над  пламенем свечи. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». Почему лёд превратился в водичку?
- В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. 

24. «Подушка из пены»

Цель. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Материалы. На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на доске.)

25.«Теплый — холодный»

Цель.  Учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материалы. Пакеты с теплым и холодным песком.

Описание.  Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой  песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. Какой песок? (сухой, холодный, тёплый).

26. «Сильный ветер, слабый ветер».

Цель. Познакомить детей с силой ветра.

Оборудование. Пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе коробочки. Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые. Затем воспитатель проводит эксперимент. Берёт трубочку и начинает дуть через неё на коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы. Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух. Затем воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол. Ветер сильный – сдувает предметы. После проведения эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.

27. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель. Расширять представления детей о свойствах воды.

Материалы. Лейка, комнатные растения, пульверизатор.

Описание. В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Какими стали ладошки? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Итог. Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

28. «Что-то в коробке».

Цель. Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материалы. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Описание. Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

- Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

29. «Пускаем мыльные пузыри».

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха, если дуешь - появляются пузыри, если не дуешь - нет пузырей.

Материалы. Стаканчики с мыльной водой, соломинки, трубочки по количеству детей.

Описание. Воспитатель берёт трубочку и начинает дуть через неё в стаканчик с мыльной водой. Показывает детям, что появляются пузыри. Воспитатель объясняет что, в воду попадает воздух и появляются пузыри. Воспитатель предлагает детям взять трубочки подуть себе на ладошку, почувствовать воздух. А затем проделать опыт с мыльной водой самостоятельно. После проведения опыта воспитатель подводит детей к выводу, о том, что в человеке есть воздух и когда дуешь, то появляются пузыри.

30. «Времена года».

Цель. Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материалы. Ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Описание. Художественное слово            

- Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна»), в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

31. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель.  Научить детей  узнавать предметы, сделанные из бумаги. Вычленять ее качества и свойства (цвет,  гладкость, рвётся, горит и т.д.).

Материал. Бумага, ножницы, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Дети рассматривают бумагу, воспитатель побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Затем воспитатель демонстрирует горение бумаги. В конце занятия дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств материала.

32. «Где вода?».

Цель. Цель. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы.  Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, палочка.

Описание. Воспитатель предлагает детям налить воду в стаканчик с песком. Потрогайте песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуйте «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Для сравнения можно затем налить немного воды в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в стаканчики и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» (палочку) во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

 

33. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель. Научить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины.  Вычленять ее качества и свойства (твёрдость, толщина, режется, горит, не бьется, не тонет в воде.).

Материалы. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спички, запись DVD фильма, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет), пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Воспитатель показывает фрагмент фильма «Вырезание из бруска» и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Затем демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

34. «Ждём гостей».

Цель. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Материалы. Песок, вода, формочки.

Описание.  Детям предлагается рассмотреть песок, какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, круглые, не прилипают между собой. Можно ли из такого песка лепить? Почему? (песок сухой, сыпучий).  - Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (добавить воду).  Воспитатель с помощью  детей поливает песок из лейки.

 - Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый)

Давайте повторим все вместе:  Мокрый песок также сыплется как сухой? (мокрый песок не сыплется.). Затем дети берут формочки и делают «угощение» для гостей.

35. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель.  Научить детей узнавать предметы из ткани.  Определять ее качества и свойства (толщина, мягкость, мнется,  горит т.д.).

Материал. Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Воспитатель предлагает детям подумать из чего сшиты платья, какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщины. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Воспитатель демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Затем вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

36. «Тёплое - холодное».

Цель. Учить определять по тактильным ощущениям разные агрегатные состояния предметов (железные - холодные, деревянные- тёплые).

Материалы. Предметы деревянные и железные, салфетка.

Описание. Воспитатель подводит детей к столу, на котором заранее выложены разные предметы: деревянные кубики, ложки, палочки - предлагает потрогать их, приложить к щеке. Затем предлагает потрогать предметы из железа. Какие предметы на ощупь? Предметы тёплые и холодные. Будем играть. Накроем предметы салфеткой и будем находить тёплые деревянные предметы и холодные железные предметы. Дети самостоятельно приходят к выводу, что предметы из дерева тёплые, а из железа холодные.

37.«Сказка о том, как радуга в воде купалась».
 
Цель.  Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной краски и жёлтой, синей и зелёной.

Материалы.  Семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Описание. Художественное слово

- Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

- Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

38. «Песочные узоры»

Цель. Уточнить знания детей о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.

