Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
статья

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Подготовила: воспитатель Кузьменкова А. А.

2021

Современный процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет все более высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Педагогический процесс определяется постоянным взаимодействием субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. В педагогике выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. Обучаемый в образовательном процессе синхронно занимает позицию, как объекта, так и субъекта. В субъектно-объектном отношении в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта  ребенок. Педагог выступает активным субъектом педагогической деятельности, а ребенок является пассивной стороной , является исполнителем требований и задач, которые назначает педагог. До тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, а познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Далее субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность для ребенка приобретает личностную значимость, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, подобное взаимодействие получило название личностно-ориентированное .Стоит отметить, что в России личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило свое обоснование в трудах Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина. Так, И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение  это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образованию. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании». Также, имеется отражение личностно-ориентированного подхода в нормативной базе РФ. В законе РФ «Об образовании», статье 2, первым принципом государственной политики в области образования называется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Концепция личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. При этом здесь обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя В реализации личностного подхода педагог в обучении дошкольников решает следующие вопросы: Какая деятельность будет способствовать развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в дошкольном возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и ребенку и педагогу, и способствовал гармоничному развитию ребенка? .Исходя из выше сказанного, личностно-ориентированное обучение  это организация педагогического процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к полноправному участнику педагогического процесса. Итак, можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. Современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. А ведь именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в будущем. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем. В первую очередь дошкольное учреждение несет ответственность за посильное развитие каждого дошкольника, достигнет ли, максимально возможного уровня, найдет ли свое место в жизни, станет ли свободной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершен...

"Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные...

Личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.

Статья о новых подходах в воспитании дошкольников....

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников в рамках ФГОС.

-изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания;-внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику;-формирование личностной индивидуальности, создание условий для развития тво...