"Значение конструирования в развитии детей младшего возраста"
консультация (младшая группа)

Прусик Тереза Генриховна

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

 

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут

«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет

конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой:

мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstuirovanie.docx369.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Значение конструирования в развитии

                    детей младшего дошкольного возраста»

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут

«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет

конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой:

мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Конструирование - это пустое развлечение или полезная,  развивающая

деятельность?

1 Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности

ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,

ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2 .Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того,

что получится.

3 .Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных

деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных

действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его

словарный запас.

4 Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это

крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как

усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать

свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6 .А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии,

воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам

и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики.

Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.

Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3

- 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами).

 Конструктивная деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с

материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после

начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец

взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более

самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов,

кукольной мебели).

К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте

оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору

строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей,

машинки, куколки, животных.

Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо

интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять

привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей

нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река

"разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень

терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении,

с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более

опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с

каждой новой идеей.

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по

возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось

играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов

сейчас великое множество.

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет

«Чудесные кирпичики»

Цель: познакомить со свойствами деталей строительного материала через сюжетное конструирование.                                                                                                                          Материал: набор строительного материала - кирпичики и кубики, матрёшка.                  

 Занятие.                                                                                                                                   Познакомьте ребёнка с кирпичиками: показывая и рассказывая, что можно построить из этого материала.                                                                                                                    Продемонстрируйте устойчивость кирпичиков от их расположения. Для этого поставьте их вертикально друг за другом и слегка подтолкните первый из них. Все кирпичики упадут друг на друга.                                                                                                                   Попросите ребёнка повторить ваши действия. Помогите, если он затрудняется.                            Импровизируйте сюжет игры появлением главного персонажа – матрёшки Машеньки.             Для неё необходимо построить домик, дорожку и скамеечку.                                                           Стройте вместе, управляйте процессом, объясняя свои действия.

«Петушок– золотой гребешок»

Цель: научить конструировать через простой сюжет, различать материалы.              Материал: набор строительного материала - кубики, матрёшка, игрушка петушок.

Занятие.                                                                                                                                         Продолжите сюжетную игру с Машенькой, у которой живёт петушок. Для него необходимо построить башенку. Попросите ребёнка помогать вам в строительстве: взять кубики синего цвета и установить их друг на друга.                                                             Похвалите малыша, произнеся: «Какая высокая башенка синего цвета получилась для петушка!» Петушок взлетел вверх и закричал: «Ку-ка-ре-ку». Спросите, как петушок кричит? Предложите построить башенку красного цвета, затем жёлтого и т.д.

«Дружок»

Цель: обучить созданию простых конструкций через сюжет, познакомить с новой деталью стройматериала – призмой, расширить словарный запас новыми словами.      Материал: набор строительного материала – кубики, кирпичики, призма, матрёшка, петушок, собачка.

Занятие.                                                                                                                                        Постройте домик для Машеньки с новым элементом – призмой наверху. Получилась крыша. Обратите внимание ребёнка на новый материал, возьмите его в руки и сравните с кубиком, объясните между ними разницу.                                                                                               По сюжету у Маши появляется друг - собачка по кличке Дружок. Попросите малыша построить для него маленький домик - будку. Проведите сравнение дома Маши и будки Дружка: «большой - маленький». Спросите, как лает собачка, расскажите, для чего нужна ему будка.

«Гости»

Цель: раскрыть разные свойства строительного материала – цвет, форму, возможности, развивать речь.                                                                                                                      Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушечная посуда.

Занятие.                                                                                                                                             Перед началом поупражняйтесь в повторении пройденного материала. Попросите ребёнка показать кубики разных цветов, кирпичики и призму. Затем вспомните, где живёт петушок, собачка Дружок и какие звуки они издают. Всё получилось? Отлично!              По сюжету к Маше в гости пришли её подруги - матрёшки, яркие платочки, розовые щёчки. Маша, как радушная хозяйка, хочет напоить их чаем, но мебели нет: ни стола, ни стульев. Нужно помочь Маше построить мебель.                                                                                         Строим стол: на кубик кладём кирпичик, а затем и стулья: кирпичик на спинку, а кубик для сиденья. Рассадите матрёшек на стулья, накройте столы игрушечной посудой, называя каждый предмет. Пока гости заняты чаепитием, постройте для них диван, применяя кирпичики и кубики. В процессе игры задавайте ребёнку вопросы: « Для чего необходим стол, стулья, диван и посуда?» После отдыха гости поблагодарили Машу, произнеся: «Спасибо».

«Машинка»

Цель: познакомить с новой деталью – пластиной, научить строить по образцу машинку, формировать представление о машине, как транспортном средстве.                                       Материал: набор строительного материала, матрёшки.