Материалы.  Сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.

Описание.  Воспитатель показывает детям, как заполнить конус песком, заткнув пальцем отверстие, как, слегка раскачивая конус над подносом, делать песочные узоры.

Конус с дыркой мы возьмём,

  Песок сыпать начнём.

  Кулёк на верёвочках качается,

  На подносе узор получается.

Затем воспитатель предлагает детям попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку.

39. «Волшебные краски».

Цель.  Показать детям, что при смешивании двух цветов появляется третий цвет.

Материалы. Гуашь жёлтого и синего цвета, палитры, трафареты яблока на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой.

Описание. Воспитатель предлагает детям раскрасить трафарет яблока в зелёный цвет. Перед детьми стоят краски жёлтого и синего цвета, зелёной краски нет. Воспитатель предлагает детям, смешать краски и посмотреть краска какого цвета получилась. Дети проводят опыт и раскрашивают яблоко. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что при смешивании двух красок получается третья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_igry_2_ml_gr_kartoteka.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР, ЭКСПЕРИМЕНТОВ ВО 2 МЛ. ГРУППЕ.

1.«Отгадай на вкус», «Отгадай на ощупь».

Цель. Формировать представления детей об органах чувств, их назначении (пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Материалы. Апельсин, лимон, чеснок, сахар, машинка, кукла, мяч, тарелка, кружка, пирамидка.

Описание. Воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, апельсин, сахар; затем дети опускают руку в отверстие ширмы («волшебный» мешочек), отгадывают предмет и затем достают его. - Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по вкусу, на ощупь? (На доске с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

2. «Рисовальнички».

Цель. Вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материалы. Большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Описание.

Художественное слово

Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы.
В синем море плещет рыбка

Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Вода, краски, стаканы.

Описание. Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Итог. Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода прозрачная, но легко окрашивается в любой цвет).

4. «Угадай, что звучит»,  «Угадай по запаху».

Цель. Формировать представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах).

Материалы.  Доска, ширма,  колокольчик, молоток,  погремушка, свисток, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон.

Описание. На столе разложены  колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток.  Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки? (отгадать по запаху…  т.д.).

•  Игра «Угадай, что звучит»  — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

•        Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали?

(На доске с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

 5. «Запах воды».

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

 Описание. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

 

6. «Пейте куклы вкусный сок».

Цель. Выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде, и изменять её цвет.
Материалы. Акварельные краски, кисточки, прозрачные  стаканы с водой.

Описание.

Художественное слово:

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.

- Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая  - в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

7. «Сухой песок сыпучий».

Цель. Знакомить детей со свойствами песка.

Материалы. Песочница, сухой песок, формочки.

Описание. Что это? (песок). Какого цвета песок? (коричневого).

 - Из чего состоит песок? (песок состоит из песчинок.)- Какие песчинки?  (маленькие, круглые, не прилипают между собой.) - Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).- Что мы сейчас делаем: (мы сыплем.) Как сыплется песок? (струйкой). Предложить детям сделать колобок из сухого песка. Он не получился, рассыпался. Почему? (песок сыпучий.)

8. «Вкус воды».

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Описание. Спросить у детей, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль, а в другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

9. «Сказка о камешке».

Цель. На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материалы. Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Описание.

Художественное слово.
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!»

10. «Что в пакете?».

Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материалы.  Полиэтиленовые пакеты.

Описание. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

11. «Считалочка-купалочка».

Цель.  Познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материалы. Ванночка с водой, игрушки.

Описание.

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

12.«Поиграем с водой».

Цель. Познакомить детей со свойствами воды, показать детям, что вода переливается из разных сосудов.

Материалы. Разнообразные сосуды с водой, пустые тазы.

Описание. Воспитатель готовит разнообразные сосуды с водой, показывает их детям. Предлагает определить что это. Дети отвечают, что это вода. Воспитатель берёт один сосуд и выливает медленно из него воду в таз. Дети наблюдают за опытом. Воспитатель спрашивает: Какая вода? – Вода жидкая. Что делает вода? Вода льётся. Дети выбирают сосуд с водой и выливают воду, по желанию снова набирают воду и выливают её. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода жидкая, вода льётся.

13. «Игры с соломинкой».

Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы. Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Описание. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Воспитатель рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

14. «Мыльные пузырьки».

Цель. Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материалы. Мыльная вода, трубочки.

Описание.

Художественное слово
           
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёнку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь.

15. «Тает снег в тепле».

