STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника
статья (подготовительная группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена использованию  «STEAMS – технология» в развитии интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях детского учреждения.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steams.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Мир меняется, меняется жизнь. Происходят глобальные социально - экономические преобразования в обществе. Динамично развиваются инновационные технологии  и внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Страна нуждается в совершенно в новых людях: креативно мыслящих, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы и внедрить их в жизнь, владеющей новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

Происходящие изменения затрагивают и систему образования, в том числе дошкольное образование. Обновляется содержание образования на всех ступенях, приходят цифровые образовательные технологии: 3D моделирование и прототипирование, робототехническое конструирование и другие.

Исходя из потребностей жизни, я углубленно работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество с использованием современных информационно коммуникативных технологий в условиях детского учреждения.

   Изучая современные инновационные технологии в образовании, я пришла к выводу, что данная цель может успешно реализовываться благодаря применению в работе с детьми игровой технологии "STEAMS". Цели и задачи данной технологии полностью перекликается с целью и задачами нашей проблемы .

Решая данные цели и задачи мы поставили акцент на проектно-исследовательской и игровой деятельности детей с вовлечением родителей.

    Мы разработали детско-родительский проект " Детский городок будущего", который состоит из нескольких мини-проектов.

Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество с использованием современных ИКТ в условиях детского учреждения.

Задачи:

- Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

- развивать умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации;

- формировать умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т.п.);

- формировать умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра и т.п.;

- формировать умение интегрировать в собственную сюжетно-ролевую игру, создать игровое пространство);

- развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи;

- формировать умение придумать техническое решение поставленной задачи,

- формировать умение самостоятельно создавать продукт деятельности.

- развитие критического мышления.

- Заинтересовать и вовлекать родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

    На первом этапе проекта было  изучено теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике, проведено знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования, на основе STEM-технологии. создана актуальная предметно-пространственная среда, соответствующая целевым установкам и стимулирующая детскую инициативу, творчество.

   Так как STEMS образование имеет  модульное  направление, исходя из условий детского учреждения для достижения цели и решения задач нами были  созданы 6 модулей, каждый из которых направлен на комплексное решение специфичных задач,

1. Модуль «LEGO - конструирование» ( в групповом помещении и функциональное помещение дошкольного учреждения «LEGOLAND»);

2. Образовательный модуль «Математическое развитие» (( в групповом помещении)

3. Образовательный модуль «Робототехника» ( в групповом помещении и функциональное помещение дошкольного учреждения "«Студия робототехники»

4. Образовательный модуль «Мультстудия»

5. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (в групповом помещении и функциональное помещение дошкольного учреждения "Маленький исследователь", на терртиории ДОУ «опытная полянка» (опыты в природе), сад-огород (опыты с растениями).

     Все данные модули  позволяют детям исследовать, экспериментировать, представлять в разных образах изучаемые объекты.

    В группе создано  коворкинг- пространство  из элементов модулей, которое позволяет любому  ребенку  найти для себя рабочее место. Компоненты коворкинг-пространства мобильны, что позволяет трансформировать их в зависимости от конкретных задач проекта и  позволяет создавать условия для апробации и реализации дошкольниками собственных замыслов, что является основой развития креативности.

   В группе также было создано образовательное пространстве «Развивающая стена», где  дети в течение дня рассматривали изображения и делились впечатлениями.  

      Педагогами был разработан был разработан план мероприятий по реализации проекта.

   На практическом этапе деятельность по достижению поставленных задач  осуществлялось в интеграции различных видов деятельности детей, таких как, игра, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность (в том числе научно-техническое творчество), различные виды художественно-творческой деятельности (дизайн, создание мультфильмов и др.), освоение элементы программирования и цифровые технологии..

Так как технология предусматривает реализацию проекта через  овладения детьми алгоритмом деятельности, мы перед началом каждого мини-проекта тщательно продумывали, что и как исследуем? Что и как изучаем?  Что и как познаем?, Какой алгоритм деятельности осваивают дети?, Какой продукт (проект) создают дети?, Какие художественно-выразительные средства искусства ребенок осваивает?  Какие методы творческой реализации выбирает ребенок? Какие элементы математического мышления развиваются у ребенка (геометрическое, пространственное, алгоритмическое, временное, комбинаторика и т.п.),  В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, речевая, познавательная, исследовательская, элементарная инженерно-техническая, коммуникативная и др.), учитывали возможности для каждого ребёнка

Педагог ставит задачу, создавая проблемную ситуацию. Дети определяют, что будут   делать, чтобы решать возникшую проблему. Разрабатываеют алгоритм деятельности путем общего обсуждения. Каждому дается возможность высказаться. Педагог может участвовать как полноправный член коллектива, мотивируя детей к реализации поставленных задач. С помощью наводящих вопросов помочь устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию познавательного интереса детей.

Распределяют фронт работы, учитывая желание каждого ребенка. Если один и тот же объект хотят обследовать и создавать 2-3 детей,  им дается такая возможность.

Например, реализуя мини-проект "Детский парк будущего" кто-то изучает ландшафтный дизайн парка, кто-то исследуют деревья и кустарники, которые должны быть в парке, кто-то кафе для перекуса, кто-то зону отдыха посетителей парка, кто-то самих посетителей и т.д. В совокупности получаем творчески оформленный коллективный детский парк будущего.

      Т.о. «STEAMS – технология» - эффективное условие  развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях детского учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Инновационные технологии интеллектуального развития ребенка дошкольника

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого пед...

Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника

Использование кинезиологических упражнений как видздоровьесберегающих технологий    Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед на...

STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольник

Статья посвящена использованию STEAMS технология  в  развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях д...