Занятие.                                                                                                                                     Предложите ребёнку внимательно посмотреть на детали стройматериала. Спросите: « На что похожа пластина: на кубик или на кирпичик?» Поместите рядом с пластиной кубик и кирпичик. Пусть ребёнок сравнит их между собой и подведёт итог.                                                Расширяйте знакомство с окружающим миром. По сюжету постройте вдоль дороги много домов, изображая улицу. Спросите ребёнка: «Что ездит по улице? Как Маша переходит дорогу?» Предложите построить машинку. Для этого на кирпичик кладётся кубик – кабинка машины. Пусть ребёнок повторит ваши действия и построит самостоятельно машинки разных цветов.                                                                                                           Усложните задачу. Предложите построить автобус.                                                                                           Для этого на длинную пластину кладутся кубики через определённое расстояние друг от друга, оставляя место для окошек. Верх накрывается другой пластиной, изображая крышу автобуса. Готово! Посадите матрёшек в машину или автобус и поехали. Имитируете звуки движения транспорта.

« Детский сад»


Цель: научить различать значение слов: узкая – широкая.

Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушки – мелкие машинки.

Занятие.

По сюжету Маша идёт в детский сад. Необходимо построить дорожку. Какую? Узкую. Кирпичиками разного цвета выкладываете узкую дорожку и, двигая матрешками, шагаете по ней.                                                                                                                                               Машины ездят по широкой дорожке: пластинами выкладываете широкую дорогу и, обыгрывая её, катаете по ней мелкие машинки. Пока идёт активное движение на дороге, постройте здание садика, широкие ворота и узкую калитку, через которую Маша войдёт на территорию садика.                                                                                                                           Не забывайте озвучивать свои действия, обращая особое внимание ребёнка на новые слова – узкая и широкая. Машина подъезжает к воротам садика и сигналит. Как? Что привёз шофёр деткам в садик?                                                                                                           Подведите итог развивающей игре.


«Прогулка по парку»

Цель: научить строительству качелей из призмы и пластины, закрепить предыдущие навыки, пополнить словарный запас новыми словами: длинный – короткий, низкий – высокий.                                                                                                                              Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушечные деревья.

Занятие.

По сюжету Маша находится на прогулке в парке.                                                                       Постройте ворота разной высоты: высокие – из пластин и низкие – из кирпичиков. Поместите игрушечные деревья – имитация парковой зоны.                                                              В высокие ворота въезжают большие машины, которые привезли в парк новые качели и карусели для детей. Низкие ворота – для прохода людей. Маша входит на территорию парка. А где же дорожка? Постройте узкую дорожку из кирпичиков, но так, чтобы путь получился коротким.                                                                                                                     Выдержите паузу и озвучьте ребёнку этот момент.                                                                               А Маше нравится гулять по длинной дорожке. Добавьте несколько кирпичиков, чтобы получилась длинная дорожка. Отлично!                                                                                Комментируйте действия, обращая особое внимание ребёнка на новые слова: длинный – короткий, низкий – высокий. В парке дети катаются на качелях, и Маша захотела покачаться. Постройте для неё качели. Возьмите призму, спросите ребёнка: «Что это?» И на её острый конец положите пластину. Получились качели. Покатайте Машу.                                          А теперь матрёшка хочет отдохнуть. Постройте для неё скамейку: поставьте два кубика, а на них положите пластину. Отличное место для отдыха получилось для Маши и её подруг. Рассадите подружек на скамеечку.                                                                               Расскажите ребёнку, что интересного и познавательного можно увидеть в лесопарковой зоне. Если вам приходится часто прогуливаться по живописному месту отдыха, то поинтересуйтесь у ребёнка, что он запомнил во время прогулки.

« На лодочке»

Цель: научить строить лодочку из разных деталей, различая их по форме, цвету, величине, обогащая словарный запас новыми словами.                                                                   Материал: набор строительного материала, матрёшки – большая и маленькая.

Занятие.

По сюжету Маша хочет покататься на лодочке. Предложите ребёнку построить для неё лодку. Возьмите две пластины и положите их параллельно друг другу. Попросите малыша подать призму – это будет нос судна.                                                                                                    В процессе игры задавайте вопросы по цветам деталей, которые применяются в строительстве лодки. Заднюю часть судна закройте кирпичиком, а по центру положить ещё один для скамеечки, на которой будет сидеть Маша.                                            Продемонстрируйте катание матрёшки по воде.                                                                                                                  У Маши есть подружка, маленькая матрёшка, которая тоже хочет покататься на лодочке.                     Предложите ребёнку для неё самостоятельно построить судно.

 «Горка во дворе» 

Цель: познакомить с крупным строительным материалом, пополнить словарный запас новыми словами: большой – маленький, положи – сними, разбери.                          Материал: крупный строительный материал, куклы.