Цель. Познакомить детей с агрегатным состоянием снега (в тепле снег растаял).

Материалы. Ёмкость со снегом, тарелочки, совочки по количеству детей.

Описание. 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть снег, поиграть с ним.  Дети раскладывают снег по тарелочкам, собираясь покормить кукол, формируют «пирожки» из принесённого снега и т.п. Но снег в тепле тает, и дети не могут поиграть с ним. Воспитатель подводит детей к выводу, что снег в тепле тает.

16. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».

Цель. Выявить свойства воды: вода льётся.

Материалы. Куклы, стаканы, вода.

Описание. Посадить за стол кукол. – Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Итог. Какая вода? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.).

17. «Надуваем воздушные шары».

Цель. Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Материалы. 1 надутый воздушный шар, воздушные шары не надутые, султанчики, ленточки на каждого ребёнка.

Описание. Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушным шаром. Воспитатель незаметно прокалывает шар. Дети огорчены, играть нельзя, шар лопнул. Воспитатель объясняет детям, что воздуха в лопнувшем шарике нет и, предлагает детям найти воздух. Дети дуют на султанчики, ленточки. Вот воздух. Воспитатель раздают шары детям, и предлагает надуть их. Теперь можно играть с шарами. Воспитатель подводит детей к выводу, что в шарике - воздух, шар лопнул – воздуха нет.

18. «Рыбалка».

Цель. Закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материалы. Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Описание. Художественное слово  

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока.
Два дырявых башмака!

- Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

19. «Как вода гулять отправилась»

Цель. Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материалы. Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Описание.

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью. То же самое проделайте и со шприцом.

20. «Пенный замок».

Цель. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материалы. Мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Описание. Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку.
Заиграет принц на дудочке. 

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

21. «Горячо – холодно»

Цель. Формировать представление о температурных свойствах веществ и предметов.

Материалы. Ёмкости с водой разной температуры; ванночка.

Описание. Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый просит детей выбрать воду для умывания куклы (холодной водой умываться неприятно, горячей – можно обжечься, надо выбрать тёплую), определив, какая вода в ведёрках (осторожно потрогать не воду, а ёмкости, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Взрослый вместе с детьми выясняет, почему ёмкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по – разному). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый предлагает детям добавить ещё тёплой воды, но как её получить? (Налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями температуры воды. После купания проверяют температуру ёмкостей, в которых была вода (она одинаковая, так как без воды ёмкости быстро остыли). Взрослый с детьми обсуждают результат.

22. «Почему кораблики не плывут».

Цель. Обнаружить воздух, образовать ветер.

Материалы. Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Описание.
Художественное слово

- Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

-Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

23. «Тает льдинка».

Цель.  Познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материалы. Свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Описание. Художественное слово

- Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица. Куда же пропала льдинка?

«Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем над  пламенем свечи. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». Почему лёд превратился в водичку?
- В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. 

24. «Подушка из пены»

Цель. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Материалы. На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на доске.)

25.«Теплый — холодный»

Цель.  Учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материалы. Пакеты с теплым и холодным песком.

Описание.  Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой  песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. Какой песок? (сухой, холодный, тёплый).

26. «Сильный ветер, слабый ветер».

Цель. Познакомить детей с силой ветра.

Оборудование. Пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе коробочки. Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые. Затем воспитатель проводит эксперимент. Берёт трубочку и начинает дуть через неё на коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы. Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух. Затем воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол. Ветер сильный – сдувает предметы. После проведения эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.

27. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель. Расширять представления детей о свойствах воды.

Материалы. Лейка, комнатные растения, пульверизатор.

Описание. В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Какими стали ладошки? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Итог. Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

28. «Что-то в коробке».

Цель. Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материалы. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Описание. Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

- Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

29. «Пускаем мыльные пузыри».

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха, если дуешь - появляются пузыри, если не дуешь - нет пузырей.

Материалы. Стаканчики с мыльной водой, соломинки, трубочки по количеству детей.

Описание. Воспитатель берёт трубочку и начинает дуть через неё в стаканчик с мыльной водой. Показывает детям, что появляются пузыри. Воспитатель объясняет что, в воду попадает воздух и появляются пузыри. Воспитатель предлагает детям взять трубочки подуть себе на ладошку, почувствовать воздух. А затем проделать опыт с мыльной водой самостоятельно. После проведения опыта воспитатель подводит детей к выводу, о том, что в человеке есть воздух и когда дуешь, то появляются пузыри.

30. «Времена года».

Цель. Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материалы. Ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Описание. Художественное слово            

- Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна»), в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

31. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель.  Научить детей  узнавать предметы, сделанные из бумаги. Вычленять ее качества и свойства (цвет,  гладкость, рвётся, горит и т.д.).

Материал. Бумага, ножницы, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Дети рассматривают бумагу, воспитатель побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Затем воспитатель демонстрирует горение бумаги. В конце занятия дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств материала.

32. «Где вода?».

Цель. Цель. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы.  Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, палочка.

Описание. Воспитатель предлагает детям налить воду в стаканчик с песком. Потрогайте песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуйте «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Для сравнения можно затем налить немного воды в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в стаканчики и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» (палочку) во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

33. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель. Научить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины.  Вычленять ее качества и свойства (твёрдость, толщина, режется, горит, не бьется, не тонет в воде.).

Материалы. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спички, запись DVD фильма, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет), пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Воспитатель показывает фрагмент фильма «Вырезание из бруска» и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Затем демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

34. «Ждём гостей».

Цель. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Материалы. Песок, вода, формочки.

Описание.  Детям предлагается рассмотреть песок, какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, круглые, не прилипают между собой. Можно ли из такого песка лепить? Почему? (песок сухой, сыпучий).  - Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (добавить воду).  Воспитатель с помощью  детей поливает песок из лейки.

 - Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый)

Давайте повторим все вместе:  Мокрый песок также сыплется как сухой? (мокрый песок не сыплется.). Затем дети берут формочки и делают «угощение» для гостей.

35. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель.  Научить детей узнавать предметы из ткани.  Определять ее качества и свойства (толщина, мягкость, мнется,  горит т.д.).

Материал. Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Воспитатель предлагает детям подумать из чего сшиты платья, какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщины. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Воспитатель демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Затем вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

36. «Тёплое - холодное».

Цель. Учить определять по тактильным ощущениям разные агрегатные состояния предметов (железные - холодные, деревянные- тёплые).

Материалы. Предметы деревянные и железные, салфетка.

Описание. Воспитатель подводит детей к столу, на котором заранее выложены разные предметы: деревянные кубики, ложки, палочки - предлагает потрогать их, приложить к щеке. Затем предлагает потрогать предметы из железа. Какие предметы на ощупь? Предметы тёплые и холодные. Будем играть. Накроем предметы салфеткой и будем находить тёплые деревянные предметы и холодные железные предметы. Дети самостоятельно приходят к выводу, что предметы из дерева тёплые, а из железа холодные.

37.«Сказка о том, как радуга в воде купалась».
 
Цель.  Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной краски и жёлтой, синей и зелёной.

Материалы.  Семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Описание. Художественное слово

- Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

- Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

38. «Песочные узоры»

Цель. Уточнить знания детей о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.

Материалы.  Сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.

Описание.  Воспитатель показывает детям, как заполнить конус песком, заткнув пальцем отверстие, как, слегка раскачивая конус над подносом, делать песочные узоры.

Конус с дыркой мы возьмём,

  Песок сыпать начнём.

  Кулёк на верёвочках качается,

  На подносе узор получается.

Затем воспитатель предлагает детям попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку.

39. «Волшебные краски». 

Цель.  Показать детям, что при смешивании двух цветов появляется третий цвет.

Материалы. Гуашь жёлтого и синего цвета, палитры, трафареты яблока на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой.

Описание. Воспитатель предлагает детям раскрасить трафарет яблока в зелёный цвет. Перед детьми стоят краски жёлтого и синего цвета, зелёной краски нет. Воспитатель предлагает детям, смешать краски и посмотреть краска какого цвета получилась. Дети проводят опыт и раскрашивают яблоко. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что при смешивании двух красок получается третья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр-экспериментов в средней группе.

Экспериментальная работа в доу....

Картотека игр - экспериментов в старшей группе

Картотека игр - экспериментов...

Картотека зимних экспериментов в старшей группе ДОУ

В картотеке описаны эксперименты по зимней тематике. Это эксперименты для проведения на улице и в помещении. Не требуют сложной подготовки....

Картотека игр -экспериментов в старшей группе

Картотека игр -экспериментов в старшей группе...

КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Занимательные опыты и игры , которые не могут не заинтересовать малышей....

Картотека игр-экспериментов в старшей группе

Картотека игр-экспериментов в старшей группе....

Картотека игр-экспериментов в средней группе (часть 1)

Игры с краскамиРазноцветные шарикиЗадача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, ...