Занятие.

Познакомьте ребёнка с крупным строительным материалом: показывая и рассказывая, что можно из него построить.                                                                                                              Закрепляя предыдущие навыки, попросите малыша назвать или показать детали мелкого строительного материала, сравнивая с крупным. Предложите построить большую горку для кукол. Возьмите крупную призму и спросите ребёнка: «Что это? Какого цвета?» Помогите, если он затрудняется ответить на вопрос.                                                                               Установите призму и задайте вопрос: « А как подняться на горку? Давай построим лесенку. Принеси мне три кубика»                                                                                                      Два кубика приставляете к призме один на другой, а оставшийся к нижнему кубику. Получились ступеньки на горочку. Теперь можно и прокатиться куклам.                                                                  Если крупного материала нет в наличии, замените мелким материалом, произведя с ним те же действия. А куклы возьмите маленького размера.



                   «Строим мостик»

Цель: научить строить по образцу, называя детали конструктора и цвет, создавать из нескольких деталей целое, объясняя функциональность создаваемой конструкции.

Материал: набор строительного материала, маленькая машинка.

Занятие.

Для закрепления пройденного материала, спросите ребёнка название деталей конструктора и цвет деталей.

Предложите построить мостик для машин.

Возьмите пластину, четыре кубика и две призмы. Поставьте один кубик на другой около одного конца пластины, а другие кубики около другого края пластины.

Сверху на них положите пластину, а по бокам - призмы, чтобы машинка легко заезжала и съезжала с мостика.

Продемонстрируйте движение транспорта по мостику.

Предложите ребёнку построить мост самостоятельно, комментируя последовательность действий, обращая внимание на образец.                                                                             Конструируя, расширяйте воображение малыша, создавая познавательные сюжеты.         Развивайте сенсорные способности и наглядно- действенное мышление ребёнка.                 Развивающие занятия с детьми 2-3 летнего возраста способствуют развитию связной речи, умению выражать мысли и чувства, строить простые предложения.                                                 Дуэт с взрослым создаёт психологический комфорт, помогая ребёнку говорить свободно, с пониманием, закладывая основу произношения красивой речи.                                                   Наряду с конструированием из строительного материала, развивается конструирование из бумаги, которое способствует созданию различных образов, обогащая сюжетной игрой.         Развивающие занятия с детьми 2-3 лет позволяют понять различные свойства бумаги и деталей конструктора, расширяя мышление и кругозор.

«Первый снег»

Цель: научить приёму скатывания мягкой бумаги в комочки, пополнить словарный запас новыми словами, активизировать речь словосочетаниями: снег падает, снег кружится.

Материал: бумажные салфетки, нитки.

Занятие.

Вспомните, как плавно летит и падает на землю снег.

Имитируйте движение снежинок лёгким покачиванием рук. А чуть подует ветерок, снег начинает кружиться, подниматься, вьюжить.

Продолжите игру, читая стишок Агнии Барто «Снег»:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Предложите ребёнку сделать снежные комочки.

Покажите и объясните ему, как путём сминания салфетки и последующего скатывания ладошками, можно сделать пушистые комочки.

Важно! Это упражнение способствует развитию мелкой моторики рук, стимулируя функции головного мозга и речь ребёнка.                                                                                   Поиграйте в «снежки», бросая и ловя лёгкие комочки, развивая меткость.                                             Готовые изделия подвесьте на нитку, украсьте комнату или разложите на ёлку перед новогодними праздниками.

«Снеговик»

Цель: заинтересовать конструированием с бумагой, активизировать словарь: мягкий, самый большой, поменьше, самый маленький.

Материал: мягкая бумага белого цвета, салфетки.

Занятие.

Если на улице зимний период времени и у вас есть возможность слепить снеговика, то это будет наглядный урок для ребёнка.

Предложите ему сделать маленьких снеговиков из бумаги.

Возьмите в руки мягкую бумагу белого цвета, сомните её и скатайте большие и маленькие комочки.

Теперь попросите ребёнка повторить ваши действия - сначала самый большой, затем поменьше и, наконец, самый маленький.

Не забывайте произносить название элементов снеговика, побуждая малыша повторять новые слова.

Если требуется помощь, то помогите ему, поощряя и подбадривая приятными выражениями.

Когда комочки разной величины будут готовы, склейте их, наглядно демонстрируя действия. Приклейте нос из красного конуса и нарисуйте глаза.

Снеговики нарядно украсят праздничную ёлку, уютно расположившись на её пушистых лапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...

«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...

Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...

Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...

«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.Конструктивная деятельность очень важна для гармоничног...

Публикация по теме: «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста»

                Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка,  занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чег...